В отличие от негативных прав, позитивные — фиксируют обязанности государства, организаций и лиц предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Это, например, право на образование, медицинское обслуживание или охрану здоровья, право на труд и т.д. Ясно, что реализовать эти права гораздо труднее, чем права негативные, запретительные. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов, с одной стороны, и подлинно демократического устройства — с другой..
Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами:
—во-первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально-экономическими правами и свободами;
—во-вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами;
—в-третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами.
Гражданские права (в отличие от прав граждан, включающих весь обширнейший комплекс прав и свобод личности, подданных государства) — это естественные, неотъемлемые права человека. К ним обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, права на защиту чести и доброго имени, на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого, на тайну переписки и телефонных разговоров, свободу передвижений и выбора места жительства, право на свободное заключение брака и др. В ряде стран, несмотря на конституционное закрепление гражданских прав, наблюдается их постоянное нарушение, прежде всего органами и функционерами спецслужб.
Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. Среди них: избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, печати, радио и телевидения, свобода совести и др. Во многих государствах существуют проблемы адекватной реализации провозглашенных политических прав и свобод. Их недостаточно закрепить в конституции. Нужны соответствующие условия и механизмы воплощения этих прав и свобод в политическую реальность. В отдельных странах политические права граждан грубо нарушаются. На протяжении десятилетий таким государством являлась ЮАР. В начале 90-х годов печальные «рекорды» нарушения гражданских и политических прав некоренных жителей поставили Эстония и Латвия, чьи действия напомнили позорную практику Израиля в отношении палестинского народа.
Социально-экономические и культурные права и свободы определяют правовое положение личности как члена гражданского общества. Среди них: право на частную собственность, предпринимательство, право на свободный труд, социальное обеспечение, отдых, образование, достойный уровень жизни и др. В ряде стран провозглашенные права не имеют социальных или материальных гарантий.
Права человека становятся реальностью также лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями людей. В число обязанностей граждан демократических государств обычно входит соблюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов, подчинение полицейским предписаниям, охрана природы и др.
В современных условиях соблюдение и все более богатое конкретное наполнение прав личности выступают важнейшим критерием внутренней и внешней политики, ее человеческого намерения. В рамках отдельных стран соблюдение прав человека — необходимое условие нормального демократического развития, социального прогресса в мировой политике — гарантия построения международных отношений на принципах подлинного гуманизма. Формулируя основополагающие конституционные идеи, А.Д. Сахаров подчеркнул: «Все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье. Целью и обязанностью граждан и государства является обеспечение социальных, экономических и гражданских прав личности... Цель народа — счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения».
Парадигма человеческого намерения политики предполагает в частности, что одним из основных критериев современного политического развития должно являться состояние прав и свобод личности, а шире — степень совершенства гражданского общества. Причем речь идет не просто о том, чтобы при «рассмотрении» политики изменить направление подхода; вместо прежнего — от государства к обществу перейти к новому алгоритму: «человек — гражданское общество -государство». Меняются сами критерии исследования. На первый план выходит сам человек, проблемы реализации его потенций интересов в политике и обществе ради всеобщего благополучия и процветания.
Соответственно, можно сформулировать следующие фундаментальные устои развития гражданского общества и политики в человеческом выражении:
—Первый из них может быть выражен в формуле: не только граждане общества, но и общество граждан.
—Второй во фразе: не только собственность подчиняется общему благу, но и общее благо вытекает из собственности личности.
—Третий: не только государство дает свободу гражданам, но и граждане, и гражданское общество — меру свободы государству.
—Четвертый: не только законы лежат в основе прав человека но сами права человека — в основе законов.
2.4 Политическая психология
Сейчас уже с большой долей уверенности можно сказать, что сама жизнь поставила на повестку дня необходимость глубокого политико-психологического анализа социальных процессов и деятельности субъектов политики. К настоящему времени в ряде развитых стран в основном сложилось самостоятельное научное направление, исследующее политико-психологическую проблематику и получившее название политической психологии. Все шире признается понимание политической психологии, как одной из важнейших политологических дисциплин, изучающей «человеческое измерение» политики: особенности и стереотипы восприятия политических событий, усвоение политических ценностей, особенности качеств лидера и т.п.
Политическая психология — синтетическая наука. Ее идейно-теоретические истоки прослеживаются в ряде смежных дисциплин. Многие идеи о соотношении политики и личности нисходят в политическую философию, к трудам Аристотеля, Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. Спенсера и др. В XX в. значительное внимание психологическим феноменам крупных исторических процессов уделили А. Тойнби, Дж. Оруэлл и др. Важную роль для политической психологии играет социология политики, особенно ее «поведенческий» раздел, поиск социопсихологических механизмов, управляющих поведением людей, участвующих в политике. Политологу необходимо знать основные социологические приемы исследования, методологию изучения социально-психологических процессов в малых и средних группах: проблемы социализации личности, лидерства, конформизма, идентификации и т.д.
Другим основанием политической психологии является, собственно, психология, особенно такие ее разделы, как общая теория личности, социально-психологические механизмы социолизации, возрастная (молодежная) психология, психология управления, психология пропаганды; направления и школы: бихевиоризм, фрейдизм, неофрейдизм и др.
Политическая психология как наука, объединяющая психологию, управление и политологию, начала развиваться в период между первой и второй мировыми войнами. В США первым представится политической психологии был Х.Д. Лассуэл. В Германии она возникла в период фашизма и развивалась, с одной стороны, как критика нацистского движения, с другой — как средство для манипулирования массами.
Широкие исследования в области политической психологи» развитых странах развернулись с 60-х годов XX в. В США в время при Американской психиатрической ассоциации была аи группа для изучения политико-психологических проблем между родных отношений. В 1968 г. в Американской ассоциации политических наук возникло отделение политической психологии, а в 1979г. на его основе создано Международное общество политической психологии.
Западноевропейская политическая психология, хотя и находилась под определенным влиянием американского «бихевиористского движения, делавшего сильный акцент на изучение психологически структур и процессов, как детерминантов политической мысли и решений, но пренебрегавшего исследованием макроотношений власти влияния и авторитета в обществе, изначально характеризовалась более широким подходом к политико-психологическим явлениям. Определенное влияние марксистской и неомарксистской школ в Европе в целом позволило многим ученым, специализировавшимся в облай психологии политики, правильно осознать роль политического процесса в формировании социально-политического поведения, хотя бихевиористский подход полностью и не был преодолен. Современное поколение исследователей, получивших образование как в области политических наук, так и психологии, все шире высказывается за междисциплинарный подход.