Для Саратовской области, преимущественно населенной мусульманами и христианами, осмысление проблемы преемственности и новаторства культуры в панораме нынешнего столетия невозможно без понимания роли и значения этических ценностей христианства и ислама. Христианство и ислам две наиболее распространенные и влиятельные религии современности. При всем их различии ислам признает библию (как и Тору) Священной Книгой.
При различии формальных моментов поведения верующих, христианство и ислам в отношении этической стороны дают массу совпадений. По этому поводу статья «Мусульмане вышли на улицу» опубликованная в «Аргументах и фактах. Саратовское приложение» представляет собой яркий пример, желания мусульман интегрироваться в общественно - политическую жизнь Саратовской области. Мусульмане вышли на улицы города Саратова с лозунгом «Нет – исламофобии», «мусульманам становиться обидно, что кто–то начинает относиться к исламу как к чему-то опасному и враждебному».6 Ведь совокупность качеств, осуждаемых исламом гордыня, лицемерие, клевета, коварство, клятвопреступление, гнев – практически совпадают с теми же качествами, которые осуждает христианство (отметим, что эти качества безотносительны к конкретной окружающей среде). «Мусульмане устроили акцию не для власти, а для простых людей» - указывает автор статьи 7.
Немаловажным моментом в скреплении межрелигиозных отношений, стали события 30 июня 2004 года опубликованные в статье О. Винса «Саратов – столица мормонов», когда «впервые за всю историю епархии на Театральную площадь вышли священнослужители и верующие они протестовали против строительства мормонского храма на улице М. Горького. Владыка Лонгин просил губернатора и мэра не допускать появления мормонского храма, он сообщил чиновникам, что от прихожан поступает много жалоб по этому поводу. По мнению православных мормоны своей религией подрывают основы православия в обществе». Для нас интересен тот факт, что в борьбе против строительства храма приняли участия и мусульмане. Имам Бибарсов - представитель духовного управления мусульман заявил: «Что мормоны у верующих (мусульман) ассоциируются с США и ее внешней политикой, к которой мусульмане относятся отрицательно»8.
Помимо религиозных организаций в решении проблемы, приняли участие активисты светских представительств, они критиковали мормонов и православных, «активисты высказывались за светское государство и против использования Церковью административного ресурса»9. Но, по словам Владыки Лонгина: «Акция не носила политического характера»10.
По материалам данной статьи мы можем сделать вывод о том, что взаимодействие ислама и христианства формируют инициативу противодействия сектантской экспансии, которая происходит снизу и тормозит угрозу появления деструктивных культов.
Таким образом, этическое ядро обрастает конкретными социальными рекомендациями. Этика становиться практическим руководством на преемственности двух религиозных систем (ислам и христианство). Субъект этики социализируется, без отказа от изначальных ценностей сохраняются вариативность их развития, закономерность в идеи преемственности пророчеств и их соответствии конкретным историческим условиям. Преемственность позволяет выделить феномен веротерпимости без обязательного миссионерства, обогащающий этическую систему. Этот феномен является условием сосуществования религий. Сохраняется единство нравственных ориентиров, позволяющее найти организующий момент в любой социальной обстановке, независимо от преобладания конкретной религиозной системы. Снимается противоречие пульсирующей динамики социального развития и этического консерватизма, так как данная система является открытой.
Одной из немаловажных проблем, которые освещает газета «Аргументы и факты. Саратовское приложение» является вопрос о миграционной политике провидимой в области. Предыдущий губернатор Саратовской области Д.Ф. Аяцков заявил о том, что «Саратовская область носит статус «принимающей», т. е. миграционная служба проводит работу по приему, учету и временному размещению беженцев и вынужденных переселенцев, а так же оказывает им помощь и содействие в обустройстве на новом месте жительства11. Решает вопросы жилищного обустройства вынужденных переселенцев, проводится работа по выплате возвратных беспроцентных ссуд, компенсаций.
