В середине 80-х годов по всей стране развёртываются две административные компании: борьба с алкоголизмом и с «нетрудовыми доходами». И опять всё погубило чиновничье рвение и азарт. Вырубка виноградников, резкое сокращение продажи спиртного, повышение цен на него, всё это привело к обвальному росту спекуляции спиртным, самогоноварению, к массовым отравлениям винными суррогатами населения. А борьба с доходами на деле свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства. Реально она задела слой людей, выращивавших и продававших на рынке свою продукцию, а воротилы «теневого бизнеса», связанные с коррумпированной частью госаппарата, по-прежнему процветали. В середине 1988 года принимаются законы, открывшие простор для частной деятельности в более чем 30 видах производства товаров и услуг. Побочным действием стала фактическая легализация «теневой экономики» и её капиталов, накопленных разными способами, включая коррупцию и казнокрадство чиновников. В целом экономическая политика горбачёвской администрации отличалась непоследовательностью и половинчатостью, что усиливало кризис народного хозяйства. К тому же большинство «правильных» законов не работало, ведь они выхолащивались и глушились бюрократическим аппаратом, усматривавшим в непривычных новациях опасность своему благополучию.
В политической жизни в это время идёт реформирование закостеневшей политической системы СССР. В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезд. Выборы депутатов проводились в 1989-1990 годов на альтернативной основе. Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Водится новый пост – председателя Совета (от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР – стал Б. Н. Ельцин (май 1990 г.).
Ещё раньше (с середины 1987 г.) был провозглашён курс на «гласность», т.е. на контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвидацию «спецхранов» в библиотеках, публикацию ранее запрещённых книг и т.п. Однако вскоре выяснилось, что партаппарат, давно утративший свою гибкость и адаптационные возможности, не способен удержать поток свободного слова в русле официально подтверждённого «социалистического выбора». В этих небывалых с 1917 г. Условиях свободы и духовного раскрепощения резко усилился спонтанный процесс формирования новых политических партий (точнее, протопартий) с крайне узкой социальной базой, зато самого широкого спектра: от монархистских до анархистских с преобладанием центристских (либерально – демократических) группировок.
В результате «перестройки» некогда монолитная советская элита разделилась на два лагеря: политическую элиту и экономическую элиту. С приходом к власти Б.Н.Ельцина начался этап цементирования новой элиты, пришедшей на смену старой после августа 1991 года и которую поспешили назвать демократической[11].
Ельцин, как правило, использует кадры, выдвинутые еще Горбачевым. Хотя приток новых людей наверх продолжается, можно утверждать, что революционный процесс трансформирования элиты завершился. Сложились структуры исполнительной власти - администрация Президента России и правительство - функционирует Федеральное собрание, избранное демократическим путем. Суд так и не успел сложиться в независимую ветвь власти. Центр власти все больше смещался в сторону исполнительных органов. Начавшееся при Горбачеве «пересаживание» - массовый переход номенклатурных кадров из партийных органов в советские - теперь принесло свои плоды. На местном уровне повсеместно шло формирование администраций за счет все того же источника - старой номенклатуры. Новая пирамида власти нарастала над старой.
Ельцинское руководство предприняло шаги по «закрытию» элиты. Первым шагом в этом направлении стало прекращение деятельности вышедшего из под контроля Верховного совета Российской федерации. Следующий шаг - принятие новой Конституции, в соответствии с которой парламент состоит наполовину из региональных глав администраций (Совет Федерации), которые только недавно стали занимать свои посты, победив на выборах, а раньше они назначались Президентом, и лидеров партий. Министры также в 1993 году получили депутатские мандаты, усиливая присутствие исполнительных органов внутри представительской власти.
Кризис охватывает и КПСС. В ней обозначилось, по меньшей мере, три течения: социал-демократическое, центристское и ортодоксально – традиционалистское. Происходит массовый отток из компартии (к середине 1991 г. Её численность сократилась с 21 до 15 млн. человек).
Страна – осталась без прошлого, но у нее еще не было будущего. И это напряженно искомое будущее стране дал Борис Николаевич Ельцин. Именно его государственная политика в кратчайшие сроки позволила перейти от застойного прошлого к бурно развивающейся современности России – нашему времени. Поэтому данный вопрос остается и, как мне кажется, останется в ближайшие годы, одним из самых значимых и открытых в истории страны.
Но все же надо признать, что Ельцин, будучи основоположником российской демократии, далеко не идеален в своих решениях. И у него были ошибки, причем весьма серьезные. Как любую историческую личность такого масштаба, Ельцина нельзя рассматривать лишь с одной стороны, поскольку он многогранен, как и любой другой политик такого масштаба, а особенно в масштабе такой неординарной страны, как Россия.
Но нельзя забывать, что человек, какие бы посты он не занимал, прежде всего, остается человеком. Огромную роль в политической жизни Ельцина сыграл его необыкновенный характер. Разобраться в хитросплетении его политического поведения поможет его биография.
Родился 1 февраля 1931 года в селе Бутка Талицкого района Свердловской области в семье раскулаченных крестьян. Отец — Ельцин Николай Игнатьевич (1901-7?), мать — Ельцина (Старыгина) Клавдия Васильевна. Во время крещения нетрезвый священник, крестивший Бориса, чуть не утопил его в купели, после чего его откачали и решили, как достаточно крепкого и живучего, назвать Борисом. Детство Ельцин провел в городе Березники Пермской области, там же закончил школу. Будучи старшеклассником, Борис похитил гранату РГД-33 с оружейного склада и, желая узнать, как она устроена, отнёс её в лес, положил на камень и ударил по ней молотком, забыв вытащить запал, в результате чего повредил руку и остался без двух пальцев.
