В стабильных политических системах рекрутирование элиты институтизировано, то есть осуществляется в соответствии с тщательно разработанными процедурами и существующими традициями, в результате чего персональный состав элиты с большей или меньшей периодичностью обновляется, а сама политическая структура остается в значительной степени неизменной.
Принципы рекрутирования элиты имеют исключительную важность для политической системы, способствуя либо ее укреплению, либо разрушению, обеспечивая более или менее равные возможности доступа к власти всем гражданам либо ограничивая, а то и вовсе лишая их. Одна из характерных черт подлинно демократической политической системы – создание реальных возможностей для каждого гражданина достичь такого положения, которое дает ему право считаться членом правящей элиты.
Важнейшим элементом рекрутирования элиты – ее социальная база; механизмы и круг лиц, осуществляющих отбор элиты (селекторат); каналы и система стимулирования продвижения по карьерным ступеням; процедура отставки и социально-экономической защиты тех, кто оставил высшие должности в системе власти.
Качество элиты зависит от качества социальных источников и способов ее формирования, от того, насколько элита открыта для наиболее активных, образованных и способных к инновациям людей из всех классов и слоев общества.
Американский политолог Б.Рокмэн вычленяет две тенденции отбора элит в современных демократических системах – гильдийную и антерпренерскую.
По гильдийкской модели обычно осуществляется рекрутирование бюрократической элиты. В системе гильдий кандидаты на продвижение должны обязательно угодить небольшой группе лиц наверху, которые и выполняют функции селектората. Бюрократическая элита заинтересована в организационной рутине, в привычных методах, в преемственности. Для системы гильдий характерны высокая степень институализации в процессе отбора, особая роль образования, медленный путь карьерного продвижения наверх, тенденция к воспроизведению характерных черт уже существующей элиты, относительно закрытый селекторат.
Антрепренерская тенденция исходит из того, что индивидам, стремящимся попасть в элиту, необходима поддержка не только внутри управленческой системы, в которой они собираются делать карьеру, но и вне ее. И они находят эту поддержку, а инерциальные силы организационных форм в меньшей степени тормозят их продвижение в элиту. По антерепренерской модели преимущественно рекрутируется политическая элита. Для этой системы, где селекторат более широкий, кандидату на элитные позиции нужно влиять не только на вышестоящих лиц, но и апеллировать к влиятельным людям во вне системы. Здесь критерии селекции разнообразны и противоречивы, при продвижении вверх можно миновать бюрократические ступеньки и рутинные процедуры. Если спроецировать эту типологию на российскую историю последнего времени, можно сказать, что только по первой модели могли продвигаться наверх лидеры застоя, а по второй – политические деятели демократической формации.
Рассмотрим более широкую типологию рекрутирования элит – закрытая и открытая. Открытый тип рекрутирования элиты обычно основывается на отборе, имеющем вид «честного конкурса», при котором решающими являются личные качества человека, его способности, образованность, нравственные характеристики, а не его (или его родителей) социальное положение, принадлежность к определенной социальной группе (привилегированному сословию, классу, национальности или группировке). Только при условии, что именно индивидуальные, а не надиндивидуальные характеристики являются главным критерием отбора, элита может быть ассамблеей лучших и достойнейших, то есть подлинной меритократией. Если же превалирует принцип, позволяющий выдвигать не самого умного, способного и честного, но зато доказавшего преданность своему социальному клану, - это означает закрытый тип селекции, ведущий к негативным последствиям для общества и, в конечном счете, к деградации элиты.
Закрытый тип рекрутирования элиты характерен для традиционного общества, прежде всего – для тоталитарных и автократических политических режимов. Этот тип сужает социальную базу рекрутирования, обрекает политсистему на застой. Она утрачивает способность к эффективному управлению, снижает качество управленческого кадрового состава и, по существу, провоцирует образование контрэлиты.
Модель открытой элиты – скоре норматив, цель, которой они явно не достигли. Большая часть административного аппарата состоит не из избираемых, а назначаемых чиновников, и тут селекторат достаточно узок. Но узость селектората не обязательно свидетельствует о слабой демократичности социально-политической системы. Здесь важен критерий отбора, которым руководствуется селекторат – представляет ли он собой честный конкурс, конкуренцию на основе способностей и заслуг, или решающими оказываются богатство, знатность, связи [1, 312 с.].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, элита играет важную, ключевую роль любого общества, она неизбежна в любой политической системе.
Элита формируется естественным путем, в русле постоянного воспроизводства и разрешения главного социально-политического противоречия между народом и властью, между гражданским обществом и государством. Пополняется она в целом за счет лиц высокого социального положения, сильных личностных качеств индивидуума и соответствующей профессиональной подготовки, за счет людей, способных воспроизводить мощный интеллектуальный продукт – главную ценность элиты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ашин Г.К., Охотский Е.В. Курс элитологии. – М.: ЗАО «Спортакадемпресс», 1999. – 368 с.
2. Нарта М. Теория элит и политика. М.: 1978. – 631 с.
3. Политическая элита. Политический ежегодник / сост. Русский биографический ин-т. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 541 с.
4. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник М.: Юристъ, 2002. – 511 с.