Смекни!
smekni.com

Политика и личность (стр. 4 из 6)

Общественная мысль формируется как отношение общественности (населения) к методам и способам разрешения той или иной политической, экономической или другой проблемы. Высказывания и дальнейшее тиражирование в средствах массовой информации того или иного мнения приводят к тому, что из множества высказанных мнений укореняются лишь немногие точки зрения, причем некоторые из них постепенно становятся преобладающими.

Характерной чертой мнений является их кратковременный, нестойкий характер. Они часто изменяются, иногда радикальным образом. Сохранение или коренное изменение общественного мнения зависит от объема, характера и интенсивности информации по интересующей всех теме.

В отличие от общественного мнения, убеждения имеют длительный и относительно стойкий характер, ибо они складываются под влиянием воспитания и жизненного опыта граждан. К убеждениям обычно относят отношение к политическим партиям, общественно-политическим течениям. На приверженность человека к коммунизму, национализму или либеральной демократии большое влияние оказывают и характер его воспитания, и жизненная судьба, и специфика образования, и религиозно-этические взгляды, и ценностные ориентации.

Духовные ценности человека (или ценностные ориентации) имеют наибольшее постоянство и силу. К ним причисляют ценностные ориентации в области морали, религиозно-духовные ценности, ориентиры в области духовной культуры, чувство патриотизма. Как правило, такие ценности человек сохраняет всю жизнь.

К политической культуре часто относят такие сферы сознания и бытового поведения, которые на первый взгляд могут казаться совершенно далекими от политики - например, стиль воспитания, религиозные взгляды, жизненные установки относительно той или другой профессии или провождения свободного времени. В действительности, они часто имеют скрытый или, напротив, ярко выраженный политический аспект, особенно в государствах, где царствует репрессивно-тоталитарный политический режим. В фундаменталистском Иране, например, ношение одежды европейского покроя требует немалого политического мужества, ибо может стоить свободы или даже самой жизни. И если вспомнить не столь далекую историю собственной Родины, то родители наших студентов могут рассказать молодым людям, как добровольные слуги режима ("комсомольские патрули") в 50-х годах охотились на "диссидентов" на улицах городов, если их одежда или длина волос не отвечали нормативам "советского образа жизни".

При изучении политической культуры стран с репрессивно-тоталитарным режимом совершенно справедливо основное внимание исследователи обращают на те аспекты "аполитичного" поведения отдельных личностей и целых социальных групп, которые своим неуважением к официальным политическим акциям ("мероприятиям"), безразличием к единственной правящей партии выбирают для себя пассивную форму протеста против существующей политической системы.

Особенно следует отметить, что любая политическая система живет в окружении политической культуры. Понятно, что сама по себе политическая культура - продукт длительного исторического развития общества - носит на себе отражение разных драматических событий, которые отложились в памяти народа. Политическая культура общества может выступать как важный фактор поддержки существующей политической системы, а может и наоборот, действовать в виде разрушительной силы. Классическим примером негативного воздействия политической культуры на неокрепший режим парламентской демократии является ситуация, которая сложилась в Германии после Первой мировой войны во время так называемой Веймарской республики (1919-1933). Унаследованная от кайзеровской Германии политическая культура, отягощенная грузом авторитарно-империалистической ментальности, шовинистическими, антидемократическими предрассудками, очень медленно эволюционировала в направлении идеалов парламентаризма и представительной демократии. В условиях гиперинфляции и длительного экономического спада, массовой безработицы население чувствовало ностальгию по "старым добрым" временам. Политическая культура оказалась тогда бессильной против пагубного вируса гитлеровского фашизма. И, напротив, после тотального поражения во Второй мировой войне, после успешно проведенного процесса "денацификации" в условиях бурного хозяйственного роста ("экономическое чудо" О.Л. Эрхардта) население ФРГ постепенно усвоило основы демократической политической культуры.

