РЕФЕРАТ
Политико-правовые воззрения
Макса Штирнера
2009
Оглавление
Введение
Краткая биография Макса Штирнера
Основные политико-правовые воззрения М. Штирнера
Понятие власти в философии М. Штирнера
Концепция государства в философии М. Штирнера
Право в философии М. Штирнера
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Анархизм – политическое учение, отрицающее всякую власть над человеком. Он провозглашает своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободным объединением граждан. Как политическое учение анархизм сформировался в 40-70-х гг. XIX века в Западной Европе. Одним из основоположников этой идеологии является Макс Штирнер. Своим трудом «Единственный и его собственность» (1844 год) он определил дальнейшее направление развития анархизма. Этот трактат послужил основой и для других представителей данного течения. Тема реферата – политико-правовые воззрения М. Штирнера – выбрана неслучайно. Поскольку изучение воззрений Штирнера как автора основополагающего труда является очень важным. Объектом исследования является философия Макса Штирнера, а предметом – его политико-правовые воззрения. Для достижения цели – раскрыть основные аспекты анархизма Штирнера – были поставлены следующие задачи:
·изучить биографию Макса Штирнера;
·определить понятие власти и ее роль в концепции Штирнера;
·определить значение государства по теории Макса Штирнера;
·определить понятие права и его роль в философии Макса Штирнера.
Краткая биография Макса Штирнера
Немецкий философ Макс Штирнер (настоящее имя – Иоганн Каспар Шмидт) появился на свет 25 октября 1806 года в семье мастера духовых инструментов Генриха Шмидта. В связи с неблагоприятным материальным положением, а также продолжительной болезнью, его обучение в университете Берлина продолжалось 8 лет. Наибольшее впечатление на него провели лекции Гегеля. После получения образования Штирнер занимался преподавательской деятельностью в различных учебных заведениях Берлина. Улучшить свое материальное положение он смог лишь женитьбой на Марии Денгардт в 1843 году. После этого он оставляет преподавательскую деятельность и посвящает себя философскому труду. И уже на следующий год увидел свет труд, вызвавший немало споров и дискуссий - «Единственный и его собственность». Часть исследователей считает, что это произведение опередило возникновение идей анархизма почти на полстолетия. Несмотря на произведенный фурор, множество отзывов, как критических, так и сочувственных, книга и ее автор вскоре были забыты. Положение усугубилось и тем, что после развода в 1848 году Макс Штирнер крайне бедствовал, неоднократно был в тюрьме из-за долгов. Этим объясняется его незаметность на литературной арене. Литературная деятельность была представлена написанием нескольких статей и пары книг, которые, по сути, представляли собой обобщение идей философов, а самостоятельных идей практически не было. Смерть Макса Штирнера в 1856 году осталась практически незаметной. Однако уже через полтора десятилетия после смерти, его имя упоминалась в различных трудах по истории философии. А после широкого распространения идей Ф. Ницше произошло Возрождение Штирнера. В нем увидели предшественника Ницше, сходного по идеям. Хотя прямого влияния Штирнера на Ф. Ницше не выявлено. Труды Штирнера стали переиздаваться и получили достаточно широкое распространение. В настоящее время философию XIX столетия невозможно представить без имени этого философа – анархиста.
Основные политико-правовые воззрения Макса Штирнера
Термин «анархия» означает отсутствие власти, однако анархистское учение нельзя назвать философией тотального отрицания. Отказываясь от государства как формы социального общежития, анархистам приходилось примиряться с некоторыми формами власти и права. Понимая власть как способность одних людей, используя соответствующие материальные и духовные средства, воздействовать на других, с целью добиться от них желаемого поведения, анархисты видели в ней преимущественно негативные, порой губительные последствия для личности и общества[1].
Понятие власти в философии М. Штирнера
Макс Штирнер понятие публичной власти не раскрывал и использовал его только для обозначения силового давления на общество и личность. Всеми теоретиками анархизма власть условно делилась на политическую и неполитическую. Носителем политической власти у Штирнера выступает государство, которое эксплуатирует граждан и манипулирует как отдельной личностью, так и обществом в целом. Как отдельную разновидность Штирнер выделял власть партийную. Ее он критикует за неэффективность, бесполезность и ограниченность ее членов. В своем труде Штирнер отмечал, что «Члены всякой партии, которая хочет долго просуществовать, всегда в такой степени несвободны, безличны, неэгоистичны, в какой они служат этой цели партии. Самостоятельность партий обуславливает несамостоятельность ее членов»[2]. Кроме того, Штирнер говорил об информационной власти, которая заключается в жесткой цензуре. Пресса его времени, по сути, обслуживает государственную власть и полностью ей подчинена. Теоретиками анархизма выделялась муниципальная власть. Она является разновидностью неполитической власти, которая заключается в участии коллектива в решении тех или иных проблем в рамках добровольного союза. Однако в учении М. Штирнера она преобразовалась в свободный, добровольный и самоорганизующийся «союз эгоистов»[3]. Говоря о духовной власти, он отмечал, что она неоправданно считается вторичной по отношению к политической, которая доминирует над ней.
