Смекни!
smekni.com

Отношения России с Китаем, Японией и Кореей (стр. 4 из 8)

Достигнуты результаты в области урегулирования пограничных вопросов. В мае 1991 г. было подписано соглашение России с КНР о восточном участке российско-китайской границы. В нем зафиксирован международный принцип раздела пограничных рек, согласно которому границей между двумя государствами считается середина главного фарватера реки. Соответственно этому принципу была проведена российско-китайская граница по пограничным участкам рек Амур, Уссури, Туманная и др. В результате к КНР отошел ряд речных островов, ранее принадлежавших России. Нерешенным остался вопрос о нескольких островах на Амуре близ Хабаровска и Благовещенска. В 1992 г. договор о восточном участке был ратифицирован Государственной Думой.

В 1994 г. были урегулированы вопросы, касающиеся западного участка границы. Соответствующий договор прошел ратификацию в июле 1995 г. К 1997 г. российско-китайская граница была согласована на 97% линии ее прохождения.

Общая цель российско-китайских отношений была сформулирована в Москве (апрель 1997 г.) в двусторонней Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка как установление отношений «равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке».


ЯПОНИЯ

1. Первые контакты между Россией и Японией

В середине 19 века на Дальнем Востоке активизируется деятельность западных держав- США, Англии, Голландии и Франции. В ноябре 1852 г. к берегам Японии подошла американская военно-морская экспедиция под командованием коммодора М. К. Перри, чтобы наладить с Японией торгово-экономические отношения. В результате 31 марта 1854 года в Канагаве был подписан американо-японский договор о мире и дружбе. В ст. 2 указанного договора предусматривалось, что порты Симода в княжестве Циосю и Хакодате в княжестве Хатсумай предоставляются японским правительством в качестве портов для приема американских судов, где они могут продовольствоваться лесом, водой, средствами пропитания, углем и другими товарами, в которых они могут нуждаться, насколько японцы ими располагают.

14 октября 1854 г. в Нагасаки была подписана англо-японская конвенция, которая предусматривала открытие двух японских портов для британских судов. Через три года. 17 июня 1857 г., в Симоде был заключен еще один американо-японский договор, в котором была достигнута договоренность об открытии для американских судов еще одного японского порта (Нагасаки), а также определялись некоторые особенности деятельности генерального консула США в Японии. Данные обстоятельства побудили Правительство России принять меры к защите российских национальных интересов на Дальнем Востоке, главным образом торгово-экономических. Основная цель будущего российско-японского договора была сформулирована в инструкции МИД России, переданной Путятину, в которой излагалось намерение русского Правительства вступить в переговоры с Правительством Японии с тем, чтобы убедить японское правительство позволить нашим судам и нашим торговцам приставать, если не к разным пунктах Японии, то хотя бы к одному известному месту, имеющему удобный порт и так размениваться с японцами нашими товарами на произведения их государства. В дополнительной инструкции МИД России от 27 февраля 1853 года Путятину предписывалось также начать переговоры об установлении границ между русскими и японскими владениями. Как отмечалось в этом документе, «по сему предмету о границах наше желание быть по возможности снисходительными (не проранивая, однако же, наших интересов), имея в виду, что достижение другой цели - выгод торговых - для нас имеет существенную важность».

2. Русско-японские отношения в XIX веке. Симодский и Петербургский трактат

Симодский трактат 1855 г. — первый японо-русский договор. Его заключению предшествовали длительные переговоры. Путятин прибыл на фрегате «Диана» в Симоду в ноябре 1854 г. Переговоры были прерваны в связи с сильнейшим землетрясением. Осложняла переговоры Крымская война, в которой на стороне турок выступали Франция и Англия. В феврале 1855 г. в Симода в храме Гёкусэндзи японо-русский договор был заключен. В договоре было отмечено, что:

- между странами устанавливались дипломатические отношения;

- подданные одной стороны получали защиту и покровительство на территории другой, обеспечивалась неприкосновенность их собственности;

- была урегулирована проблема территориального размежевания на Курильских островах, граница между странами была проведена между островами Уруп и Итуруп (остров Сахалин остался неразделенным);

- для русских судов открывались порты Хакодатэ, Нагасаки и Симода, где разрешались торговые сделки в ограниченных размерах и под присмотром японских чиновников;

- предусматривалось назначение русского консула в одном из открытых портов;

- в них же предоставлялось право экстерриториальности;

- Россия получала статус наибольшего благоприятствования.

