5. В кооперации с МИД РК, следует составить для всех выезжающих на отдых или в командировку казахстанцев список стран имеющих высокий уровень террористических рисков. МИД получает информацию от спецслужб, адаптирует ее для рядовых граждан и распространяет через mass-media.
Очень часто слабая подготовка религиозных служащих представляющих традиционные конфессии, в частности ислама, приводит к снижению авторитета этих конфессий, в первую очередь среди молодежи. Не принимая активного информационно-просветительского участия в жизни общества, религиозные организации часто проигрывают борьбу за умы людей, многие из которых хотели бы услышать мнение этих организаций по поводу деятельности экстремистских групп прикрывающихся религиозными лозунгами. И здесь необходима совместная работа конфессий с правоохранительными структурами и правозащитными организациями.
Нередко, правозащитные организации и силовые структуры находятся по разные стороны баррикад при оценке деятельности тех или иных радикальных организаций. Это приводит к информационным столкновениям, создающих информационную кашу в головах граждан, которые не могут разобраться, кто оппозиционер, а кто экстремист. Выход лежит только во взаимовыгодном сотрудничестве институтов гражданского общества и силовых структур для достижения понимания того, что и те, и другие могут находиться по одну линию фронта.[32]
Способность конфессиональных организаций и духовных наставников внести ощутимый вклад в дело преодоления религиозно-политического экстремизма и терроризма осознается религиозными лидерами. Иногда делаются заявления о том, что никакие другие социальные субъекты не могут сделать так много для предотвращения экстремизма, как это могут сделать руководители религиозных организаций. [25]
По данной главе можно сделать следующие выводы.
1. Терроризм и экстремизм относится к числу самых опасных и явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. В Казахстане ужесточение государственной политики в отношении религиозного экстремизма и сепаратизма началось с 1994 года, тогда в новый Гражданский кодекс Республики Казахстан были внесены положения об обязательном согласовании с государственными органами кандидатур руководителей религиозных объединений, назначаемых в Казахстан зарубежными религиозными центрами с тех пор политика государства в этом направлении постоянно развивается. Для предотвращения проявлений экстремизма местным органам власти осуществляется постоянный мониторинг всех исламских религиозных объединений. Особое внимание уделяется религиозным объединениям со смешанным национальным составом или целиком состоящим из национальных меньшинств. Повышенное внимание уделяется анализу работы религиозных объединений с молодежью и деятельности духовных учебных заведений.
2. Проблема укрепления межконфессиональной и межнациональной толерантности требует постоянного внимания. От ее решения зависит внутриполитическая стабильность и безопасность, уверенное движение Казахстана к новым горизонтам развития. В данном направлении в Казахстане прослеживается последовательная политика, проводятся мероприятия, посвящённые миру и согласию между народами. Казахстан как светское государство, гарантирует принятие мер противодействия межконфессиональным конфликтам. Это касается как внутриполитических решений, так и законодательных инициатив, которые не могут включать в себя статьи и акты, приводящие к приоритету той или иной религии в ущерб другим конфессиональным течениям. Эта политика Президента находит полную поддержку народов Казахстана, верующих и атеистов.
3. Особая значимость силовых, политических и правоприменительных методов борьбы с религиозно-политическим экстремизмом вовсе не означает, что идеологическая борьба отходит на задний план. В ней самое активное участие призваны принять общественные объединения, писатели, журналисты, свое веское слово могут сказать религиозные деятели. Общественные объединения и религиозные организации могут сделать очень многое для профилактики религиозно-политического экстремизма, формируя у членов общества терпимость и уважительное отношение к людям иной культуры, к их взглядам, традициям, верованиям, а также принимая участие в сглаживании политических и этнонациональных противоречий.
