б) экспертно-прогностическая: анализ политической практики функционирования политических партий, государства и его различных органов, изучение общественного мнения как основы для выбора оптимальных средств достижения тех или иных политических целей, определение основных тенденций развития политической системы и политической жизни общества. Услугами и рекомендациями политологов пользуются политические лидеры, партии, офисы, департаменты и даже частные лица;
в) идейно-воспитательная: оценка влияния идеологии на политическую реальность, формирование идейно-теоретической позиции граждан. Она выражается в научных дискуссиях с различными концепциями политической власти, в распространении политической теории, подготовке кадров и усвоении ими политической науки, а также в разработке политических программ и платформ, воздействующих на массовое сознание и формирующих политические взгляды и идеалы.
Задачи, которые должна решать политология как наука, следующие:
1. Формирование политической культуры граждан. Опыт радикальных преобразований в нашей стране показал, что реформа политической системы, активность граждан в управлении делами общества и государства сдерживаются низким уровнем политической культуры. Политическая неопытность масс одновременно позволяет различным социальным группам манипулировать общественным сознанием, использовать активность народа для достижения своих целей.
2. Политология призвана разрабатывать предложения для принятия научных политических решений государственными и политическими лидерами на всех уровнях. Дело в том, что под влиянием различных исторических обстоятельств этот процесс у нас был в огромной степени искажён: во-первых, отсутствием чётких конституционных структур подготовки и принятия важных решений и ответственности за их последствия; во-вторых, низким уровнем компетентности лиц и инстанций, принимающих решения; в третьих, полным отсутствием гласности в освещении самого процесса принятия и материализации принимаемых политических решений.
3. Следующей задачей политологии является ликвидация политической безграмотности, царящей в наших политических кругах. Там хорошо знают правила «аппаратной игры», которые, однако, совсем не подходят для правового государства, демократического и открытого общества. Между тем, мы не преуспеем в создании такого общества, если политически активная часть населения не постигнет хотя бы суть предвыборной борьбы, политических компаний, правила межпартийных и внутрипартийных отношений, использование средств массовой информации, законы этики, принципы морали в парламентских дебатах.
4. Активное участие политологии в создании новой политической системы: начиная с обновления России как таковой и вплоть до форм муниципального, регионального, территориального и т.д. устройства. Никто не преподнесёт готовый рецепт, как устроить жизнь нашего общества. У нашего народа свой собственный путь и свои особенности. Другие образцы здесь могут сослужить хорошую службу только в качестве отправных точек, отдельных элементов.
5. Изучение и критическое использование зарубежного опыта общественной жизни. Если говорить о зарубежном практическом опыте, то он может быть особенно полезен для нас в таких областях, как конституционное развитие, функционирование гражданского общества и правового государства, обеспечение личной и общественно-политической защищённости граждан, формы парламентской и внепарламентской деятельности партии, законотворчество и нормотворчество, механизм и методы политического управления и самоуправления, государственное регулирование бизнеса и защита окружающей среды.
Политология призвана дать глубокий анализ истории развития военно-политической мысли в доядерную и ядерную эпоху, исследовать военную политику современных государств, выяснить реальные последствия её проведения, провести политологический анализ войн и военных конфликтов, осуществить прогнозирование военно-политического развития, динамики военно-политических отношений в различных масштабах: в локальном, в региональном, мировом, двух- и многостороннем.
В исследовательских целях политология применяет разные общенаучные методы, представляющие собой приемы и способы изучения политики. Наиболее широко используемые методы – социологический, нормативно-ценностный, функциональный, структурно-функциональный, системный, институциональный, антропологический, психологический, социально-психологический, диалектический, деятельностный, сравнительный, субстанциональный и исторический.
