Смекни!
smekni.com

Рациональность политики и рациональный политик в "Государе" Никколо Макиавелли (стр. 2 из 4)

Нужно сказать, что не только Макиавелли понимал необходимость создания устойчивых политических структур. В 13-15 веках демократия во Флоренции ассоциировалась с частой сменой политических лидеров. В результате состав и количество членов балии и система предупреждений, запрещающих занимать определенным лицам государственные посты, находились в зависимости от интереса политического лидера и его сторонников. Начало уже 15 столетия характеризуется тем, что многие флорентийские граждане видят необходимость создания прочной законодательной системы. Для них образцом республиканского правления становиться Венеция, причем заимствования из ее государственного устройства делаются и сторонниками широкой демократии, и поборниками аристократического правления . так, по инициативе низших сословий создается Большой Совет, аналогичный венецианскому, а в 1512 году звание знаменосца справедливости становиться пожизненным, что тоже является заимствованным у Венеции, но уже по инициативе аристократии.

Макиавелли не одинок в своих штудиях. По мнению некоторых исследований, кружок Б.Ручеллаи являлся ничем иным, как первой политической партией. Эти люди участвовали или собирались участвовать в политической деятельности, имея определенный план преобразования государственных органов. В садах Ручеллаи людей объединяло не родство и дружба, а убеждения и единство взглядов.

Действительно, для флорентинцев начала 16 века понятие демократии отнюдь не было чем-то простым и однозначным. И уже тем более нельзя его было определить через простое участие большинства граждан в управлении. Скорее демократию видели в рациональности, публичности и предсказуемости принимаемых решений. Что же касается вопроса о том, какая часть населения будет непосредственно участвовать в управлении государством, то он уже стал не столь важным. В этом смысле исследования Макиавелли определяются как поиск рациональности. Не исключено, что именно здесь Макиавелли встречается с очевидной трудностью: когда государством управляет воля многих, механизм принятия решений оказывается далеким от искомой рациональности. Действия же личности, облеченной властью, видятся более предсказуемыми, нежили решение коллегиального органа управления. Поэтому, рассматривая деятельность отдельных правителей в «Государе», Макиавелли стремиться показать, что при рациональном отношении к происходящему они могли бы предупредить нежелательный ход событий.

В отличии от коллегиального органа управления, в деятельности единоличного правителя легче выделить те причины , которые мешают ему принимать верные решения. Как правило, это связано с нравами и привычками данного человека нравственность для Макиавелли является чем-то врожденным, некой необъяснимой установкой, т.е. относиться к рациональным мотивам. Однако они повторяются, их можно учесть и отслеживать при любой проблемной ситуации.

Если принятию рационального решения мешает нрав политика, то «собственный нрав»- первое, от чего он должен избавиться. Характер его поведения в таком случае будет полностью определяться обстоятельствами. Идеальный же политик тогда может быть назван силой, способной противостоять превратностям судьбы. Мысль об универсальности политического поведения является едва ли не главной в « Государе». Однако, как показывает исторический опыт, даже самые удачливые и разумные политики не способны предусмотреть всего не избежал этого и Цезарь Борджиа. Как пишет Макиавелли в « Государе», он предвидел все, за исключением того, что в момент смерти своего отца Борджиа сам окажется при смерти. Поэтому стоит сказать, что никому из политиков не удавалось противостоять судьбе в полной мере. Тем не менее Макиавелли упорно ищет тех. Чей характер соответствовал сложившимся обстоятельствам, провоцируя на мысль, что для всяких обстоятельств есть политик, умеющий с ними справляться. Естественно, что само допущения деятеля, который мог справиться с любыми обстоятельствами, является утопией. Но Макиавелли не признает этого, и его выручает то, что он постоянно говорит об определенном историческом, ситуативном контексте, свободно переходя от одного примера удачного или неудачного поведения к другому . идеальный политик как бы во множестве примеров.

Легко заметить, что автор «Государя» не ставит перед собой задачи создания определенной целостной модели. Это подтверждается набором привлекаемых Макиавелли персонажей. Перечисленные события в « Государе» уже само по себе создает определенную повествовательную канву, за которой угадывается желание автора выявить закономерность и проявления политической рациональности.

