Смекни!
smekni.com

Политическая культура (стр. 1 из 4)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф. УШАКОВА»

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

Реферат по политологии

Тема «Политическая культура»

Выполнил: курсант 511 группы

Сажиенко А.П.

Проверил: преподаватель

Привалов Виктор Фёдорович

г. Новороссийск, 2009 г.


«Политическая культура»

Введение

1. Понятие политической культуры, её структура и типология

1.1.Определение политической культуры.

1.2.Типология политической культуры.

2. Функции политической культуры

Заключение

Литература


Введение

В широком смысле этого слова культура включает в себя всю совокупность моделей деятельности людей, закодированных в их предметной среде, духовных представлениях и стандартах поведения. Наиболее важная из этих моделей – социокультурная, ведь общество как социальная система воспроизводится через особый ценностно-нормативный механизм солидарности. А поскольку политическая деятельность занимает центральное место в интеграции общества, то политическая культура также будет в центре совокупного механизма общественной интеграции.

По своему происхождению политическая культура непосредственно связана с появлением политических отношений. Так, в Древнем Риме постоянно обращались к идеалу доблестного прошлого с его суровым самоограничением и воинствующей смелостью, имея в виду, что эти качества являются наиважнейшим условием величия и успехов созданной державы. Первым же, кто употребил данный термин, был немецкий философ-просветитель XVIII века Иоган Гердер[1].

Понятие «политическая культура» относится к часто употребляемым. Эти слова прочно вошли в наш повседневный лексикон. В прессе постоянно встречаются сетования журналистов по поводу низкого уровня политической культуры или её отсутствия как у населения, так и у профессиональных политиков. С другой стороны, отбор новостей, способ их подачи и интерпретации в СМИ тоже часто воспринимаются, как причина, препятствующая формированию и развитию политической культуры. В обыденной речи политическая культура выступает прежде всего как оценочное понятие, как определённый идеал, к которому следует стремиться, или как норма, которую следует соблюдать.

Нет единой концепции политической культуры и в политической науке, хотя рассмотрение «культурного» измерения политики во все времена, начиная с Платона и Аристотеля, составляло неотъемлемую часть политической мысли[10, с.345]


1. Понятие политической культуры, её структура и типология

1.1Определение политической культуры

Политическая культура представляет собой органичную часть политической жизни общества. Важность изучения этого феномена обусловлена значением самой политики, которая является необходимостью современного человека, играет роль указателя и ограничителя его многообразных действий во всех сферах жизни. В современном мире политическая культура выражает степень политической цивилизованности общества.

Политическая культура - один из основных элементов, составляющих духовный потенциал общества. Она выражает суть социально-политической системы, определяет "правила игры" в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без политической культуры говорить о человеке как о социально значимой личности невозможно. Она отражает многообразие политической жизни и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Исследовать политическую культуру необходимо, так как это помогает выяснить социальные интересы и предпочтения граждан и социальных групп, степень осознания людьми их общественных задач и их практическую роль в политической жизни. Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры, как отдельной личности, так и общества в целом.

Из вышесказанного понятно, почему эта проблема столь широко исследуется политологами. В ее трактовке существует самый широкий спектр мнений, определений. Это связано с тем, что сама политическая культура - развивающийся феномен, чутко реагирующий на изменения реалий современного мира, его политических и социально-экономических процессов. Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности ибо, в конечном счете, политическая культура зависит не от сиюминутных амбиций политических лидеров: она формируется на основе экономических и политических интересов и потребностей классов, социальных слоев, наций, т. е. больших социальных групп.

Вопросы политической культуры исследовали выдающиеся мыслители прошлого: Аристотель, Макиавелли, Монтескье, Маркс, Спенсер, Вебер и др. А начало этой традиции положил Платон. Интерес в этом плане представляет его диалог "Протагор", в котором вопрос формулируется остро, дискуссионно: можно ли освоить государственные, гражданские добродетели, овладеть искусством государственного управления? Платон устами Сократа высказывает предположение, что ничему такому научиться нельзя. Афиняне, говорит он, в каждом конкретном деле (строительстве дома, корабля и др.) призывают мастеров этого дела и спрашивают их совета. Когда же вопрос касается политики, то всякий подает совет, будь то плотник, медник, сапожник, богатый, бедный, благородный, безродный; и никто его не укоряет, что, не получив знаний, не имея учителя, такой человек решается все же выступать со своим советом. В противоположность Сократу Протагор (глава софистов) считает, что можно овладеть искусством государственной мудрости и научиться быть хорошими гражданами. Справедливость, рассудительность, благочестие - вот те, по его мнению, гражданские добродетели, которым люди учат друг друга: родители - детей, учителя - учеников, поэты - слушателей и т. д.