Политология имеет хорошие возможности быть наукой о накопляемом политическом опыте. Современный французский политолог М. Дюверже утверждает, что «политическая наука может разоблачать обман (добавим и иллюзии), но не более того». Сегодня наше общество остро нуждается в серьёзных политологических исследованиях, цель которых - раскрыть суть политических методов руководства. Неразвитость новых политических структур и дискредитация прежних, трудное экономическое положение ведут к напряжённости, которую можно предугадать и вовремя предупредить. А для этого необходимы знания законов политологии. Поэтому более благоприятным условием закрепления демократического процесса должно стать скорейшее развитие теоретической и прикладной политологии.
Политология как наука занимает важнейшее место в зарубежном и отечественном обществознании. Она изучает специфическую группу закономерностей отношений социальных субъектов по поводу политической власти. Важнейшей задачей политологии является постижение истины, исследование проблем и противоречий реальной политической практики, обобщение, систематизация и анализ эмпирического материала, объяснение процессов, прогнозирование политических явлений и выработка практических рекомендаций.
2. Политическая культура российского общества – традиции и инновации
Особенность политической культуры заключается в том, что она составляет не саму политику или политический процесс, а их осознание, объяснение: в политической сфере зачастую значимость приобретают не только реальные действия и меры государства, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте подаются и т. д. Формы их реализации, их приятие или неприятие подавляющим большинством населения во многом обусловливаются основными характеристиками его политической культуры. Политическая культура - часть духовной культуры народа и включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами. Необходимость осознания специфики современной политической ситуации в России обуславливает актуальность исследования условий формирования политической культуры в нашей стране, а также современных процессов трансформации политической культуры, связанных с коренными изменениями политической системы в России.
Цель данной работы – изучить традиционные элементы политической культуры в России, и проследить, наблюдаются ли тенденции ее изменения. В связи с поставленной целью решаются следующие задачи: рассмотреть признаки традиционной российской политической культуры; определить направление и основные черты ее изменения.
Политическая культура – составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов: интегральная характеристика политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы индивидов. Одна из важнейших функций политической культуры - политическая социализация граждан. С одной стороны, в процессе социализации каждый человек формируется как социокультурное существо, а с другой, он, являясь носителем политической культуры, включается в многогранный и динамичный процесс политических отношений.
Специфика, обусловленная особенностями исторического развития, позволяет говорить об особом генотипе российской политической культуры. Буферное положение России (Руси) между Европой и Азией издавна сделало ее объектом экспансии, как с Запада, так и с Востока, местом пересечения двух социокультурных типов: европейской и азиатской, или, по терминологии К. Кантора, личностно-центрической, ставящей в центр внимания личность, ее свободу, естественные права и т. д., и социоцентрической, ориентирующейся на общество, коллектив, государство. Возникающие на этой основе дуализм, двойственность, противоречивость и конфликтность политической культуры наиболее рельефно находит свое отражение в противоборстве западной модели развития и модели самобытного пути России.
Являясь последовательницей византийской цивилизации, Россия восприняла от нее не только православие, но и культуру, прежде всего имперскую идею, реализация которой привела к превращению страны в многоэтническую, разноязыкую империю. Удержать целостность такой огромной империи можно было только с помощью деспотической власти, сильного централизованного государства. Понимание данного обстоятельства подводило к осознанию необходимости подчинения власти и государству. При этом власть терпели, не принимая сердцем, что отражалось в негативном отношении населения к ее представителям, особенно к чиновникам.
Из Восточно-Римской империи массовым сознанием был воспринят и своеобразный космополизм - надэтничный, наднациональный характер как самой политической власти, так и государственности. Всю политическую историю России можно представить как картину постоянного противоборства либеральных и партриархально-традиционных ценностей: с одной стороны - частная инициатива, жажда самоутверждения индивида в соревновании с равными себе, свобода собственности и трудолюбие, максимальное ограничение роли государства в обществе; с другой - соборность, общинность, коллективизм, при одновременной склонности к авторитаризму, сильному лидеру харизматического типа, сильное государство. Начиная с реформ Петра I и по сегодняшний день политическая история России напоминает «зебру» - либеральная тенденция, не успев закрепиться в результате усилий очередных реформаторов, сменяется возвратом к традиционным массовым ценностям.