Смекни!
smekni.com

Политическая карта Европы (стр. 2 из 6)

Вторую важную черту политической карты Европы в эпоху средневековья можно охарактеризовать как ее раздробленность. Обычно говорят о «феодальной раздробленности» политической карты, и это выражение достаточно точно передает существо дела, поскольку в основе политического дробления территории обычно лежало связанное с феодальной экономикой ее экономическое дробление, отсутствие единого рынка. Раздробленность полити­ческой карты была особенно характерна для раннего средневековья, но во мно­гих случаях она сохранялась и в развитом, и даже в позднем средневековье.

Два наиболее ярких примера такой раздробленности являли собой Италия и Германия.

Италия — единственная страна Европы, которая оставалась политически раздробленной на протяжении всего 1000-летнего периода средневековья. Ее политическому объединению мешали как внутренние, так и в особенности внешние причины. К внутренним причинам можно отнести ту борьбу, которую постоянно вели друг с другом многочисленные итальянские герцогства, рес­публики, города-государства и другие политические образования. Среди внеш­них причин главная — подчинение значительной части Италии иноземным си­лам. Так, в северной части страны (Ломбардии) господствовали сначала ланго­барды, а затем власть перешла к Германии. Южная Италия принадлежала по­следовательно арабам, выходцам из Нормандии, а позднее здесь возникло Ко­ролевство обеих Сицилий. В средней части полуострова оформилась Папская область. Со временем во всей северной половине Италии возникла чрезвычай­ная чересполосица городов-государств. При этом политика и пап­ского престола и германского императора препятствовала преодолеванию такой раздробленности.

Германия по формальным при­знакам отличалась от Италии до­вольно сильно. Еще в начале Х в. на месте Восточнофранкского королев­ства появилось Германское королев­ство. В середине того же столетия германский король Оттон I вторгся на Апеннинский полуостров, став и королем Италии. А вскоре римский папа возложил на него, как за пол­тора века до этого на Карла Велико­го, императорскую корону. Так воз­никла новая большая империя, в со­став которой вошли не только собст­венно германские земли, но также Северная и Средняя Италия, Чехия, Бургундия и ряд других областей. Новое государство приняло назва­ние Священной Римской империи (с конца XV в. — Священной Римской империи германской нации), поскольку германские императоры претендовали на роль потомков, преемников великих императоров Древнего Рима. Император Оттон III даже перенес свою резиденцию из Германии в Рим. Однако власть гер­манских императоров была во многом номинальной. Реальная же власть нахо­дилась в руках местных феодалов — герцогов, курфюрстов, графов, маркграфов и т.д.

Нередко случалось и так, что период феодальной раздробленности в той или иной стране наступал после периода ее политической консолидации. Примера­ми такого рода могут служить Польша в XI — XII вв., Венгрия в XIII в. То же относится и к Руси в XI — XIII вв.

Б.А. Рыбаков выделяет два этапа развития Киевской Руси как государства. Первый из них относится к VI в., когда в среднем Приднепровье сложился союз славянских племен, а второй к VIII — IX вв., когда несколько десятков отдель­ных небольших племен, объединенных в четыре крупных союза, сплотились под властью киевского князя. В Х — XI вв. Русь занимала уже обширную тер­риторию. К XII — XIII вв. эта территория еще более увеличилась, достигнув размеров Византийской империи или империи Карла Великого. На востоке ее земли простирались до Камы и Печоры, а на севере до Белого моря. Длина ее границ по периметру составляла 7 тыс. километров.

Но одновременно началось политическое дробление Руси, в результате ко­торого, по словам летописца, «раздрася вся Русская земля». Это дробление особенно усилилось в середине XI в., после смерти Ярослава Мудрого и начала борьбы за великокняжеский стол между его потомками, продолжавшейся и после княжения в Киеве его внука Владимира Мономаха.

В результате на территории некогда единого государства сложилось полтора десятка отдельных княжеств, почти не объединенных никакой государственной общностью и к тому же постоянно враждовавших друг с другом. Сто­явшие во главе их князья проводили свою обособленную политику, считаясь прежде всего с интересами местной феодальной знати. Они стремились увели­чить свои владения путем захвата соседних земель и с этой целью вели беско­нечные междуусобные войны. В начале XIII века таких княжеств было уже около 50, так что политическая структура Руси и вовсе стала напоминать лос­кутное одеяло.

В целом можно утверждать, что в истории средневековой Европы периоды феодальной раздробленности в подавляющем большинстве случаев крайне отри­цательно сказывались на развитии ее государств.

С некоторой долей условности можно утверждать, что в своем развитии про­цесс территориальной государственной централизации в Европе прошел через два этапа.

