Федеральное агентство по науке и образованию
Московский Государственный Университет им. Ломоносова
Факультет мировой политики
Реферат
Позиция США по расширению НАТО
Москва 2008
Казалось бы, развитие интеграционных процессов, глобализация экономических отношений между государствами, усиление роли региональных и международных организаций, прекращение блокового противостояния, должны были свидетельствовать о позитивном характере происходящих изменений и начале нового периода в отношениях между бывшими противниками. Однако нарушение баланса сил в пользу Запада отнюдь не означало установление стабильного порядка в мире.
В первой половине 1990-х гг. сказывались трудности переходного периода, а также разногласия при выработке новой системы европейской безопасности. Сложность сложившейся ситуации была наглядно продемонстрирована конфликтами в бывшей Югославии, где Запад столкнулся с дестабилизацией в Европе, напрямую угрожающей его интересам. Только после военного вмешательства западным странам удалось разрешить конфликт в пользу своих интересов. Одержанная победа обозначила начало конца системы международных отношений, построенных после Второй мировой войны и укрепление позиций НАТО как основы новой системы европейской безопасности.
В сложившейся ситуации не доверяющие нестабильной России страны Центральной и Восточной Европы увидели нового гаранта своей безопасности в их бывшем противнике — НАТО. Именно данная организация, по их мнению, могла стать основой новой системы европейской безопасности. Аналогичный подход к сложившейся ситуации заставил западных военных стратегов пересмотреть проблему архитектуры безопасности атлантического мира. Речь при этом шла об адаптации альянса к изменившимся международным реалиям. Главной задачей руководителей НАТО для объяснения целесообразности дальнейшего существования альянса и связанных с его деятельностью затрат было определение новых функций и преобразование его институтов. В том числе за счет расширения его состава и зоны ответственности, а поскольку интересы западных стран и стран Центральной Восточной Европы в области безопасности в основном совпадали, было принято решение начать продвижение альянса на Восток за счет бывших стран Восточного блока. При этом западные представители активно использовали антироссийские настроения этих стран и их стремление участвовать в интеграционных процессах, охвативших Европу.
События 1990-х гг. показали, что альянс, бывший в годы холодной войны одной из базовых конструкций биполярной системы и после ее исчезновения, не только сохранил, но и укрепил свои позиции и даже приобрел глобальное значение. Ему удалось довольно в короткие сроки практически вытеснить Россию из региона Центрально-Восточной Европы и взять на себя роль и полномочия бывшего Советского Союза.
Принятие в НАТО в 1998 г. трех новых членов – Польши, Венгрии и Чехии — стало одним из главных международных событий современности. В начале ХХI в. в альянс вступили стран Балтии и Словакии. Это установило новую архитектуру европейской безопасности в Европе. При этом главным противником расширения НАТО на восток, безусловно, является Россия.
В марте 2007 г. обе палаты Конгресса США одобрили "Акт 2007 года о консолидации свободы в НАТО", продолжающий череду правовых актов с выражением поддержки расширения НАТО, принятых в США после 1994 г. Политика "открытых дверей", проводимая НАТО, пользовалась и пользуется поддержкой американских президентов — как Билла Клинтона, так и Джорджа Буша. В Акте 2007 года о консолидации свободы в НАТО выражается поддержка очередному расширению НАТО на западные Балканы и Содружество Независимых Государств.
Тем не менее, пока не сбылись надежды администрации Буша на то, что после "революции роз" в Грузии и "оранжевой революции" на Украине эти страны будут вместе с государствами западных Балкан включены в раунд расширения 2008-2010 гг[1]. Возможность получить вступить в альянс пока сохранилась лишь у западных Балкан.
Украина и Грузия отличаются от западных Балкан в четырех ключевых аспектах. Во-первых, страны западных Балкан подписали Соглашения о стабилизации и ассоциированном членстве, предусматривающие их будущее вступление в ЕС. Таким образом, членство в НАТО должно стать ступенью к членству в ЕС — этот путь прошло большинство стран посткоммунистической Европы. Говоря о долгосрочной политике США, совершенно очевиден тот факт, что Штаты мощно поддерживают Украину и ее желание стать частью евроатлантического сообщества[2].
