Смекни!
smekni.com

Религия и национальная безопасность Казахстана (стр. 4 из 14)

Деятельность сторонников религиозной партии "Хизб-ут-Тахрир" на территории Казахстана зафиксирована с 1998 года. При этом, если до последнего времени незаконные проявления этой организации отмечались, в основном, только в южных регионах страны, то в настоящее время ее сторонники пытаются распространить свои идеи в Актюбинской, Атырауской, Павлодарской, Акмолинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской областях и г.Астане. [12]

На территории республики в 2004 году зафиксировано более 180 фактов распространения листовок и другой печатной продукции "Хизб-ут-Тахрир", которые содержали антиконституционные призывы.

По данным фактам правоохранительными органами возбуждено 111 уголовных дел. [13]

Деятельность "Хизб-ут-Тахрир" в республике направлена на изменение конституционного строя, нарушение суверенитета, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, а также на подрыв национальной безопасности государства, разжигание социальной розни и религиозной вражды.

На сегодняшний день партия "Хизб-ут-Тахрир" запрещена в Германии, Канаде, Иордании, Пакистане, Сирии, Узбекистане, Российской Федерации и Кыргызстане.

Ранее Верховным Судом Республики Казахстан были удовлетворены заявления Генерального Прокурора страны и 11 международных организаций признаны террористическими и деятельность их на территории Республики Казахстан запрещена. С некоторыми из них (движение "Талибан", Аль-Каеда и другие) "Хизб-ут-Тахрир" поддерживает постоянные контакты. [15]

Первые эмиссары "Хизб-ут-Тахрира" появились в Южно-Казахстанской области в 1998 году. На начальном этапе, действуя в глубоком подполье, в ночное время, они на тайных сборах, так называемых "халках", вербовали и обучали новых членов, которые впоследствии по поручению все тех же эмиссаров сами обязаны были создавать на территории области аналогичные структуры. Позднее "Хизб-ут-Тахрир" заявил о себе в Кызылординской, Жамбылской и Алматинской областях, а после 2002 года на севере Казахстана - в Павлодарской и Акмолинской.[24]

Изначально листовки и книги распространялись на узбекском и арабском. И только чуть позднее южане смогли познакомиться с программным заявлением "Хизб-ут-Тахрира" на казахском языке. Первые листовки были написаны от руки. С тех пор жители области с завидной регулярностью обнаруживают листовки, изготовленные типографским способом, в своих почтовых ящиках.

Официальных данных о том, сколько сейчас южан состоит в рядах "Хизб-ут-Тахрира", нет. Известно лишь, что основную опору хизбутовцы делают на молодежь, не имеющую достаточного жизненного опыта. Кроме этого, на идеи "Хизб-ут-Тахрира" "покупаются" те граждане, которые находятся на самой низкой ступеньке социальной лестницы. В основном это люди, не имеющие работы, жилья, не располагающие средствами к существованию. В большинстве своем членами организации являются мужчины, которые потом начинают втягивать в деятельность организации своих близких - матерей, сестер, жен. Возраст активных участников движения колеблется от пятнадцати до 35 лет.

По мнению начальника департамента КНБ по ЮКО Владимира Накисбаева, одним из факторов вовлечения молодых людей в деятельность "Хизб-ут-Тахрира" является не только недостаточный общеобразовательный уровень, но и слабый уровень религиозных знаний.

Следует отметить, что если на начальном этапе функционирования "Хизб-ут-Тахрира" на территории Казахстана эмиссарами в ряды партии привлекались лица с низким достатком, то в последнее время внимание акцентируется на подборе кандидатов из числа государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, состоятельных бизнесменов, представителей интеллигенции и студентов. "Хизб-ут-Тахрир" стремится внедрить своих людей практически во все сферы общества и в первую очередь - во властные структуры. Об этом свидетельствуют и оперативные данные, да и сами тахрировцы не скрывают такой информации. Например, об этом заявляли задержанные минувшей осенью члены партии, работавшие в подпольной типографии и печатавшие в Шымкенте листовки, брошюры, книги. Целый арсенал такой литературы, содержащей призывы к изменению конституционного строя в Казахстане, то есть фактической ликвидации республики как суверенного, демократического и светского государства, изъяли спецслужбы. [24]

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что общество в массе своей не приемлет и отвергает идеи "Хизб-ут-Тахрира". Тому подтверждением служат участившиеся факты, когда граждане приносят в правоохранительные органы листовки и брошюры, отказываются брать в руки такую литературу у распространителей. Случается, рвут ее на глазах у самих хизбутовцев во время раздачи на улицах городов, да и сами члены партии, что тоже не редкость, разочаровавшись в бредовых постулатах партии, добровольно сдают литературу в полицию и спецслужбам.[24]

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. На современном этапе в Казахстане общее число религиозных объединений увеличилось более чем в четыре раза. В Казахстане действуют свыше трех тысяч религиозных объединений, представляющих более сорока конфессий.