Параллельно с исследованием политического поведения индивидуальности Макиавелли исследует возможность рационального действия в рамках демократического правления. Поставщиком материала здесь по-прежнему служит риторически истолкованная история, где события и личности рассматриваются в качестве образцов проявления единой человеческой природы. Как уже указывалось ранее, эти исследования приводят Макиавелли к мысли о том, что внешняя политика республики зависит от того, каким войском она обладает. Эта тема является центральной в « Государе», и в «Рассуждении о первой декаде Тита Ливия». Можно сказать, вопрос о принципах формирования войска связывает воедино эти два произведения. Военной строительство начинает интересовать Макиавелли в первой декаде 16 века. Он убеждает Пьетро Содерини, главу Флорентийской республики, осуществить набор рекрутов в республиканское ополчение. С этой целью в 1505 году учреждается Комитет Девяти по выбору рекрутов и ополчению, канцлером которого становиться Макиавелли. В это же время в работах « Рассуждение о том, как организовать государство Флоренцию в военном отношении» и «Рассуждение о Флорентийских войсках и о ополчении» он доказывает превосходства полномочия над наемниками.

Интерес к ополчению не был в то время чем-то необычным. Городские республики заботились о возможности создания сильного войска по вполне понятной причине: кондотта, то есть договора с наемным войском, становилась сущим проклятием для Италии. Макиавелли справедливо отметил, что победа наемного войска угрожает именно той республике, которая это войско наняла. Если же учесть, что в мирное время наемная армия ничем не отличается от бандитов, то вполне понятно, вопросы политической стабильности и военного строительства являлись двумя аспектами одной и той же проблемы.

Детище Макиавелли – флорентийскую милицию - ожидала незавидная судьба. В 1512 году флорентийское ополчение было рассеяно объединенными отрядами испанцев наемников Медичи. Это привело к смене политического режима. Макиавелли еще повезло, что он отделался лишением своего поста и прав а занимать какую-либо государственную должность вкупе с воспрещением переступать порог Синьории. Помимо объективных причин падения режима Пьетро Содерини существовали причины и субъективного порядка, в первую очередь вязанные с организацией ополчения, которые отражали противоречия, существовавшие внутри Флорентийского государства. Несмотря на относительно небольшую численность, население Флорентийского государства было неоднородным. Здесь существовала некая иерархия гражданства, которая была естественной вещью для городов-госудорств и возникающих на их основе политических образований. Жители самой Флоренции являлись надежными и добропорядочными гражданами, жители же предместий и небольших городков Ареццо и Пистой, входивших во Флорентийскую республику, далеко не всегда были лояльны. Это расслоение нашло отражение в структуре ополчения: город поставлял кавалерию и командный состав, предместья- пехоту, что же касается неблагонадежных Ареццо и Пистойи, то оружие в руках уроженцев этих мест с легкостью могло быть повернуто против Флоренции. Боязнь испытываема по отношению к некоторым категориям своих граждан, была не меньшей, чем боязнь противника на поле брани, поэтому командирами пехотных подразделений ставили граждан, ничем не связанных со своими подчиненными. Более того, продолжительность командования ограничивалась годичным сроком, после чего происходила ротация офицерского состава.

В «Государе» Макиавелли обвиняет кондотьеров в том, что они не заботиться о создании пехотных подразделений и ведут войну по старинке, с помощью кавалерии. Это было тем более недопустимо, так как первоначальный успех итальянского похода французского короля Карла 8 показал несостоятельность традиционных приемов ведения войны. Карл 8 создал артиллерийский двор, сделав первый довольно успешный шаг к тому господству на поле боя артиллерии, которое кажется нам сегодня само собой разумеющимся фактом. Продолжавшиеся уже более столетия военные успехи пешего строя швейцарцев оказались настолько впечатляющими, что война без них стала немыслимой. Да и сам пеший строй- это детище демократии - на протяжении многих веков был показателем свободы выбора граждан. Античная фаланга и швейцарское пешее войско косвенным образом подтверждали ту свободу, которой пользовались жители этих стран. Однако если оценить ополчение Флоренции с таких позиций, то Макиавелли создавал армию, заведомо отстающую от современных его эпохе требований. Пешее войско набиралось из граждан второго сорта ( в отличие, например, от наемного ополчения, поставляемого швейцарскими кантонами), что само по себе говорило о том, что пассивно – оборонительная тактика была предпочтительна для этого войска.

Рассматривая кавалерию как основную силу ополчения, Макиавелли вступил в конкуренцию с древними рыцарским искусством, носителями которого было дворянство. При всех своих недостатках наемный воин под руководством какого-нибудь солдата фортуны был гораздо опаснее горожанина, привыкшего в лучшем случае к внезапным и коротким стычкам в городских условиях, а не к длительным военным испытаниям. Можно предположить, что осознание трудностей, с которыми сталкивалась попытка создания ополчения, заставляла Макиавелли все более общие причины неудач, преследующих Флорентийскую республику. Он начинает осознавать, что армия является отражением общественных отношений, и нельзя создавать хорошее войско без проведения глобальных социальных реформ.