В современных обществах "справедливость понимается как высшая степень совместимости многообразных интересов. Основной критерий справедливости - максимум свободы для возможно большего числа индивидов".
В современном мире справедливость есть не более чем компромисс между социальными группами, артикулирующими свои интересы с помощью выборов, референдумов, институтов “прямой демократии” и т.д.
Импульсом для появления концепций о справедливости в качестве политической проблемы является моральное неприятие сложившегося положения, т.е. констатация несправедливости общества. Дискурс справедливости ориентирован на коррекцию существующих в обществе естественно-политических оснований в пользу более легитимных.
В России не существует теоретического дискурса справедливости, а отдельные работы, затрагивающие тему политической справедливости в России, “исходят из различных теоретических оснований и не создают поле дискуссии".
В качестве причин отсутствия данного дискурса отечественные исследователи называют постсоветскую деидеологизацию российской политики, неразвитость политической философии, увлечение поисками “национальной идеи” в ущерб идее справедливости и т.п.
В демократической традиции принято считать, что политическая справедливость выражается через принцип общего блага, или государственный политический интерес. Проблема справедливости не может быть поднята властной элитой, которая по определению заинтересована в стабилизации существующего политического порядка.
Дискурс справедливости является прерогативой широкой оппозиции, связанной с альтернативными версиями современности, которые содержатся в т. ч. и внутри нее самой.
В современной России антиутопично сознание не только властной элиты, но и оппозиции. Какой бы критике ни подвергала она отдельные недостатки постсоветской действительности, в целом эта действительность ее устраивает.
Сегодня в России отсутствуют организованные формы влияния социальных групп, неудовлетворенных сложившимся положением вещей, на политику.
Налицо тенденция к деполитизации публичной сферы. В этих условиях дискурс справедливости, предполагающий вовлечение в публичную политику широких слоев населения с целью изменения несправедливого статус-кво, неизбежно отодвигается на задний план, уступая место дискурсу стабильности.
Реформы 1990-х годов привели к крушению базовых ценностей советского общества. В ситуации всеобщего распада революционный по своей сути дискурс справедливости неуместен. Однако условия для нравственной рефлексии по поводу современной российской политики сегодня имеются.
При благоприятной экономической конъюнктуре проблема справедливости сразу же актуализируется: “"Революция свободы" 1991 г. не завершена без "революции справедливости" и, строго говоря, является лишь ее преддверием".
Пока люди добровольно принимают налагаемые на них ограничения и запреты в обмен на набор неких прав, они считают сложившийся порядок вещей справедливым.
Однако нарастающее отторжение статус-кво, которое наблюдается в России, неизбежно приведет к усилению влияния утопического дискурса справедливости.
В последние годы обсуждение проблемы справедливости в России постепенно приобретает характер реального общественного процесса. Выделяются консервативный, этнократический, социал-демократический, центристский и коммунитаристский проекты, в рамках которых сформировались или формируются особенности образа справедливого общественно-политического устройства.
Наше исследование показало, что идея консерватизма Эдмунда Бёрка очень актуальна в наше время. Его предложения есть не только хорошей моделью развития государства, но и динамической перспективой его будущего.
Многим странам сейчас не хватает умения, создавая что-то новое, учиться на своих прежних ошибках. Ведь история - закономерна. И в ней всегда можно провести аналогию.
Путем компаративного анализа, найти истинно верный выход из сложившийся ситуации. Научившись уважать прошлое, мы научимся уважать самих себя.
Поэтому следует объединять устоявшиеся порядки с нововведениями. Так как, "государство, которое не в силах ничего изменить, не способно себя сохранить". Это рациональный курс, направленный на благо государства.
1. Берк Е. Тривалість держави: збереження та зміни // О. Проценко, В. Лісовий. Консерватизм. Антологія. - К.: ВД "Простір", "Смолоскип", 2008.
2. Дегтярева М.И. Традиция: модель или перспектива? Жозеф де Местр и Эдмунд Бёрк // Полис. - 2007. - №5.
3. Задорин И., Бурова Ю., Сюткина А. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость // Российское общество: становление демократических ценностей? / Под. ред. М. Макфола и А. Рябова; Моск. Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2009.
4. Грушин Б.А. “Мнение о мире и мир мнений. М: Политиздат, 2007.
5. Мейер М.М. Механизмы и технологии формирования информационно-политической повестки дня в российских СМИ в 1996-2008. М. 2009.
6. Грачев М.Н. Средства массовой информации в социально-политическом поле // Вестник Российского университета дружбы нардов. Серия: Политология. 2007. № 2.
7. Левада Н. От мнения к пониманию. М., 2009.
8. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований "Прагматика культуры", Институт экспериментальной социологии, 2008.
9. Засурский И.И. "Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы". - М.: Издательство МГУ, 2007.
10. Делягин М. (2007) Социально-политическая программа // Свободная мысль - ХХI. № 7.
11. Канарш Г.Ю. (2008) К вопросу о российском дискурсе справедливости // Полис. № 5.
12. Категории политической науки. (2008) М.: РОССПЭН.
13. Кашников Б.Н. (2009) Либеральная теория справедливости и политическая практика России. Вел. Новгород. С.231.
14. Мартьянов В.С. (2008) Об условиях возникновения теории справедливости в российской политике // Полис. № 4.