Оппенгеймер в работе «Государство» (1914) видит движущую силу, приводящую к образованию государства, не в религии, а в систематическом захвате территорий как средстве обогащения, приводящем к увеличению земель, находящихся во владении. Маклеод в работе «Происхождение государства» (1924) утверждает, что государство возникло при социальной дифференциации на примитивные социальные формы и появлении вертикального расслоения. Социо-экономические теории связывают эволюцию политических институтов с экономическими изменениями, они подразделяются на марксистские теории (в основе которых лежит понятие прибавочной стоимости, с возникновением которой общество разделилось на классы) и теории сторонников Руссо, основанные на понятии неравенства. Оппенгеймер в своей трактовке происхождения государства объединяет концепцию захвата с экономической теорией происхождения государства. Он утверждает, что сложные формы управления становятся необходимыми при разделении общества на классы богатых и бедных, и что рабство как форма межличностных отношений является движущей силой и основой возникновения государства. «Момент в историческом развитии, когда первый захватчик оставил в живых свою жертву, чтобы эксплуатировать ее, является поворотной точкой в истории. Так родились нация и государство…». Этому моменту соответствовал определенный уровень развития человека как производительной силы: он мог произвести больше, чем необходимо для его физического существования, что привело к возникновению прибавочной стоимости и эксплуатации чужого труда.
Существуют также теории, которые утверждают, что государство возникло только однажды в одном месте, по «естественным причинам», и затем постепенно распространилось на другие общества благодаря своему организационному превосходству в процессе захвата и освоения незанятых территорий. Согласно Смиту и Пери («Происхождение и история политики», 1931) государство возникло в Египте, 5000 лет до н.э., в результате объединения религиозной и экономической властей, подобного которому нигде не было. Из Египта оно распространилось по всему миру.
Эти теории были особенно популярны в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Сайт в работе «Политические институты» (1938) объединил разные тенденции эволюционных интерпретаций происхождения государства и дал его определение, созвучное современному понятию государства: «Государство состоит из трех элементов: люди, правительство и территория. В начале группы людей объединялись узами родства и религией. Семья была первичной ячейкой общества, затем они распространились до удельных княжеств, кланов и племен. В патриархальных трудах древних храмов был разработан хозяйственный способ управления племенем, соплеменники, безоговорочно подчинявшиеся старейшинам племени, естественно приняли власть совета патриархов и их наместников. Но выделение государства – сложной регулирующей системы – в родоплеменном строе должно быть обусловлено экономическими причинами: увеличением неравенства в распределении дохода. Богатство и его распределение породили вражду внутри племени и междоусобные войны. Ситуация требовала индивидуального лидерства. Некоторые из членов совета, наиболее энергичные, представительные и богатые объявили себя верховной властью (начало вертикального расслоения) при помощи религиозной власти или без нее. Право на верховное управление передавалось по наследству, как имущество и земли. В этот период одновременно существовали две формы государственного правления, основанные на власти вождя империи и религиозные правления, основанные на власти жрецов. Территориальные государства возникли в процессе развития сельского хозяйства и оседания военных дружин на землю. Княжеские вассалы становились землевладельцами, что потребовало определения прав собственности на землю. Процесс оседания на землю происходил очень медленно, с постоянным переделом владений и войнами, по мере совершенствования способов производства усиливалось рабство и развивались вооруженные силы, необходимые для поддержания властного господства над территорией. С появлением строгого территориального разделения родственные узы стали ослабевать, постепенно превращаясь в узы территориальные. Так возникло государство в его современном понимании.
В современной политологии сущность государства определяется как политическая общность, имеющая определенную структуру политических институтов, определенную форму организации верховной власти на определенной территории и обеспечивающей там определенный социальный порядок. Основными структурными элементами государства являются территория, население и власть. Территория государства - это физическое пространство государства, на которое распространяется его юрисдикция. Население государства - это совокупность людей, проживающих на территории данного государства и подчиняющихся его власти. Власть - это органы, выполняющие функцию управления.
Государство имеет следующие отличительные признаки:
- суверенитет (он может быть абсолютным и ограниченным);
- наличие системы органов государственной власти (правительство, чиновничий аппарат);
- монопольное право на принуждение и органы для осуществления этого права (армия, полиция, службы безопасности, суд);
- имеет монопольное право издавать законы, которые являются для всего населения обязательными к исполнению;
- обладает монопольным правом на взимание с населения налогов и сборов, а также формирование госбюджета.
Для осуществления внешних и внутренних функций, заключающихся в защите интересов страны на международном уровне, защите политического строя, прав человека, управлении экономикой, государственный механизм содержит следующие элементы:
- органы законодательной власти,
- исполнительно-распорядительные органы,
- органы судебной власти.
Согласно классификации древнегреческого философа Аристотеля, различные организационно-правовые формы государства подразделяются на три типа в зависимости от количества людей, участвующих в управлении: правление одного Аристотель называл королевством (монархией), правление нескольких - аристократией, правление многих - конституционным государством. Аристотель отмечает, что в искаженном или гипертрофированном виде, эти формы правления переходят в тиранию, олигархию и демократию, соответственно, основной причиной и характеристикой перехода он называет «обеспечение хорошей жизни только для части жителей государства». Неравномерность в распределении доходов приводит к поляризации общества и сопровождается структурными изменениями в социальной жизни: распадаются одни социальные формы (например, патриархальные семьи) и возникают новые социальные формы (например, малые группы, связанные не родовыми узами), когда качество переходит в количество, и новых форм становится больше, чем старых, происходят изменения в организационно-правовой форме государства, так появляются «группы интереса» и «группы давления», которые активно влияют на государственные решения, при этом «вымываются» индивиды, которые не смогли адаптироваться к новым социальным формам. Поскольку их «благо» не является больше целью государства, организационно-правовая форма становится искаженной, монархия превращается в тиранию, что сопровождается преследованием и уничтожением неадаптированных к условиям тирании. Те, кто болезненно переживает распад старых социальных форм (семей), используется в качестве орудия уничтожения еще существующих семей (месть в качестве компенсаторного поведения). Современные государства по политическому режиму правления подразделяются на тоталитарное, авторитарное и демократическое, и, соответствуют классификации Аристотеля, в особенности выделенным им гипертрофированным формам. Существуют и некоторые другие признаки государства, которые дополняют перечисленные. Имея сопоставимые внешние признаки, государство может существовать в разных формах. Критериями их выделения являются форма правления, тип административно-территориального устройства и характер политического режима.