Первый из них охватывает период конца раннего и начала развитого средневековья. Действительно, IX — Х вв. — это время существования хотя и «лос­кутной», но все же достаточно централизованной империи Карла Великого на Западе Европы. В средней части Европы в это же время существовала Велико-моравская держава западных славян. Затем в значительной мере ей на смену пришло крупное венгерское королевство, возникшее после того, как один из князей рода Арпадов, Иштван, объединил все мадьярские племена и был в 1000 г. провозглашен королем под христианским именем Стефана I; вскоре по­сле смерти церковь объявила его святым. Этот рубеж очень важен и для сосед­ней Польши, где также возникло раннефеодальное королевство Пястов со сто­лицей в городе Гнезно. На Юго-Востоке Европы тогда же существовало Первое Болгар­ское царство царя Симеона, которое иногда называют Великой Болгарией: гра­ницы его проходили от Черного моря до Адриатического и от нижнего Дуная до глубины Фракии и Македонии.

А на Востоке Европы это было время расцвета раннефеодального государства восточных славян — Киевской Руси. Несмотря на очень большие его размеры, ядром этого государства безусловно было среднее и верхнее Приднепровье. В.О. Ключевский утверждает даже, что старая Киевская Русь состояла из бас­сейна одной реки — Днепра, который играл роль столбовой дороги государства, а его правые и левые притоки служили подъездными путями к ней.

Второй этап активной государственной централизации наступил уже в XV — XVI вв., т.е. на рубеже развитого средневековья и раннего нового времени. Он имел гораздо более прочную экономическую основу в виде складывавшихся в это время национальных рынков и ускорившегося про­цесса начальной консолидации наций. Так, об­разование централизованных государств в Анг­лии и Франции произошло в основном в XV в.

В средней части Европы са­мым крупным государством в период развитого средневе­ковья стала Австрия. При княжеских династиях Бабенбергов, а затем Габсбургов к ее историческому ядру — Ниж­ней Австрии — были присое­динены сначала Верхняя Авс­трия, славянские области Штирия и Каринтия, затем Тироль, Форарльберг. Габс­бурги вели также длительную борьбу за присоединение Швейцарии, сопротивление которой нашло отражение в известной легенде о Вильгель­ме Телле.

Северная часть Европы во­обще не знала или почти не знала феодальной раздробленности. В XII — XIII вв. в Дании, Норвегии и Швеции сложились феодальные королевства, с 1397 г. связанные между собой Кальмарской унией. Самым силь­ным из них было Датское королевство.

А в Восточной Европе XIV — XV вв. — это также время преодоления фео­дальной раздробленности и объединения русских земель вокруг Москвы — од­ного из старых городов Владимиро-Суздальской Руси. Процесс образования централизованного государства, по В.О. Ключевскому «Руси Великой, Москов­ской», в своей основе имел те же закономерности, что и в других частях Евро­пы. Но поскольку общее развитие Руси было задержано татаро-монгольским на­шествием, экономическая и политическая раздробленность преодолевалась здесь более медленно, пройдя несколько этапов.

Собирание русских земель вокруг Москвы началось еще в первые десятиле­тия XIV в. при Иване Калите, который стал великим князем Московским. Да­лее возвышению Москвы способствовал разгром войск Мамая на Куликовом поле в 1380 г. под руководством Московского великого князя Дмитрия, прозван­ного за это Донским. К 60-м годам XV в. уже многие русские земли объединились вокруг Москвы. Но особенно расширились границы Московского кня­жества во второй половине XV в. при Иване III, который пробыл на великокня­жеском престоле 43 года. Он унаследовал от своего отца Василия Темного уже сравнительно большое княжество площадью в 400 тыс. км2, но сыну своему княжичу Василию оставил огромную державу, площадь которой выросла в пять раз — до 2 млн. км2! В годы правления Ивана III под руку великого князя Мос­ковского перешли Ярославское, Ростовское, Тверское княжества, Новгород и его земли, занимавшие весь Северо-Восток Европы, Пермская, Вятская земли, а также (после победы над Литвой) обширные пространства на Юго-Западе. В 1480 г. окрепшая Русь сумела одолеть силы Орды в знаменитом «стоянии на Угре» и окончательно сбросить ордынское иго. Так в конце XV — начале XVI в. было создано русское централизованное государство — Россия.

В итоге всех изменений к середине XVI в. политическая карта Европы сложилась в следующем виде.

В западной и юго-западной ее части существовали три крупных централизованных государства — Англия, Франция и Испания. К этому перечню можно добавить также королевства Шот­ландию, Португалию (образовавшуюся еще в XII в.) и Ирландию. Всю среднюю полосу Европы занимали территориально сильно раздробленные Священная Римская империя и Италия, между которыми располагался Швейцарский Союз. Далее к востоку находились королевство Польское, Великое княжество Литовское и Венгрия. Весь Юго-Восток был под властью Османской империи. На Севере Европы политическую карту определяли Дания (с Норвегией и Ис­ландией) и Швеция (с Финляндией). Еще далее к востоку располагалось обшир­ное Русское государство. Но выход к Черному и Азовскому морям ему преграж­дало Крымское ханство, находившееся в зависимости от Османской империи, а на пути к Балтике лежали земли Ливонского ордена.