Теория государственной власти является, таким образом, одной из самых темных и запутанных теорий общего учения о государстве. Вплетенные в нее политические элементы, перепутанные с недостаточно осознанными теоретическими предпосылками, совершенно затемняют необходимые родовые особенности, составляющие внутреннее существо властных отношений. Проблема государственной власти кажется безнадежно темной, и нужно сделать какое-то геройское усилие, чтобы распутать туго завязанный узел содержащихся в ней контроверз.
Заключение
Изучение политики уже само по себе представляет собой политический акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм несправедливости. Политология должна в одинаковой степени охватывать как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные величины.
Политический порядок включает структурные и системные элементы. Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках различных государств.
Власть и есть та снова, которая определяет политику. Власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.
Классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральною место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство – необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории.
Различные виды власти, существующие в обществе – государственная политическая, негосударственная политическая, неполитическая – при всей взаимообусловленности и сходстве все же сохраняют свою специфику. Связано это, в первую очередь, с сохранением государства, права, политики, гражданского общества как относительно самостоятельных и устойчивых сфер общественной жизни и социальных институтов. Отсюда следует сохранение насилия, принуждения, авторитета и подчинения в формах, соответствующих сложности современного общества, неоднозначной и неисчерпаемой природе человека, живущего в нем. Представляется, что современная социология может многое прояснить социально-философскому и философско-политическому знанию, показав, с одной стороны, насколько сложной и многомерной стала социальная структура общества. С другой стороны, именно на социологическом материале можно наиболее точно продемонстрировать, насколько далеко зашли процессы модернизации и трансформации социальных институтов, слоев и групп, изменение их места и роли в современном обществе.
Политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических является источником и основой этой политики, т.е. власть – первооснова политики.
Список литературы
1. Белов Г.А. Политология. Учебное пособие. - М.: ЧеРо, 1999. - 304 с.
2. Болл Т. Власть. – М.: Полис, 1993.
3. Бобков В.А., Браин И.Н. и др. Политология: Курс лекций. – М., 1996. -192 с.
4. Вятр Ежи Социология политических отношений - М.: Прогресс, 1979. – 462 с.
5. Ильин М.В. Мельвиль А.Ю. Власть. - М.: Полис,1997.
6. Ильин В.В. Философия власти. - М., 2003.
7. Каверин С.Б. Потребности власти. М., 2001.
8. Кайтуков В.М. Эволюция диктата. М., 1995.
9. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
10. Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.
11. Коваль Б.И., Ильин М.В. Власть versus политика. – М.: Полис, 2001.
12. Мельник В.А. Политология: Учеб. - Мн.: Выш. шк. 1996.- 479 с.
13. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. т.1. Хрестоматия. - Самара: Дом Бахрах, 1999. – 608 с.
14. Теплов Э.П. Политическая власть. СПб., 1993.
15. липов В.Ф. Введение в науку о власти. М., 1996.
[1]См.: Ачкасов В. А., Елисеев С. М., Ланцов С. А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. - М., 1996. - C. 7-19.
[2] H. M. Коркунов. Указ и закон. - С. 60.
[3] Палиенко. Суверенитет. - С. 12.