2. Кроме традиционных конфессий в нашей стране появилось достаточно большое количество малочисленных, ранее неизвестных казахстанскому населению вероисповеданий. Данный факт не может не настораживать, т.к. религиозные авантюристы используют религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей. Одной из таких группировок является партия "Хизб-ут-Тахрира", чьи действия согласно Закону Республики Казахстан "О противодействии экстремизму" признаны экстремистскими, а деятельность самой партии запрещена в Казахстане.

3. Как показывают результаты социологических опросов, абсолютное большинство населения отрицательно относится к любым проявлениям религиозного экстремизма и терроризма, однозначно сделав выбор в пользу демократии и светского государства. Помимо этого, хотелось бы подчеркнуть, что все государства, в одинаковой степени осознавая степень угрозы всему цивилизованному миру, исходящей от религиозного экстремизма и терроризма, едины в своем стремлении совместными усилиями нейтрализовать эту опасность. Это должно стать решающим фактором в ликвидации общемировой угрозы, в укреплении стабильности и согласия в нашем обществе.


2. Аспекты национальной безопасности в Республике Казахстан с учётом религиозных факторов

2.1 Политика национальной безопасности в контексте социальных и межконфессиональных отношений

Безопасность страны можно считать гарантированной, если она обеспечена как "снаружи", так и "изнутри". В этом параграфе исследуется вопрос политики социальной безопасности, демографического развития, межнациональных и межконфессиональных отношений.

По мнению Б. С. Жусипова "к числу неблагоприятных факторов, усиливающих возможность социальных потрясений, относятся этнический, религиозный состав населения, уровень культуры и образования, индекс здоровья, степень криминальности и другие факторы. К интеллектуальному и духовному обнищанию нации добавилась и физическая деградация людей из за ухудшения их здоровья по неблагоприятной социальной и экологической обстановке, развала системы здравоохранения и физической культуры и т д" [12]

Для Казахстана, как и для многих государств, социальная безопасность приобретает не менее важное значение чем военная. Президент Назарбаев высказался по этому поводу совершенно определённо: "спад промышленного производства, безработица и обнищание миллионов людей в постсоветских государствах могут привести к тому, что социально – политический распад станет неуправляемым. В этом случае разрозненные фрагменты мозаики вооружённых конфликтов могут составить одно целое, одну огромную дугу нестабильности, …и в самом Казахстане, и в особенности за её пределами есть реальные силы, заинтересованные в том, чтоб любую случайную искру, вспыхнувшую на межнациональной почве, разжечь кровавый костёр братоубийственной войны ". [13]

Обеспечение гарантий национальной безопасности изнутри страны связано с политической легитимизацией государственной власти, обеспечения народного доверия к проводимым в стране реформам. На наш взгляд никакая внешняя угроза не может быть нейтрализована до тех пор, пока в внутри страны продолжается действие деструктивных криминалиских тенденций.

Прав К. С. Гаджиев когда он утверждает, "…что причиной решающих столкновений станут различи в уровне социально экономического развития" [14] Пока разрыв между богатством и бедностью углубляется, то чрезвычайно опасно, так как делает реальной угрозу гражданской войны. По утверждению Б. С. Жусипова "В прежнем тоталитарном режиме гипертрафированное внимание уделялось военным сферам производства, армии и вооружениям в ущерб гражданскому производству, в ущерб социальным, культурным и иным программам развития страны" [15]. Таким образом охранительная концепция которая существовала на территории бывшего СССР не только опасна с точки зрения баланса сил – она контрпродуктивна, ориентирована, на закрытость общества и, в следствие этого консервирует его отсталость. Трудности, оставленные в наследство, а также недостатки субъективного и объективного характера ещё продолжают сказываться на политике социальной безопасности Республики Казахстан.

В законе "О национальной безопасности Республики Казахстан" одним из важнейших принципов считается "взаимная ответственность личности, общества и государства" (статья 3, пункт 5). В этом Законе (в статье 16 пункт 1) "Республика Казахстан в соответствии с национальным законодательством и международными договорами обеспечивает безопасность каждого человека и гражданина на своей территории. Гражданам Казахстана, находящихся за пределами Республики Казахстан, государством гарантируется защита и покровительство ".[16]