Смекни!
smekni.com

Религия и национальная безопасность Казахстана (стр. 5 из 14)

Главная цель в социальной сфере – выработка и реализация политики комплексного подхода к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем. В экономической сфере как отметил президент Назарбаев, "предпринимательство это та сфера деятельности, от которой зависит успех реформ во многих направлениях. Предприниматели сегодня представляют самую передовую часть нашего общества и независимо от масштабов капитала и сферы применения своих сил являются результатом проводимой политики, и главной движущей силой прогресса нашего общества, залогом успеха проводимых в нашей стране преобразований".[17]

В нашей научной литературе разработаны индексы интегральных показатели социальной напряжённости в обществе, которые "характеризуются шестью существенно отличающимися друг от друга уровнями, вплоть до социального взрыва" [18].

Первый – благоприятное состояние. В идеале это достаточное количество продуктов питания, активно решающиеся социальные вопросы, уверенность людей в завтрашнем дне, стабильно функционирующие государственные структуры.

Второй – удовлетворительное состояние – характеризуется единичными кратковременными явлениями, связанными с ухудшением положения в одной из областей общественной жизни, и проходящими, когда кризис разрешён или конфликт исчерпан. Всё это происходит на фоне пока ещё скрытого от внешних наблюдателей нарастания общего не довольства. Это неорганизованная форма выражения неудорвлетворённости, обеспокоенности в связи с множащимися нарушениями привычного хода вещей.

Третий - напряжённое состояние – возникает, когда кризисные явления ещё не проявляются в предельно обнажённом виде, когда её отсутствует отчётливо осознаваемое противостояние. Она возникает, как правило, когда большинство жителей региона вначале ощущает, а потом осознаёт, что удовлетворение их социальных, экономических, политических, национальных, культурных, религиозных и жизненно важных потребностей, интересов и прав находятся под угрозой. Для этой стадии характерно возникновение очагов резкого роста напряжённости в отдельных регионах.

В четвёртых – кризисная – это кризис отдельных уровней и звеньев управления. Напряжённость проявляется не только в общественных настроениях, но и в массовых действиях: в ажиотажном спросе, скупке товаров и продуктов питания "с запасом", вынужденной и добровольной миграцией больших масс в другие регионы, активизацией деятельности общественно- политических движений различных направлений, стихийных и организованных демонстрациях, митингах, забастовках и иных формах гражданского неповиновения.

Пятый – критическая – это кризис социально–политической системы как целого. Неудовлетворённость материальным положением и экономической ситуацией переносится на отношение к существующим структурам власти, оценку действий руководящихся политических органов. Проявления и последствия режимного кризиса, его развитие совершенно непредсказуемым.

Шестой – катастрофическая – это полное разрушение всех властных структур, свержение силовым путём существующего политического строя, анархия и правой беспредела.

Как видно, каждый из этих уровней принципиально отличны друг от друга и обладают своими характерными признаками. Очевидно, что чем более напряжена обстановка, тем больший дискомфорт ощущает основная масса населения, тем больше у неё проявляется чувство растерянности и подавленности.

В наше время несовершенства законов механизмов их реализации, неверие весьма значительной части народа в возможность перемен, низкой защищённости и бытовой неустойчивости большинства людей, атогрупповая враждебность (агрессия, конфликт, дискриминация и т. п.) просто неизбежно, независимо от того, какие психологические и социальные факторы влияют на этот феномен – внутренние, мотивационные или личностные характеристики индивидов, социальное окружение человека или объективный конфликт интересов, существующей между социальными группами и т. д.

Политика социальной безопасности общества и государства должна быть направлена на создание эффективной системы противодействия для обеспечения надёжной защиты интересов личности, общества и государства.

В процессе исторического развития Казахстан обрёл облик культурно – этнического образования, в котором синтезированы славянские и тюркские, православные и мусульманские начала.

Политика безопасности в контексте определённой мощи государства со временем меняется. При оценке международного могущества факторы технологии, образования, экономического роста становятся более важными, в то время как географическое положение и наличие сырья теряют своё значение. Как отмечает в своей работе Н. А. Назарбаев в своей работе "Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства " на планете ещё "…сохраняются серьёзные противоречия экономического, территориального, религиозного, этнического и другого характера которые могут привести к вооружённым конфликтам затрагивающие интересы Казахстана".

