В марте 1962 г. Франция подписала соглашение, признающее независимость Алжира, и обязалась вывести оттуда свои войска. Французская колониальная империя почти полностью распалась. Под властью Франции остались лишь небольшие территории в Африке, на Тихом океане и в Карибском море.
Изменения во внешней политики Франции
Правительство Пятой республики внесло существенные изменения не только в колониальную, но и во всю внешнюю политику Франции. Считая необходимым возродить прежнее «величие» Франции, оно выступало против зависимости от США. Оставаясь членом Североатлантического блока, Франция в 1966 г. вышла из его военной организации. Командованию вооруженных сил Североатлантического пакта пришлось покинуть Францию и переселиться в Бельгию. С территории Франции были удалены американские военные базы, аэродромы и ракетные установки.
Правительство де Голля отвергло планы военной и политической «интеграции» стран Западной Европы, Оно высказалось за сотрудничество всех европейских государств — «от Атлантики до Урала». Большое значение правительство де Голля придавало восстановлению дружественных отношений с Советским Союзом. Весной 1960 г. по приглашению президента де Голля Францию впервые посетил глава Советского правительства Н. С. Хрущев. В 1966 г. состоялся ответный визит президента де Голля в Советский Союз. В результате встреч советских и французских руководителей были подписаны соглашения о сотрудничестве в области экономики и культуры, значительно сблизились позиции СССР и Франции, наладились отношения между ними.
Лозунги майских демонстраций 1968 г.
В первые 10 лет Пятой республики казалось, что Франция идет от успеха к успеху. Она покончила с войной в Алжире и мятежами ультраколониалистов. Независимая внешняя политика и восстановление дружественных отношений с Советским Союзом высоко подняли ее международный авторитет.
Французская экономика развивалась быстрыми темпами. В 1967 г. объем промышленного производства в 3,4 раза превысил довоенный уровень. Впервые за все послевоенное время рост номинальной заработной платы обогнал рост цен. Индекс реальной заработной платы в 1967 г. был в 2,4 раза выше уровня первых довоенных лет. Трудящиеся добились продления ежегодного оплачиваемого отпуска до четырех недель. Автомобили, холодильники, стиральные машины, телевизоры окончательно превратились в товары массового потребления. Если в 1958 г. во Франции насчитывалось 3,9 млн личных автомобилей, то в 1967 г. их количество превысило 10 млн (на 15,8 млн семей).
Буржуазная пропаганда уверяла, что во Франции, как и в других высокоразвитых капиталистических странах, создано «общество потребления», обеспечивающее своим членам максимум материальных благ. Правящие круги были полны оптимизма. Выступая с посланием по случаю Нового 1968 года, президент де Голль заявил: «Я поистине с уверенностью смотрю на ближайшие двенадцать месяцев в жизни нашей страны».
Не прошло, однако, и полугода, как режим Пятой республики оказался в состоянии глубокого кризиса.
Недовольства рабочих
Недовольство накапливалось постепенно. Рабочие требовали повышения заработной платы и улучшения условий труда, протестовали против эксплуатации. Крестьяне, число которых постоянно сокращалось, добивались государственной помощи для сохранения своих доходов и ферм. Демократы осуждали режим «личной власти». Критике подвергалась вся система ценностей буржуазного «общества потребления», основанного на погоне за прибылью и материальным благополучием. Особенно активно выступало студенчество, превратившееся в массовую прослойку населения. К 1968 г. численность студентов достигла 600 тыс. человек — в 10 раз больше, чем до войны, и в 5 раз больше, чем в первые послевоенные годы.
Студентов стало больше, чем сельскохозяйственных рабочих. Их социальный состав существенно изменился. Если до второй мировой войны студенты в основном рекрутировались из привилегированных слоев населения, то в 1968 г. доля детей служащих и администрации среднего звена составила 26% от общего числа студентов, а доля детей рабочих — 11%. В систему высшего образования влились сотни тысяч студентов из малообеспеченных и среднеобеспеченных семей. Обычно они поступали в университеты, где принимали без вступительных экзаменов, по предъявлении свидетельства об успешной сдаче выпускных лицейских экзаменов на звание бакалавра. Университеты были совершенно не подготовлены к массовому наплыву студентов. У них не хватало помещений, средств, преподавателей. Зачислив на первый курс всех желающих бакалавров, они затем в процессе ежегодных переводных экзаменов отчисляли 70 — 80% из них. Для выходцев из скромных семей, вынужденных сочетать учебу с работой, экзамены превратились в страшное препятствие, преодолеть которое мог лишь один из четырех-пяти первокурсников.
Недовольства студентов
Однако и в случае благополучного окончания университета его выпускники оказывались в трудном положении. Число рабочих мест, где требовалось высшее образование, увеличивалось незначительно, а количество выпускников высшей школы росло очень быстро. Сложилась невиданная ранее ситуация: университетский диплом не гарантировал работы; появились безработные с высшим образованием.
