Настроение разорившихся фермеров и ряда рабочих уловили общественные деятели, которые объединились в политическую организацию. 19 мая 1891 года она оформилась в Народную (популистскую) партию.
Глава 3. Особенности популистского движения в США
Популистское движение объединяло разнородные групповые интересы (главным образом фермеров и рабочих) на межрасовой основе в борьбе против многообразных форм господства монополистического капитала, установившегося в тот период. В движении отразилось мироощущение массовых слоев американских трудящихся, ставших жертвами разрушительного воздействия монополий на мелкое производство и его социальных последствий. Оно тяготело к спонтанному, организационно аморфному типу, что определялось недоверием к теоретизированию и к жесткой организации, которые воспринимались как символы отделения власти от народа. Поэтому идейно-политическое творчество популистов, несмотря на то, что к нему примыкали на разных этапах такие представители общественной мысли как Г.Джордж и И.Доннелли, в целом развивалось на уровне обыденного сознания.
Тем не менее популисты выдвинули ряд новых идей, соответствовавших важным тенденциям общественного развития США. Программные установки популистского движения изложены в Омахской (1892 г.) и Спрингфельдской (1894 г.) декларациях. Своеобразие популистских идей определялось следующими фундаментальными аспектами: во-первых, новым содержанием понятия «народ и народовластие»; во-вторых, новым взглядом на роль государства; в-третьих, требованием расширения демократических структур путем сочетания представительной демократии и прямой демократии, то есть непосредственного участия народа в управлении и контроле за деятельностью властей.
Понимание идеи народа и народовластия, предложенное популистами, отличалось от классических положений буржуазной демократии. Высшая социальная ценность для них – не абстрактный народ, а трудящиеся массы: «истинный народ – это те, кто трудится в деревне и в городе».
Вопреки американской традиции слабой центральной власти популисты выдвинули идею сильного государства, действующего в интересах трудящегося народа и, что особенно важно, под его непосредственным контролем. Дж. Хикс писал: «Популистская философия в конечном счете сводится к двум основным положениям: первое – правительство должно сдерживать эгоистические интересы тех, кто извлекает выгоду за счет бедных и нуждающихся; второе - народ, а не плутократы должны контролировать правительство».
Главную цель движения популисты усматривали в улучшении положения трудящихся, что по их мнению, должно достигаться путем роста регулирующей роли государства в экономической сфере.
Известный американский историк Р. Хофстедтер, один из наиболее суровых критиков популизма, признает тем не менее за ним приоритет в пересмотре господствовавших в США взглядов на роль государства. «Популизм, - писал он, - был в США первым значительным политическим движением, которое настаивало на ответственности государства за всеобщее благосостояние».
Популисты 90-ых годов прошлого века ощутили и выявили на уровне массового движения одну из центральных проблем политической философии современности: соотношение демократии и социальной ответственности государства, что предполагает сильную исполнительную власть при четко действующем механизме демократического контроля.
Популисты не только выдвинули идею участия, но и предложили обеспечивающую ее систему конкретных реформ. «Популизм, - писал американский исследователь Э. Голдмен, - разработал механизм прямой демократии - прямые выборы в сенат; инициативы, дающие избирателям право законодательства через головы представителей; референдум, обеспечивающий право вето на действия законодательных органов».
Глава 4. Мировоззренческая и демократическая составляющие американского популизма
Популизм не исчерпывался социально-политической проблематикой. Движение несло с собой целый пласт мировоззренческих, психологических и этических проблем. Популистское сознание характеризовалось особым, не рационально-теоретическом, а интуитивно-прагматическим видением мира и места личности в нем, своеобразным отношением к историческим судьбам страны. Не имея четко оформленной идеологии и теоретической базы, популизм представлял собой причудливое сочетание: это было прагматическое политическое течение с весьма конкретной программой, но в то же время - умонастроение и своего рода этос. Популистскому восприятию социального мира было свойственно дихотомическое членение общества, возрождающее архетипические социальные представления примитивных обществ: богатые и бедные, народ и избранные. Популистское сознание характеризовалось утопическим иррационализмом, выступавшим в своеобразной форме - в оболочке плоского прагматизма, что выражалось в пристрастиях к экономическим и политическим панацеям – вере в то, что одно или несколько простых мероприятий (например, предлагаемая популистами чеканка серебряных денег) могут радикально изменить к лучшему всю общественную ситуацию.