Как справедливо утверждает Н. Ж. Байтенова "… сегодня угроза больше исходит изнутри в связи с социально – экономическими кризисами, политической и межэтнической нестабильностью, о чём свидетельствуют последние события как в дальнем зарубежье так и в ближнем зарубежье (Таджикистан, Россия). Поэтому сейчас актуальным становится вопрос сохранения внутреннего мира и межэтнического согласия" [19].

В республике для стабильности межэтнических отношений проводится политика точек соприкосновения, расширения зон согласия и доверия между народами при помощи Ассамблеи народов Казахстана и национально культурных центров. Вся эта работа проводится для достижения многих целей: развития языков всех народов Казахстана, совершенствования системы национального образования, улучшение деятельности национальных средств массовой информации, укрепления правовых механизмов защиты национальной культуры.

Не смотря на то, что делается в республике Казахстан для национальной безопасности и межэтнического согласия есть факты распространения идей радикального ислама, а также активизация деятельности нетрадиционных христианских конфессий. В подтверждение этого можно привести факты из справочника "Религия в Казахстане" под редакцией Трофимова Я. Ф. и Иванова В. А. "О наличие исламского экстремизма в Казахстане свидетельствует, в частности, задержание в октябре 2000 г. в Южном Казахстанской области четырёх членов подпольной религиозно – политической организации Хизб ут Тахрир, распространявших листовки с призывом к созданию Исламского халифата" [20]. Также выявлен ряд фактов "… обучения граждан Казахстана в зарубежных клерикальных центрах, проповедующих исламский радикализм. По возращению в республику ими предпринимались попытки обработки и вовлечения молодых людей в деятельность различных зарубежных политических партий и движений экстремистской направленности " [21]. Отсюда и напрашивается осуществление политики с учётом данных обстоятельств, связанных с распространением идей радикального исламского фундаментализма и различных клерикальных структур экстремистского толка

В отношении политики к религии за последние годы появился большой разброс мнений и взглядов, среди которых не все можно считать прогрессивными. Например, видный учённый Казахстана А. Машанов ратовал за религиозное воспитание подрастающего поколения, утверждая, что "в нашем Коране содержится и наука и философия. Необходимо изменить все учебники на основе Корана… Если бы директор школы был бы имамом и держал в руках Коран – было бы ещё лучше"[22]. Однако в политике необходимо учитывать далеко идущие последствия таких крайностей. В связи с этим С. Мырзали пишет о том, что "время требует модернизации. В условиях, когда миллионы людей обратили свои взоры к религии в поисках духовно – нравственных основ своего существованиях, задачей политики является признание этого факта и осуществления в стране принципа свободы совести, в тоже время не забывать о том, что как в Исламе, так и в христианстве наряду с положительными духовно – нравственными интенциями есть и принципы "джихада" и слова Христа о том, что "не мир принёс, но меч"" [23]. В этом утверждении автор по нашему мнению прав.

Религиозные политические партии, ставящие своей целью построения исламского государства, возникли в Центральной Азии как отделения Всесоюзной Партии исламского Возрождения, в том числе, в Узбекистане, Таджикистане, в конце 90–х годов на волне всеобщей либерализации.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что отдельные силы в международной жизни хотели бы использовать исламский фактор как стратегию будущей экспансию на государства Центральной Азии, включая Казахстан, как они утверждают.

Религия в Казахстане отделена от государственной власти, поэтому государственное образование не может ставить целью формирования религиозного сознания. Здесь можно говорить лишь только о знание истории мировых религий. Религия есть неотъемлемый компонент духовности народа, без знания религиозных ценностей, имеющих нравственное и эстетическое значение, знание народа будет неполным, ущербным. Тем более, что знание мировых религий показывает общность нравственных устремлений, духовных исканий, эстетических норм многих народов Казахстана, населяющих наше государство.

Несмотря на то, что в Конституции провозглашён светский характер Республики Казахстан, порою в нашей печати раздаются голоса о возведении религии ислама в ранг государственного феномена, введения в школах обучения Корана. В средствах массовой информации руководителям религиозных конфессий среди общественных объединений отдаётся приоритет.