При обмене ратификационными грамотами в мае 1856 г. в Симоде японской стороне были переданы в дар шхуна «Хэда» и 52 пушки с фрегата «Диана». Первым консулом в Хакодатэ был назначен И. А. Гошкевич.

Таким образом, данный Договор имел целью урегулировать не столько вопросы границы, сколько защитить интересы России в области торговли с Японией с тем, чтобы не лишиться тех выгод, которые могли приобрести США и другие государства в Японии и в Восточной Азии в целом. Пограничные вопросы носили дополнительный характер и были подчинены главной проблеме - установить взаимовыгодные торгово-экономические отношения между Россией и Японией.

Договор 1875 года был подписан в Петербурге министром иностранных дел России A.М. Горчаковым и японских посланником Эномото (Петербургский трактат). После урегулирования российско-японских торгово-экономических отношений было необходимо разрешить вопрос о правовом статусе острова Сахалин, так как в силу Договора 1855 г. он остался неразделенным между Россией и Японией. На генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева были возложены переговоры с японских правительством по поводу Сахалина. В августе 1859 г. Н.Н. Муравьев предложил установить границу между русскими и японскими владениями по проливу Лаперуза и считать, что все острова, лежащие к северу от данного пролива, принадлежат России, а лежащие к югу от него - Японии. Однако миссия Муравьева окончилась неудачей, и переговоры зашли в тупик.

Переговоры по данному вопросу возобновились в 1862 году, а 18 (30) марта 1867 года в Петербурге была подписана конвенция, в силу которой русским и японцам предоставлялись равные права в отношении проживания на острове, передвижения, возведения построек и занятия промыслами, то есть имело место начало совместного освоения данного острова. Вследствие твердого отстаивания Россией своих прав на остров Сахалин Япония в 1869 году была вынуждена сделать заявление о готовности отказаться от притязаний на данный остров. С мая 1872 г. начало функционировать генеральное консульство России в Японии и должность поверенного в делах. В 1874 году российское генеральное консульство в г. Иокогама было преобразовано в дипломатическое представительство на уровне миссии, а также произведено назначение в Петербург японского посланника, что свидетельствовало о желании двух государств иметь нормальные добрососедские отношения между собой.

3. История российской Духовной Миссии в Японии

Отец Николай был назначен в Японию, настоятелем консульского храма города Хакодате. Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. По словам самого отца Николая, «тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну, народ, язык, нравы, обычаи тех, среди кого предстояло проповедовать, и к 1868 году паства отца Николая насчитывала уже около двадцати японцев. В конце 1869 года иеромонах Николай в Петербурге доложил Синоду о результатах своей работы. Было принято решение: «Образовать для проповеди между японскими язычниками Слова Божия особую Российскую Духовную Миссию». Отец Николай был возведен в сан архимандрита и назначен начальником этой Миссии. Вернувшись в Японию, будущий святитель передал Хакодатскую паству иеромонаху Анатолию, а сам перенес центр Миссии в Токио. В 1871 году в стране началось гонение на христиан, многие подвергались преследованиям (в том числе первый православный японец, знаменитый впоследствии миссионер-священник Павел Савабе). Только к 1873 году гонения несколько прекратились, и стала возможна свободная проповедь христианства.

В тот же год архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви и школы на пятьдесят человек, а затем и духовного училища, которое в 1878 году было преобразовано в семинарию.

В 1874 году в Токио прибыл Преосвященный Павел, епископ Камчатский, чтобы рукоположить во священный сан рекомендуемых архимандритом Николаем кандидатов из местного населения. К этому времени при Миссии в Токио действовали четыре училища - катихизаторское, семинарское, женское, причетническое, а в Хакодате два - для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 года Миссией стал регулярно издаваться журнал «Церковный вестник». К 1878 году в Японии насчитывалось уже 4115 христиан, существовали многочисленные христианские общины. Богослужение и преподавание на родном языке, издание книг религиозно-нравственного содержания - вот средства, которые позволили Миссии добиться за короткий срок столь значительных результатов.