Все это глубоко волновало студентов, вызывало у них ощущение социальной несправедливости, толкало на критику системы образования и всего капиталистического общества. Их не устраивало «общество потребления», оборотную сторону которого они ощущали на своем собственном опыте. Они осуждали стремление к богатству и карьере, эксплуатацию человека человеком, нормы буржуазной морали. Многие студенты сочувствовали освободительным движениям в странах Азии, Африки и Латинской Америки, протестовали против американской агрессии во Вьетнаме. Они провозглашали себя революционерами, но в то же время нередко критиковали социалистические страны и Французскую коммунистичег скую партию. Среди них быстро росло влияние ранее немногочисленных анархистских и других левацких групп, которых французы называли «гошистами» (от французского слова «гош» — левый).
"Гошисты"
«Гошисты» пропагандировали революционно звучащие лозунги «отрицания» и «оспаривания», призывали «говорить «нет» всему». Под их влиянием студенты отказывались сдавать экзамены, в которых они видели средство социальной дискриминации; срывали занятия в знак протеста против привилегированного положения профессуры и вообще классового характера образования; провозглашали «нет — буржуазному университету» и «нет — буржуазному обществу». Вопреки университетскому уставу, запрещавшему политические собрания на территории университета, они организовывали массовые митинги. 3 мая 1968 г. студенты собрались во дворе Сорбонны на митинг протеста против исключения из университета нескольких лидеров «гошистов». Когда митинг начался, ректор, нарушив многовековую традицию, запрещавшую присутствие полицейских на территории университета, вызвал полицию. Студенты встретили полицейских камнями и палками. В схватке несколько десятков человек были ранены, митинг разогнан, университет закрыт, а часть студентов арестована.
Студенческий профсоюз — Национальный союз студентов, в руководстве которого преобладали «гошисты», объявил забастовку и призвал к демонстрациям, требуя освобождения арестованных, удаления полиции из университета и возобновления занятий. С утра 6 мая начались студенческие демонстрации, сопровождавшиеся ожесточенными стычками с полицией, которая была вооружена дубинками, щитами и гранатами со слезоточивым газом. В ночь с 10 на 11 мая 1968 г. появились первые баррикады в Латинском квартале. Студенты разбирали мостовые, рубили деревья и фонарные столбы, переворачивали автомобили. За одну ночь было возведено около 60 баррикад.
Жестокость полицейских
Полицейские бросились на приступ. Они били студентов дубинками, топтали ногами, волокли за волосы, заталкивали в тюремные фургоны. Студенты осыпали полицейских градом камней, отбивались палками, поджигали стоявшие на улицах автомашины и толкали их на полицейских. Ранним утром 11 мая полицейские овладели последней баррикадой, расположенной вблизи Пантеона. В «ночь баррикад» было ранено 367 человек и арестовано 460, повреждено 180 автомашин.
Жестокость полицейских вызвала взрыв негодования в общественном мнении Франции. Даже буржуазные газеты осудили расправу над студентами. 13 мая 1968 г. по призыву профсоюзов, Коммунистической партии и других левых организаций в Париже состоялась гигантская демонстрация солидарности с жертвами полицейских репрессий, собравшая около 800 тыс. человек. Одновременно началась забастовка протеста, которая через несколько дней переросла во всеобщую стачку невиданного размаха. По всей Франции трудящиеся оставляли работу и занимали предприятия. К 20 мая число бастующих достигло 10 млн человек, превзойдя все прежние рекорды. Практически бастовал весь рабочий класс и значительная часть служащих. Прекратили работу большинство предприятий и учреждений, остановился транспорт, забастовали служащие радио и телевидения, артисты кино и театров, инженеры и архитекторы. По решению забастовочных комитетов работали только продовольственные магазины и предприятия, обеспечивающие население электричеством, водой и газом. Студенты заняли Сорбонну, театр Одеон и ряд других общественных зданий, вывесили на них красные и черные флаги и превратили их в места постоянных дискуссий.
Борьба крестьян
В конце мая вступили в борьбу крестьяне. Они устраивали митинги и демонстрации, перегораживали дороги, чтобы привлечь внимание к своим нуждам.
В основном рабочие и крестьяне выдвигали экономические требования. Они добивались повышения заработной платы, сокращения рабочего дня, увеличения отпусков, снижения налогов и повышения закупочных цен на сельскохозяйственные продукты. Среди служащих и интеллигенции особой популярностью пользовались лозунги «участия в управлении» на всех уровнях: от предприятий и учреждений до правительства. Что касается студентов, то они требовали демократизации системы высшего образования, участия студентов в ее руководстве, а порой и установления «студенческой власти». Надписи на стенах Сорбонны и других зданий, занятых студентами,' свидетельствовали о немалой сумятице, царившей в их головах. Наряду с протестами против экзаменов, призывами к «постоянному оспариванию» и даже предложением сжечь Сорбонну там можно было встретить лозунги: «Запрещено запрещать!», «Воображение берет власть!», «Я декретирую состояние непрерывного счастья!», а с другой стороны — «Вся власть рабочим Советам !» и «Мировая революция — в повестке дня!»