Но при столь активной деятельности, нашего правительства по вопросам мигрантов в области, из материалов «Аргументов и фактов. Саратовское приложение» видно, что миграционная политика в Саратовской области «зачастую проводится не на практической основе, а путем издания законов, указов, постановлений, по результатам низового лоббирования, полиэтнического торга или популистского жеста»12. Вновь прибывшие в нашу область беженцы и вынужденные переселенцы сталкиваются с проблемами оформления и получения российского гражданства. При этом число прибывших в Саратовскую область мигрантов официально на 2003 год составляет 7100 человек в год, при этом тенденция переселения из года в год сокращается от 50 до 100 человек13. Приток мигрантов в нашу область компенсирует демографический спад в регионе. «На 2006 год в области число умерших превысило число родившихся в два раза. В таких условиях особую роль приобретают миграционные процессы, 2,5 миллиона переселенцев в Саратовскую область прибыло из Казахстана, Узбекистана, Киргизии. Но в Озинках, в Ивантеевском, Краснокутском, Питерском районах отмечают миграционную убыль в город – люди уезжают из родного края. Но при этом миграционный прирост населения компенсируется естественным потоком мигрантов из бывшего СССР до 10%».14
Таким образом, мы можем сделать вывод, что, не смотря на сложный паспортно-визовый режим, наша область еще долгое время будет носить статус «принимающей» области. А свое демографическое положение пополнять за счет иммигрантов, этим самым, расширяя и без того, многонациональный состав своей территории.
Наиболее распространенным материалом в газете, стали статьи о неправомерных действиях организации скинхедов на территории области. При чем возникновение одной публикации провоцирует последующий ряд изданий, направленных на подобную тематику. При этом в каждой статье указано, что разбои и нападения скинхедов, «возникали на фоне национальной нетерпимости»15. В основном преступные действие представителей организации скинхедов совершались после массовых мероприятий: футбольных матчей, рок концертов и как заключают эксперты, характер преступлений носил отпечаток «расовой нетерпимости»16.
Постоянная череда нападений на представителей национальных меньшинств в Саратовской области не выявила тенденции уменьшения преступлений с 2003 по 2006 год, прикрываясь пьяными драками, и разборками, вызванными на бытовой почве, в области практически ежемесячно происходят столкновения между коренным населением и лицами не русской национальности. При этом национальные меньшинства явно не довольные сложившимися обстоятельствами стали вести себя таким же образом по отношению к коренному населению. Ярким примером такого поведения могут послужить события в Саратове на набережной Космонавтов произошедшие 27 сентября, «когда в драке между семью спецназовцами из 20 отряда войсковой части 7463 и двадцатью кавказцами, прозвучали обидные слова в адрес спецназа, а уже через неделю по Саратову поползли слухи, о том, что драка произошла на национальной почве. Опровергать слухи ни кто не стал. Однако представители правоохранительных органов списали все на статью 111 часть 4 и 213 часть 2 «умышленное причинения тяжкого вреда здоровью»17. При чем, по словам следователя (фамилия которого в статье не указана): «Все бандиты были разной национальности»18. После столь неприятных событий в Саратове, еще в одном городе Саратовской области произошло столкновение между представителями армянской и русской национальности местом очередных баталий, стал Вольск, события в нем происходили по сценарию Саратова. И опять, по словам следователя Вольской прокуратуры В. Советова: «Столкновение не является межнациональным конфликтом. В Вольске случилась пьяная драка, в неадекватном поведении люди вряд ли вспоминают о каких либо национальностях»19.
В проанализированных нами статьях, мы не вольно наталкиваемся на вопрос. Почему деятельность скинхедов в нашей области носит характер «расовой нетерпимости» и несет за собой оттенок неприязни к организации скинхедов, при чем наличие в области такой группы лиц официально «Министерством из Москвы не запрашивается», следовательно, деятельность такой организации в нашей области не зафиксирована20. А само слово скинхед, именно скинхед ни хулиган, ни бандит или убийца (Скинхеды - термин, употребляемый в статьях относительно правонарушителей, и естественно ассоциирующийся у простого читателя газеты, с человеком, проводящим негативные действии относительно представителей других, не русской национальности лиц) формируется в нашей области средствами массовой информации. С такой же легкостью, в опусах журналистов, саратовских СМИ к числу «скинхедов» можно приписать и представителей национальных меньшинств, которые направляют свою агрессию в сторону русского этноса. При этом ситуации и причины такого поведения у данных представителей ни чем не отличаются от действий, так называемых, скинхедов: массовое мероприятие, распитие алкогольных напитков не обдуманно сказанные слова или действия - итог, драка с печальным окончанием. Но при этом действие представителей национальных меньшинств почему-то получают характер бытовых драк и хулиганских разборок.