Демократизм популистского движения усиливается тем, что, развернувшись, прежде всего и наиболее активно в южных штатах, оно создало коалицию белых и черных для борьбы против всевластия промышленно-финансовых магнатов, чем продолжило традицию аболиционизма, перенеся ее в самый очаг расизма - на глубокий Юг. В насыщенных антирасистской риторикой речах популистов, в их действиях в защиту преследуемых черных популистскихлидеров обозначился принцип движения, поставившего социальные противоречия выше расовой розни. Из речей одного из популистских лидеров конгрессмена от штата Джорджия Т. Уотсена: «Вас заставляют ненавидеть друг друга, потому что эта ненависть - краеугольный камень финансового деспотизма, порабощающего и белых, и черных. Вас обманывают и ослепляют, чтобы вы не смогли увидеть, как расовый антагонизм увековечивает денежную систему, которая вас грабит».
Яркий урок антирасистской солидарности дали популисты штата Джорджия, когда в ответ на угрозу линчевания негритянского лидера две тысячи вооруженных белых фермеров-популистов выступили в его защиту.
По свидетельству американских исследователей антирасистский размах популистского движения уникален для массовых политических выступлений белых на Юге.
В идейном арсенале популизма важное место принадлежит проблеме личности. «В центре популистской идеологии, - писал английский исследователь Д. Макрэ, - не экономика, не политика, даже не общество. Ее ядро - личность, в первую очередь ее моральный аспект». Это замечание справедливо для популистского мировоззрения, согласно которому главной задачей общества - его экономической и социальной политики - должно быть счастье рядового человека, его материальное благосостояние и духовная гармония, что характерно также для марксизма, частично либерализма. Но если марксизм предполагает добиваться этого с помощью революционных преобразований, либерализм - исходя из концепции частной собственности, то популизм надеется на возможность реализации такой гармонии благодаря надежде на простейшее решение всех проблем, вере в то, что одно или несколько простых мероприятий могут радикально изменить к лучшему всю общественную ситуацию.
В популистском мировосприятии идеал естественного цельного человека воплощал земледелец-фермер. Отсюда острая критика популистами язв капиталистической индустриализации и присущий им антиурбанизм. Они были первым массовым движением в Соединенных Штатах, поставившим экологические проблемы. Однако их критика не носила характера ярко выраженного антитехницизма. Они одобряли развитие техники и ее внедрение для облегчения труда на производстве и в сельском хозяйстве, но были обеспокоены тем, что она используется для усиления власти промышленных магнатов.
Популизму была также чужда романтическая интерпретация идеала естественного человека с ее эскапизмом и противопоставлением сильной личности, героя - серой толпе обывателей. Популистский личностный идеал питался не идеализацией ухода от общества, “жизни в лесу” по Генри Торо, а представлениями о демократической общественной деятельности как высшей сфере самоосуществления личности. Один из самых образованных популистских лидеров Т. Ньюджент развивал эти идеи в своих речах, звучавших непривычно и странно для американцев той поры. “Не есть ли Христос, - вопрошал он, - конечный результат божественной эволюции, ниспосланный в этот мир для того, чтобы преобразовать, возвысить и прославить Человека общественного?”.
Личностная самореализация рядового американца в общественно-активной деятельности осуществлялась в популистском движении. Миллионам тружеников, униженных и отторгнутых от возможности влиять на свои судьбы, это движение давало ощущение социальной причастности и значимости. Оно сформировало культуру, характеризовавшуюся особым демократическим этосом. Высшей ценностью этой культуры мыслился рядовой “общественный человек” активно участвующий в решении своей судьбы. Популистские идеи демократического участия и контроля были политическим выражением этих более глубоких культурно-мировоззренческих основ.