Как и многие другие теоретики анархизма (Бакунин, Кропоткин) Штирнер выступал за отмену всякой власти, за ликвидацию властного принципа. Его он предлагал заменить личной самоорганизацией и самоуправлением. Это объясняется тем, что человек совершенен и не нуждается в какой-либо власти. Она является главным источником насилия и несправедливости, поэтому никогда не может быть оправдана.
Концепция государства в философии М. Штирнера
Идея отрицания государства – основная концепция, которая объединяет всех представителей анархизма. М. Штирнер считал его общественным злом, орудием человеческой несвободы, которое должно быть, сразу или в будущем уничтожено. Идея государства ему представлялась противоестественной. Он полагал, что государство является помехой личному счастью каждого человека. Деятельность государства основана на силе, которая составляет его социальную природу, сущность. Штирнер писал: «Государство всегда занято тем, чтобы ограничивать, обуздывать, связывать, подчинять себе отдельного человека, делать его «подданным» чего-нибудь всеобщего»[4]. Используя культуру и образование, оно воспитывает послушных и полезных ему граждан.
Штирнер был знаком с концепцией разделения властей, однако законодательную ветвь государственной власти у него представляют не только парламент, политические партии, но также правительство и само общество. Исполнительная власть у Штирнера представлена только правительством. Деятельность немецкого правительства, его место и роль в разделении власти в своем учении он подробно не раскрывает и связывает преимущественно с укреплением господства и навязыванием своей воли гражданам государства. Характеризуя судебную ветвь власти, он отмечал ее механистичность и необъективность, которые приводят к правовой несправедливости. Судебная система, по его мнению, является надуманной и бесполезной для человека государственной инстанцией. Штирнер полагал, что человек сам себе судья и предлагал суд отменить вообще.
Штирнер никогда не давал прогнозов относительно организации государства нового типа, устройства будущего общества, оставаясь всецело на позиции негативизма. Его анархистская доктрина отличается условностью, схематичностью, а, значит, необязательностью своего воплощения.
Право в философии М. Штирнера
Под правом Штирнер понимал «дух общества». «Если общество имеет волю, – писал он, – то эта воля – право»[5]. Он полагал, что право порождается обществом: «все право и вся власть принадлежат совокупности народа... Совокупность всегда первенствует над единичным лицом и имеет силу, которая называется правом». Существующее современное немецкое право Штирнера не устраивало. Он полагал, что государство и общество не могут быть полноценными источниками права, так как они самостоятельно формируют и предоставляют по своему усмотрению фиктивное, абстрактное право, не учитывающее интересы конкретной личности: «Всякое существующее право – право, которое мне «дают», «распространяют» на меня» - писал Штирнер в своем трактате. Предложив источником права сделать не государство или бога, а единичную личность, Штирнер содержанием права объявлял волю конкретного индивида, собственную волю. «Я сам решаю, – писал он, – имею ли я на что-нибудь право; вне меня нет никакого права. То, что мне кажется правым, – и есть правое». Штирнер классифицировал право на «чужое» и «мое». «Чужое» право в его понимании – это не субъективное право другого индивида, а то, которое предоставляет природа, общество или государство, то есть «чужое» право включает в себя как естественное, так и позитивное. «Мое» право – это то, которое «зародилось во мне и исходит только от меня». Фактически право в философии Штирнера свелось к способности овладения и обладания. То, что это породит всеобщее насилие, философа нисколько не волновало. Однако он писал, что важно стать тем, чем человек в силах стать, только на это он и имеет право. Все права он должен черпать в самом себе и для себя. Штирнер пишет, что «я имею право стать тем, чем хочу, чем могу и чем должен», таким образом, личность вправе самоактуализироваться в соответствии со своими потребностями, способностями и интересами, используя для этого материальные и физические средства. Эгоистическое право Штирнера, субъективное, по сути, необходимо личности для собственного саморазвития, для приобретения своеобразия, уникальности.