Смекни!
smekni.com

Политическая власть, сущность и социальное назначение (стр. 2 из 2)

адекватное отражение в своей деятельности интересов тех социальных групп, на которые власть опирается, существенно не ущемляя при этом насущных интересов других общественных групп;

оптимальная институциональная структура системы власти;

оптимизация процесса принятия и проведения в жизнь политических решений;

уровень политической и правовой культуры населения.

Отсутствие этих условий приводит к кризису власти, ее вакууму, а значит, к массовому недовольству, стихийным его проявлениям, а нередко и к краху системы власти и замены ее другой.

Итак, политическая власть - сердцевина политики, способ реализации политических целей. Содержание политических властных отношений в обществе, структура, механизм и эффективность власти определяются уровнем развития общества.

Эффективность политической власти, а, значит, и стабильность общества зависят от многих факторов, в том числе и от отношений народа и власти, личности и государства. Совершенствование всей пирамиды власти - от ее высших эшелонов до уровня местного самоуправления - важное условие продвижения общества путем прогресса.

Проблемы легитимности власти

Какими способами осуществляется власть? Долгое время в политическом лексиконе понятие "власть" отождествлялось с терминами "воля", "принуждение", "насилие". Именно насилие как способ осуществления власти путем принуждения рассматривалось как главный инструмент политики.

Но насилие и физическая сила - это лишь частичные основы политической власти. "Штыки, государь, - говорил Наполеону его министр Талейран, - годятся для всего, но сидеть на них невозможно". Разумеется, было бы целиком нереально исключать насилие из арсенала политических средств.

Однако в той же мере нереалистично принимать насилие и голое принуждение за единственно эффективный способ политической жизни. Не следует забывать, что сила - достаточно грубый способ и примитивный инструмент политики, особенно в современном обществе, где наряду с принуждением, широко распространенным методом властвования, выступают убеждение и стимулирование (то есть создание стимулов).

"Три основных метода в распоряжении властвующих групп: убеждение, материальная выгода и насилие. Насилие, по всей видимости, есть самый эффективный в краткосрочной перспективе метод, однако он малоэффективен в качестве основного метода сохранения власти в течение длительного периода, поскольку принуждает (особенно в современных условиях) к ужесточению приемов властвования и к их все более широкому распространению.

Самым эффективным (иными словами, самым дешевым) методом, конечно, остается убеждение. Однако все три метода - убеждение, выгода и насилие - всегда присутствуют при всех формах управления" (Ф. Нойман).

Иной точки зрения о ресурсах власти придерживается американский социолог О. Тоффлер. В истории человечества власть, по его мнению, опиралась на три ресурса - силу, богатство и знания.

Все три фактора взаимосвязаны и направлены на поддержание порядка на любом уровне социальной жизни. Власть силы, по О. Тоффлеру, изжила себя, несмотря на ее использование как в прошлом, так и в настоящем. Решающим фактором в наши дни становится знание.

Важное значение в политической теории имеет проблема легитимностивласти.

В политическом лексиконе легитимность означает, прежде всего, правомерность, законность политического господства.

Термин "легитимность" (legitime) возник во Франции и первоначально отождествлялся с термином "legalite" - законность. Его использовали для обозначения законно установленной власти, в отличие от насильственно узурпированной.

В настоящее время легитимность означает добровольное признание населением правомочности власти. М. Вебер включил в принцип легитимности два положения:

1) признание власти правителей;

2) обязанность управляемых подчиниться ей.

Легитимность власти означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения, их готовность следовать этим решениям. Власти при этом не приходится прибегать к принуждению. Более того, население допускает применение силы, если другие средства для осуществления принятых решений не дают эффекта.

На чем, однако, держится убежденность людей в правомочности власти? В истории немало случаев, когда подданные безоговорочно доверяли кровавым, безрассудно жестоким диктатурам и отказывали в доверии разумным и рациональным политикам. Что является внутренним основанием для оправдания господства?

Обратимся к одному из известнейших социологов XX столетия - Максу Веберу. В принципе, отмечал М. Вебер, существует три вида внутренних оправданий, то есть основ легитимности. Во-первых, авторитет обычаев, освященных многовековыми традициями, и привычка подчиняться власти.

Это традиционное господство - патриарха, племенного вождя, феодала над своими подданными. Во-вторых, отмечает М. Вебер, "авторитет необычного личностного дара (харизма), полная преданность и особенное доверие, которое вызывается наличием качеств вождя у какого-то человека (щедрости, героизма и т.д.).

"Харизма" в переводе с греческого означает "дар Божий, благодать". Харизматический тип власти основывается на вере населения в исключительные качества политического лидера.

У Вебера харизматический тип легитимности распространялся на власть религиозных деятелей (Моисей, Давид, Магомет, Будда), однако в истории нередки случаи, когда и исторические деятели обожествлялись.

Жрецы Амона в Ливии провозгласили Александра Македонского воплощением Бога Амона. И в наши дни и официальная пропаганда, и народная молва склонны приписывать политическим лидерам качества на основе желаний и представлений, преобладающих у большей части народа.

Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью, он преобладает в переходное время, в периоды революций, реформ, когда необходимость глубоких преобразований вызывает на авансцену политики решительных и мужественных лидеров.

В современных условиях харизматическая легитимность власти сохраняется преимущественно в странах Африки, где харизма является формой организованного политического поклонения, то есть своеобразной политической религией. Однако и в других странах легкая вуаль харизмы придает дополнительный вес политическим лидерам.

Наконец, третий тип господства - господство на основе "легальности", на основе веры участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти, то есть господство в том виде, делает вывод Вебер, которое осуществляется в рамках современного правового государства.

На практике в чистом виде идеальные типы легитимности не существуют. Они перемешаны, взаимодополняют друг друга. В посттоталитарных странах лидеры, обладающие харизмой (Вацлав Гавел - Чехия, Лех Валенса - Польша, в отдельные периоды - Борис Ельцин), могли смело прибегать к непопулярным, но необходимым мерам по преобразованию экономики.

И наоборот, попытки прибегнуть к таким же мерам в странах, где население не доверяет власти, не принесли желаемого результата, натолкнувшись на явное или скрытое противодействие правительственной политике (например, массовое уклонение от уплаты налогов).

Легитимность политики непременна. Она распространяется на все ее аспекты и факторы - власть, цели, средства, методы и т.д. Пренебрегать легитимностью может лишь до известных пределов лишь чрезмерно уверенная в себе (авторитарная, тоталитарная) или обреченная временная власть.

Власть демократического общества постоянно заботится о своей легитимности, исходя из необходимости править с согласия народа. Однако и в демократических странах способность власти "создавать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими" (С. Липсет) не безгранична, в социально дифференцированном обществе есть социальные группы, не разделяющие политический курс правительства, не принимающие его ни в деталях, ни в целом.

Хотя ни в одном режиме легитимность власти не бывает абсолютной, она тем полнее, чём меньше социальная дистанция между различными группами населения.

Легитимация власти сочетается с противоположным ей процессом делегитимации - утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита.

Разочарование в идеалах, в целях, в методах их достижения, в людях, которые представляют власть и политику, - неотъемлемая часть политического процесса.

Власть утрачивает легитимность, если оказывается не в состоянии выполнить свои программные обещания, если населению приходится платить слишком высокую цену за намеченный идеал, если цель как горизонт оказывается недостижимой.

Легитимность власти поэтому нуждается в постоянном подтверждении.

Двойной механизм легитимации - делегитимации обеспечивает динамичный политический процесс.