Эта объяснительная схема со ссылкой на впечатления детства как на характерообразующий фактор имеет много изъянов, она не проясняет, например, почему при очень сходной структуре семейных отношений в германии присутствуют ярко выраженные авторитарные тенденции в политической культуре, а в Швейцарии нет.
Несостоятельными в плане объяснения причин политического поведения масс оказались и исследования идеологии как фактора, его определяющего. Если исходить из того, что идеология подразумевает последовательность, логичность и психологическую согласованность действий, ясность мышления и обоснованность в принятии решения, то, по данным американских исследователей, этим критериям соответствует поведение только 2,5 % американских избирателей [5, c.26], что не позволяет делать далеко идущие выводы.
Таким образом, можно дать следующее определение: политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.
К политической культуре можно отнести:
· Знание политики, фактов, заинтересованность ими;
· Оценку политических явлений, суждения по поводу того, как должна осуществляться власть;
· Эмоциональная сторону политических позиций, например, любовь к родине, ненависть к врагам;
· Признание существования в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать.
В структуре политической культуры можно выделить три группы элементов.
1. Познавательные элементы. Это - знания о политике, которые составляют основу политической культуры. По мнению Г. Спенсера, политикам нужно прежде всего постоянное "изучение естественной причинно-следственной связи в отношениях между людьми, соединенными в обществе". Здесь имеются в виду знания, отражающие сущность политической действительности, тенденции ее изменения, основные черты. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.
2. Эмоционально-оценочные элементы: чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике, социальная позиция личности. Отношение к власти, государству, политическим институтам может быть как позитивным, так и негативным. Во всех цивилизованных странах это отношение и все его колебания постоянно изучаются при помощи социологических исследований, опросов общественного мнения и т. д.' Примером устойчиво позитивного отношения к власти является население Великобритании, страны, имеющей достаточно стабильную политическую систему. Это отношение основано на всеобщей вере в добрую волю властей и уверенности граждан в том, что правительство будет пользоваться властью в соответствии с установившимися традициями и законом. Обобщенным критерием эмоционально-оценочных элементов политической культуры является гражданственность. Г. Алмонд и С. Верба назвали политическую культуру США и стран Западной Европы культурой гражданственности, так как она обеспечивает наиболее органичное сочетание свободы гражданина и стабильности политической системы.
3. Поведенческие элементы: различные формы участия граждан в политической деятельности. Политическое поведение - это проявление широкой системы общественных отношений, в которой взаимодействуют политическая система, политические движения и партии, социальные и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и ее индивидуальное поведение.
Носителей политической культуры субъектов подразделяют на:
- Неинституционализированные субъекты (индивиды, социально-классовые группы и слои);
- Иституционализированные субъекты (государство, политические партии и союзы, группы давления).
Отношения между субъектами характеризуют политическую культуру с точки зрения:
- Общих принципов, а которых строится политическая система (уровень политического доверия, терпимости, свободы);
- Моделей подготовки, принятия и осуществления политических решений, наличия или отсутствия института оппозиции, механизма передачи власти, способов регулирования политических конфликтов;
- Принципов регулирования отношений между государством и его гражданами, политическими партиями и социальными группами.
Везде, где имеются политические отношения, существует и политическая культура. И если мы говорим о её отсутствии, то мы имеем в виду не отсутствие политической культуры вообще, а отсутствие адекватной потребностям того или иного общества политической культуры.
Любое современное общество представляет собой довольно сложную систему отношений между различными социальными группами, которые имеют специфические политические интересы, а также способы и возможности их выражения. Это служит основой для возникновения политическим субкультур.
Политическая субкультура – это совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерных для определённой социальной группы или региона и отличающихся в своей системной целостности от ориентаций и моделей, присущих как другим социальным группам и регионам, так и нации в целом [10, с.81].
Важнейшие виды политической субкультуры:
- Социально-классовые (пролетарская, предпринимательская, традиционно-аграрная и др.);
- Национально-этнические, которые играют особенно заметную роль в многонациональных государствах, исторически формировавшихся путём постепенной интеграции (добровольной или насильственной) других территорий;
- Религиозные, когда политические лозунги и цели обрамляются или маскируются религиозными ценностями;
- Региональные, связанные с различной ролью территорий в историческом развитии страны. Например, в России существенно различаются политическая субкультура крупных городов и сельской местности, Северо-Западного или Уральского региона и южных областей России;
- Поколенческое, в которых отражается специфика политической социализации поколений и их оценка современной политической ситуации и исторического прошлого. Особенно заметны поколенческие различия в обществах, которые переживают период реформирования, тогда как в политически относительно стабильных и спокойных обществах политические различия между поколениями не столь ярко выражены (в США например до 80% детей голосуют за те же политические партии, что и их родители) [10, c.78].
Исходя из того, что основными регуляторами политического поведения являются политические ценности, политические установки и мнения относительно политических проблем, политология избирает в качестве основного предмета эмпирических исследований установки, занимающих своеобразное «срединное» положение между мнениями – поверхностным, неустойчивым, изменчивым слоём политических ориентаций и ценностями – основополагающими предпочтениями в сфере политики.
В установках принято выделять по мотиву ориентации (вслед за Алмондом и Вербой) [6, c.14] три основные составляющие:
· рациональные (когнитивные) элементы, которые основываются на знании определенных объективных фактов и представляют собой ответ на вопрос: «Соответствует ли то или иное утверждение или процесс действительности? Является ли оно истинным или ложным с научной точки зрения?»;
· чувственно-эмоциональные (аффективные) элементы — наличие или отсутствие интереса к политическим объектам, а также уровень и характер этого интереса; эмоциональная предрасположенность в отношении тех или иных политических объектов или действий; ответ на вопрос, что нравится и что не нравится в политической жизни;
· оценочные элементы, которые основываются на нормативно-этических представлениях личности и отвечают на вопрос, что хорошо, а что дурно.
В реальном исследовании очень сложно изолировать эти три составляющие друг от друга.
Объекты политических ориентации принято разделять на следующие блоки:
· политическая система в целом;
· структуры «входа», т.е. то, что при поддержке, влиянии или даже давлении населения вносится в политическую систему. Это формулирование интересов определенными группами или отдельными лицами и на их основе — требований к политической системе, рекрутирование соответствующих политических сил и лидеров, способных довести эти интересы и требования до государственных структур;
· структуры «выхода», т.е. решения, постановления, принимаемые государством;
· «политический автопортрет», т.е. что думают граждане о себе, о возможностях своего участия в политической жизни и о степени их реализации.
Выделение ориентации в сочетании с объектами этих ориентации позволяет изобразить предмет культурно-политических исследований в виде следующей таблицы-матрицы:
Предмет культурно-политических исследований
Виды ориентации | Объекты ориентации | |||
Политическая система в целом | Структуры «входа» | Структуры «выхода» | Политический автопортрет | |
Когнитивные | ||||
Чувственно-эмоциональные | ||||
Оценочные |
Ha основании этой матрицы была дана первая классификация типов политической культуры в зависимости от специфики ориентации и степени участия в политической жизни: «приходская» политическая культура, подданническая и политическая культура участия.