19-летнему Борису Ельцину в 1950 году не удалось поступить в Уральский политехнический институт из-за того, что его дед, церковный староста, был раскулачен, а отец репрессирован. Клеймо сына и внука "врагов народа" стояло на Ельцине до самой перестройки и не позволяло ему в полной мере реализовать интеллект, силу воли и тягу к власти. Во время учёбы в институте осуществил двухмесячную поездку по стране, передвигаясь на крышах и подножках вагонов, попал в неприятную историю, играя с уголовниками в «буру».
В 1961 году вступил в КПСС. В 1963 году назначен главным инженером, а вскоре — начальником Свердловского домостроительного комбината. В 1963 на XXIV конференции партийной организации Кировского района города Свердловска единогласно избран делегатом на городскую конференцию КПСС. На XXV районной конференции избран членом Кировского райкома КПСС и делегатом на Свердловскую областную конференцию КПСС. В 1968 году переведён на партийную работу в Свердловский обком КПСС, где возглавил отдел строительства. В 1975 году избран секретарём Свердловского обкома КПСС, ответственным за промышленное развитие области. В 1976 году по рекомендации Политбюро ЦК КПСС избран первым секретарём Свердловского обкома КПСС (фактическим руководителем Свердловской области), занимал эту должность до 1985 года. Организовал строительство автодороги, соединяющей Свердловск с севером области, а также переселение жителей из бараков в новые дома. Организовал исполнение решения Политбюро о сносе дома Ипатьевых (место расстрела царской семьи в 1918 году), добился принятия решения Политбюро о строительстве метрополитена в Свердловске. 1978—89 — депутат Верховного Совета СССР (член Совета Союза). С 1984 по 1985 и с 1986 по 1988 являлся членом Президиума ВС СССР. Кроме того, в 1981 году на XXVI съезде КПСС был избран членом ЦК КПСС и занимал эту должность до выхода из партии в 1990 году. В декабре 1985 года после избрания М.Горбачёва Генеральным секретарём ЦК КПСС стал первым секретарем Московского городского комитета КПСС, а позднее - кандидатом в члены Политбюро ЦК партии, взялся за чистку райкомов партии, исполкомов Советов народных депутатов, в апреле возглавил отдел строительства ЦК КПСС, а в июне 1985 избран секретарём ЦК КПСС (по вопросам строительства).
В декабре 1985 года рекомендован Политбюро ЦК КПСС на должность первого секретаря Московского городского комитета КПСС. Придя на эту должность, уволил многих руководящих работников МГК КПСС и первых секретарей райкомов. Стал популярен благодаря многочисленным популистским шагам, таким как поездки в общественном транспорте, проверка магазинов и складов, допускал относительную свободу слова в городской прессе. Организовал в Москве продовольственные ярмарки. В последние месяцы начал публично критиковать руководство партии, в октябре 1987 года после ряда конфликтов с руководством Политбюро ЦК КПСС достаточно резко выступил на Пленуме ЦК КПСС и «добровольно» ушёл с должности первого секретаря МГК, попал в больницу. В ноябре 1987 года назначен первым заместителем председателя Госстроя СССР — министром СССР.
В октябре 1987 года выступил с критикой в адрес Егора Лигачев на пленуме ЦК КПСС. В неявном виде в речи содержались выпады против Генерального секретаря Михаила Горбачева. Потребовал более решительных реформ. Пленум осудил это выступление. 26 марта 1989 года избран народным депутатом СССР по национально-территориальному округу № 1 (город Москва), получив 90 процентов голосов москвичей. Это были первые за многие десятилетия альтернативные выборы в Москве (Ельцину противостоял поддерживаемый властями генеральный директор ЗИЛ Евгений Браков). С июня 1989 по декабрь 1990 года — член Верховного Совета СССР. В 1989 произошёл ряд скандалов: летом 1989 Ельцин, приглашённый в США, выступал якобы в пьяном виде, а в 28 сентября 1989 года Ельцин упал в воду с моста недалеко от правительственной дачи. По рассказам его главного телохранителя Коржакова, Ельцин рассказал ему, что неизвестные надели ему на голову мешок и сбросили с моста. Что произошло на самом деле, до сих пор неизвестно. Долгое время ходили слухи о мести Ельцину со стороны партийной верхушки и попытке дискредитировать его. Что же касается выступлений с которыми в конце 1989 года Ельцин ездил по Соединённым Штатам Америки, то в советских газетах писали, что Ельцин выступал в нетрезвом виде, а по телевизору показали его плохо скоординированные движения (которые, впрочем, могли быть результатом киномонтажа). Сам Ельцин объяснил свое неадекватное состояние действием снотворного, которое он принимал, борясь с перенапряжением и бессонницей[12]. В марте 1990 года избран народным депутатом РСФСР от Свердловска, 29 мая 1990 избран Председателем Верховного Совета РСФСР. В июле 1990 года вышел из КПСС. В период парламентской деятельности резко критиковал политику Горбачёва и советского правительства, резко негативно отзывался о существующей системе распределения материальных благ. В 1990 году, несмотря на противодействие Михаила Горбачева и партноменклатуры, был избран председателем Верховного Совета РСФСР.