Проблема влияния политического режима на политическую культуру и, напротив, - политической культуры на характер политического режима - очень сложная проблема, которую изучают политологи всего мира. Эта проблема представляет большой интерес для стран, которые сравнительно недавно стали на путь демократии и парламентаризма. Исследования, которые проводятся в разных странах (анкетные опросы, демоскопические анализы), позволяют определить степень политической зрелости населения, его восприимчивость (или невосприимчивость) к ценностям парламентской демократии, степень распространения в массах идей экстремизма, шовинизма, авторитаризма, ксенофобии и расизма. Такие исследования дают возможность ответить на вопрос: "Куда мы идем?". Исследования, которые проводились по единой методике одновременно в разных странах, давали в руки политологов ценный материал, который позволял прогнозировать процессы политической и экономической интеграции в странах Западной Европы.

В качестве инструмента научного анализа проблемы американские политологи Г. Альмонд и С. Верба в 1963 году предложили три идеальных типа политической культуры, которые входят, по их мнению, в состав единого обобщенного понятия "civicculture". Этот сложно переводимый термин, который применяется для определения "смешанной" политической культуры, можно перевести как "гражданская культура государства".

Идеальные типы политической культуры даны Г. Альмондом и С. Вербою в порядке их эволюционного развития в такой последовательности:

Традиционная патриархальная культура. Ее политическая ориентация очень слаба, потому что сама система отличается простотой и низкой политической дифференциацией. Родина, село, родовая, территориальная или религиозная группа значительно ближе рядовому обывателю, чем государство. Он сталкивается с ним только тогда, когда приходит сборщик налогов или когда набирают рекрутов в войско.

"Верноподданническая" культура. Политическая ориентация этой культуры направлена на сохранение политико-административной системы, которая отделена от общества, имеет строго очерченные функции и воспринимается населением в зависимости от характера ее посягательств и политических достижений. Гражданин смотрит на себя как на объект государственного управления.

Культура политического участия. Это политическая культура, которая свойственна современному правовому государству и обществу с глубокими и прочными традициями парламентской демократии. Она отличается политической активностью населения, вовлеченностью его в политическую деятельность, рационализмом. Граждане стремятся активно воздействовать на политику, направлять ее деятельность с помощью законных средств.

В реальной жизни политическая культура обычно выступает как смешанная форма данных Г. Альмондом и С. Вербою трех "идеальных типов" с преимуществом одного из них.

Политическая культура Украины

Политическая культура нашей страны формировалась под влиянием сложных исторических обстоятельств. Она отягощена многими реликтами тоталитарного прошлого. Процесс ее формирования опирается и на историческую память народа, и на славные демократические традиции христианской культуры и нравственности, которые неизменно живут и в наследии украинских классиков, и в устном народном и песенном творчестве.

Политическая культура - это продукт исторического развития и опыта народа. В случае Украины этот опыт был горьким. Три особенности истории Украины оказали важное влияние на развитие политической культуры украинцев:

Долгая, многовековая без государственность, то есть отсутствие возможности обрести опыт правления, быть субъектом в отношениях с другими народами и чувствовать себя свободным хозяином на своей земле.

Расчленение украинской территории и включение отдельных ее частей в разные государства с собственными культурами, политическими системами, что неизбежно должно было привести к психологическому, бытовому и политическому отчуждению между разными частями украинского народа.

Многократная денационализация правящих слоев Украины. В ХVII - ХVIII веках боярские и шляхетские слои ополячились. В XVII и XIX потомки казацких старшин обрусели. В XX веке пролетарские руководящие слои были либо уничтожены, либо пошли на службу интересам СССР. Эти очередные утраты правящих слоев означали утрату способных, образованных, динамичных и амбициозных элементов, которые, желая продвижения по службе и власти, покидали Украину, которая не могла дать им возможности проявить политические, военные или административные способности и амбиции. Это, кроме утраты ценных людей, привело также к отчуждению массы от своих руководящих слоев, породило недоверие к своей элите и сделало невозможным длительное влияние правящей элиты на поведение всего общества. Отсутствие сильного национально ответственного среднего слоя - мещанства, профессиональной интеллигенции, должностных лиц - также негативно отразилось на развитии украинской политической культуры. Ее носителем, прежде всего, стала крестьянская масса. Поэтому долгое время политическая мысль, господствовавшая среди украинцев, носила следы "народнического" влияния и отсутствия или слабости влияния средних и высших слоев общества.