Религиозный облик современного Казахстана включает в себя немало религий, которые неразрывно связаны с историческим прошлым народов, его населяющих. Изучение истории каждого из народов Казахстана позволяет говорить не только о гуманистическом характере религии, о том высоком духовном достоинстве, которое безусловно, во многом предопределило и наше настоящее и позволяет по-новому взглянуть на проблемы будущего. Но в рамках нормального восприятия своего личного опыта, исторического опыта поколения, отдельного народа или нации нередко наблюдается развитие максимализма и даже экстремизма. Это явление, как известно, многолико и способно видоизменяться. Все виды экстремизма объединяет одно – он имеет политическое содержание и направлен на изменение конституционного строя, изменение законов страны и, в конечном итоге, на закрепление воли экстремистского меньшинства.
В результатах исследования мы пришли к следующим выводам. Религия оказывает влияние на национальную безопасность казахстанского общества.
Особую озабоченность современного казахстанского общества вызывает нетрадиционные религии.
В нашей стране появилось достаточно большое количество малочисленных, ранее неизвестных казахстанскому населению вероисповеданий. Данный факт не может не настораживать, т.к. религиозные авантюристы используют религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей. Одной из таких группировок является партия "Хизб-ут-Тахрира", чьи действия согласно Закону Республики Казахстан "О противодействии экстремизму" признаны экстремистскими, а деятельность самой партии запрещена в Казахстане.
Как показывают результаты социологических опросов, абсолютное большинство населения отрицательно относится к любым проявлениям религиозного экстремизма и терроризма, однозначно сделав выбор в пользу демократии и светского государства.
Обеспечение гарантий национальной безопасности государства возможно лишь учитывая внешние и внутренние неблагоприятные социальные факторы. В то же время внешняя угроза не может быть нейтрализована до тех пор, пока в внутри страны продолжается действие деструктивных криминалиских тенденций. Поэтому политика социальной безопасности общества и государства должна быть направлена на создание эффективной системы противодействия для обеспечения надёжной защиты интересов личности, общества и государства.
В настоящее время во внутриполитической сфере Казахстана национальные интересы состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственного власти и её институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, национального сепаратизма.
В Казахстане ужесточение государственной политики в отношении религиозного экстремизма и сепаратизма началось с 1994 года, тогда в новый Гражданский кодекс Республики Казахстан были внесены положения об обязательном согласовании с государственными органами кандидатур руководителей религиозных объединений, назначаемых в Казахстан зарубежными религиозными центрами с тех пор политика государства в этом направлении постоянно развивается. Для предотвращения проявлений экстремизма местным органам власти осуществляется постоянный мониторинг всех религиозных объединений. Особое внимание уделяется религиозным объединениям со смешанным национальным составом или целиком состоящим из национальных меньшинств. Повышенное внимание уделяется анализу работы религиозных объединений с молодежью и деятельности духовных учебных заведений.
В настоящее время в Казахстане проводится политика, направленная на расширение и совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму и экстремизму. В частности, на текущий момент времени наиболее важными принятыми правовыми законодательными актами являются закон "О противодействии экстремизму", определяющий правовые и организационные основы противодействия экстремизму, и закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму".
Таким образом, эффективность борьбы против религиозно-политического экстремизма в нашей стране во многом зависит от того, насколько последовательно и строго выполняются требования законов обеспечивающих национальную безопасность Республики Казахстан:
- запрещающего пропаганду и агитацию, возбуждающие национальную и религиозную ненависть и вражду;
- запрещающего создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
- запрещающего создание и деятельность общественных объединений, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований;
- считающего недопустимым установление какой-либо религии в качестве государственной;
- устанавливающего равенство религиозных объединений перед законом.
Проблема укрепления межконфессиональной и межнациональной толерантности требует постоянного внимания. От ее решения зависит внутриполитическая стабильность и безопасность, уверенное движение Казахстана к новым горизонтам развития. В данном направлении в Казахстане прослеживается последовательная политика, проводятся мероприятия, посвящённые миру и согласию между народами. Казахстан как светское государство, гарантирует принятие мер противодействия межконфессиональным конфликтам. Это касается как внутриполитических решений, так и законодательных инициатив, которые не могут включать в себя статьи и акты, приводящие к приоритету той или иной религии в ущерб другим конфессиональным течениям. Эта политика Президента находит полную поддержку народов Казахстана, верующих и атеистов.