Позднее идеи политической культуры и гражданской добродетели нашли свое отражение в трудах итальянского мыслителя Н. Макиавелли. В работе "Государь" он высказывает мысль о том, что первой гражданской добродетелью является деятельная любовь общего блага. Но она может развиться лишь в свободном государстве, где общее благо - не требование немногих избранных умов, а реальная цель, которой служат все граждане, живущие сознательной общественной жизнью. Любить государство и служить государству может заставить граждан лишь личный интерес. Государство должно вознаграждать услуги граждан и обставлять их общественную деятельность такими условиями, которые заставили бы их искать общественной службы в своих личных интересах.

Вопросы гражданской культуры личности и общества являются органичной частью работ французских просветителей XVII-XVIII вв.: Гоббса, Монтескье, Вольтера, и особенно Руссо, который, развивая теорию "общественного договора", подчеркивал: народное собрание имеет право ограничить, изменить, отнять власть, доверенную правителям. А для того, чтобы народ смог выразить свою общую волю, его необходимо "просветить", "указать правильный путь", который он ищет: иными словами, сформировать определенную гражданскую культуру, без которой не может быть "в социальном организме единства понимания и воли".

В XIX в., когда в обществе значительно возрастает интерес к политическим наукам, изучаемая нами проблема приобретает особое значение. Г. Спенсер, исследуя сложнейшие причинные связи между социальными явлениями, неоднократно подчеркивал, что политикам, вмешивающимся в социальные процессы, надо тщательно изучать их. Он отмечал роль знания как основы политической культуры и считал, что если овладение любым ремеслом требует обучения ему, то тем более это касается искусства политики.

Вебер специально исследовал вопрос политической этики как составной части политической культуры и выделил два типа ее: "этику идеи" и "этику ответственности". Первая подразумевает бескомпромиссную нацеленность на реализацию определенного политического идеала, невзирая на какие-либо побочные последствия. Вторая заключается в строгом учете всех последствий любого политического шага и в готовности отказаться от идеи, если ее реализация слишком тяжело сказывается на обществе. Сам Вебер был сторонником скорее "этики ответственности", чем "этики идеи".

Русский ученый начала XX а. И.А. Ильин считал политику инструментом, обеспечивающим наилучшие возможности для культурного развития. Чтобы воспользоваться этим инструментом, народ должен обладать государственно-политическим кругозором, глубоким пониманием задач своей страны, высоким уровнем сознания, в том числе и политического, выражающимся в образованности и способности к самостоятельному мышлению, чувством собственного достоинства и силой личного характера [3].

Исследования национального характера в русле традиций Фрейда исходят из того, что ключ к пониманию политического поведения заложен в специфической ситуации с раннего детства. Характер заботы о младенцах, традиции их воспитания, продолжительность кормления грудью, способы пеленания становятся главными факторами, формирующими модели их поведения в дальнейшем. Например, в западных учебниках по политической социологии для демонстрации односторонности подобного рода теорий часто воспроизводится их схема объяснения «типичного политического поведения русских», соединяющего в себе терпеливое, покорное принятие рабства с короткими всплесками протеста революционного характера. Причина, оказывается, кроется в характерном для России «жёстком» способе пеленания младенцев с плотным обвязыванием лентой, при котором ребёнок постоянно скован, зажат и может действительно «дать себе волю» только во время коротких пауз перепеленывания. Такой способ обращения с младенцами якобы формирует личность, которая позже демонстрирует аналогичное поведение в политической сфере: апатия, безразличие, непротивление подавляющей части населения царской «плётке» или тоталитарным методам Сталина с внезапными, короткими, но бурными всплесками протеста [4;5, c.23,24].