Хотя НАТО абсолютно исключает возможность для России иметь право вето в Совете Россия-НАТО, фактически Россия обладает этим правом в отношении как Украины, так и Грузии[3]. Россия последовательно выступала против расширения НАТО на территорию СНГ.
В июле 2008 г. палата представителей конгресса США утвердила резолюцию, в которой выражена поддержка дальнейшему расширению НАТО и говорится о том, что "ни одно государство за пределами НАТО" не имеет права голоса в решении о том, кто может быть членом альянса. "Любое решение в отношении членства в НАТО будет приниматься членами НАТО посредством консенсуса, и ни одно государство за пределами НАТО не имеет права голоса или вето в отношении таких решений", — говорится в резолюции, в котором американские законодатели поздравили Албанию и Хорватию с получением ими приглашения вступить в альянс[4].
В документе заявлено также, что конгресс США поддерживает расширение НАТО и считает, что продолжающееся взаимодействие со всеми странами, которые стремятся в НАТО, укрепит безопасность для всех государств евроатлантического региона. Конгресс США полностью поддерживает приглашение начать интенсивный диалог НАТО c Боснией и Герцеговиной, Черногорией и Сербией".
Эксперты считают[5], что новоизбранный президент США Барак Обама продолжит внешнеполитический курс прежней администрации на постсоветском пространстве, направленный на расширение НАТО за счет стран СНГ. Политика в отношении Грузии и Украины, решения по членству которых в НАТО во многом уже приняты, будет продолжена, потому что для США это представляет жизненно важный интерес. Это доступ к энергоресурсам Каспия и Средней Азии, и постсоветское пространтство в этом смысле представляет колоссальный интерес. Не похоже, что администрация Барака Обамы откажется от дальнейшего расширения НАТО и вообще от развития траснсатлантических отношений.
Еще в январе 2008 г. Барак Обама сделал следующее заявление: "Я приветствую решение президента Виктора Ющенко, премьер-министра Юлии Тимошенко и председателя парламента Арсения Яценюка объявить о готовности Украины к плану действий по получению членства (ПДЧ) в НАТО. Распространение членства в НАТО на новые демократии в Европе помогло создать зону стабильности и процветания на континенте и усилило военный потенциал НАТО благодаря вкладу новых членов. Поэтому я приветствую преданность украинских лидеров углублению демократических реформ, которые требуются от всех членов НАТО, и принятию новой ответственности в их отношениях с Альянсом. Решимость украинских лидеров способствовать национальному единству и проконсультироваться с украинским народом по вопросу о членстве в НАТО будущем, показывает важность, которую они уделяют национальному единству и открытой, демократической дискуссии. Предстоящий в апреле саммит НАТО в Бухаресте является критической возможностью для продолжения строительства "целостной и свободной" Европы, которое было целью всех последних президентов США. Я призываю президента Буша и всех лидеров НАТО воспользоваться этой возможностью"[6].
В ближайшее время должен состояться саммит Североатлантического альянса, который будет решать вопрос о присоединении Грузии и Украины к Плану действий по членству (ПДЧ) в НАТО.
Новая администрация США продолжит курс расширения своего присутствия на постсоветском пространстве под названием "курс расширения демократии"[7]. Это идеологическое обоснование расширения НАТО и практики смены режимов. Эта политика будет превращать международную систему в некую систему, основанную на взаимодействии демократий как наиболее безопасных, по мнению многих американских специалистов, игроков. При этом, однако, не учитывается, что демократии при практике смены режимов не всегда получаются, а если получаются, то часто небезопасные.
Могут быть новые возможности для компромисса (в отношениях РФ и США), но одновременно здесь существует долгосрочная преемственность (американской внешней политики), а также экономические и военно-политические интересы. И едва ли можно исключать, что инициативы США на постсоветском пространстве, которые американская администрация предпринимала в последние 15 лет, будут свернуты.
Американская администрация также не откажется от проекта размещения элементов ПРО в Европе. Концепция национальной безопасности с середины 20-го века, а возможно и раньше, состоит в том, что США стремятся обеспечить внешние, глобальные условия для своей национальной безопасности. Интересы США носят глобальный характер. И ПРО в Европе входит в проект глобальной системы ПРО США[8].
США намерены установить радар в Чехии и десять ракет-перехватчиков в Польше под предлогом защиты от предполагаемой угрозы со стороны Ирана.