Согласно статье 10 Закона РСФСР “О Горно-Алтайской автономной области РСФСР”, органом государственной власти области являлся Совет народных депутатов. Областной Совет решал все вопросы местного значения, проводил в жизнь решения вышестоящих органов, руководил деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов. Деятельность Совета строилась на основе следующих принципах: ( статья 13)
- коллективное, свободное деловое обсуждение и решение вопросов;
- гласность;
- регулярная отчетность исполнительного комитета;
- законность;
- государственное планирование;
- широкое привлечение граждан к участию в работе органов создаваемых Советом народных депутатов.
Исполнительным и распорядительным органом являлся, избираемый из числа депутатов исполнительный комитет. При осуществлении своей деятельности он издавал решения и распоряжения.(ст. 49.)
Таким образом, конституционно-правовой статус Горно-Алтайской автономной области характеризовался тем, что она входила одновременно в Алтайский край и в РСФСР и соответственно находилась в двойном подчинении. Отсюда вытекало, что права ее были значительно урезаны, а следовательно не в полной мере учитывались интересы всего народа Горно-Алтайской автономной области. Очевидно ограниченный правовой статус Горно-Алтайской автономной области сказался на экономическом и социальном развитии региона.
2. РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ – СУБЬЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2.1. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ. (1989 ПО 1997 ГОД).
Процессы децентрализации государственного устройства, демократизация российского общества, предопределили на уровне всего российского государства проведение реформ 1989-92 годов, которые в свою очередь заложили законодательные и иные основы для вывода автономных областей из составов краев и преобразования их в республики. По мнению Д.И. Табаева, решение вопроса в 1989-90 годах о выходе Горно-Алтайской автономной области из состава Алтайского края было схоже с событиями 1917-1922 годов, когда Горный Алтай стремился отделиться от Бийского уезда[67].
Вопрос о выходе области из состава Алтайского края встал остро в ноябре 1989 года, когда на одиннадцатой сессии областного Совета народных депутатов двадцатого созыва, им было вынесено решение “О повышении правового статуса области”[68], в котором были выражены положения сентябрьского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС и платформы КПСС “Национальная политика партии в современных условиях”. В решении отмечалось, “что предложения о повышении правового статуса области с одобрением встретило население Горного Алтая”. Депутаты областного Совета, выражая волю народа области, решили воспользоваться предоставленным правом и просить центральные органы решить вопрос о выводе Горно-Алтайской автономной области из состава Алтайского края и непосредственном вхождении в состав РСФСР. Кроме того, в решении были указаны причины повышения конституционно-правового статуса автономной области. В частности, было указано, что “нахождение области в составе Алтайского края первоначально ввиду слабого развития экономики области сыграло положительную роль, но постепенно превратилось в сдерживающий фактор развития, так как при планировании и распределении материально-технических средств не учитывались уровень развития производственных сил области, её национальные особенности, природно-климатические условия и другое”[69].
На негативный фактор нахождения Горно-Алтайской автономной области в составе Алтайского края, а в связи с этим на ограниченный правовой статус области указывал на одиннадцатой сессии Верховного Совета РСФСР депутат от Горно-Алтайского избирательного округа Карамаев М.В. Наряду с представителями других автономных областей (Кауфмана – Еврейская автономная область, Штыгашева – Хакасская автономная область) Карамаев М.В. выступал за повышение конституционно-правового статуса автономных областей, указывая на то, что назрела необходимость изменения правового статуса автономных областей с непосредственным подчинением органам государственной власти и управления РСФСР.
Мощным толчком для изменения республиками в составе России своего государственно-правового статуса явилось принятие ею 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР Декларации о Государственном суверенитете РСФСР[70]. В статье 9 Декларации была признана необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных образований, краев и областей.
17 августа 1990 года Советом народных депутатов Горно-Алтайской автономной области была принята Декларация “О федеративном Договоре и повышении государственно-правового статуса Горно-Алтайской автономной области”, которой в силу необходимости “занятия автономной областью достойного места в качестве полноправного субъекта в обновленном Союзе суверенных республик” провозглашалась необходимость заключения Федеративного договора и повышение государственно-правового статуса Горно-Алтайской автономной области путем признания ее субъектом Федерации СССР и РСФСР[71]. Была создана комиссия по консультации с РСФСР по вопросам разработки и согласования основных принципов Федеративного устройства СССР и РСФСР и определения политического статуса автономной области как субъекта Федерации. В конце этого же месяца были выработаны предложения к заключению Федеративного Договора и повышению государственно-правового статуса Горно-алтайской автономной области[72]. В частности, предлагалось в Федеративном Договоре и Конституции РСФСР значительно расширить права автономных образований в решении социально-экономических вопросов, землепользовании и т.д. Предлагалось включить в указанные документы положение о равном представительстве и квоте в республиканских органах от автономных образованиях, ввести институт постоянного представительства от республики или автономной области при Президиуме Верховного Совета РСФСР и Совете Министров РСФСР.
В постановлении 3 внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР “Об основных началах национально-государственного устройства РСФСР” было дано поручение определить порядок преобразования Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей в национально-государственные образования[73]. В соответствии с этим Верховный Совет РСФСР принял закон РСФСР “О порядке преобразования Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей”[74]. В соответствии с Законом РСФСР “Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР в связи с преобразованием автономных областей в Советские Социалистические Республики в составе РСФСР” было внесено изменение в часть 1 статьи 71 Конституции РСФСР 1978 года, и он был вынесен на утверждение Съездом народных депутатов РСФСР[75].
Принятая Декларация о государственном суверенитете Горно-Алтайской Советской Социалистической Республики на третьей внеочередной сессии Горно-Алтайского областного Совета народных депутатов 25 октября 1990 года[76]. Декларация провозгласила государственный суверенитет Горно-Алтайской автономной Советской Социалистической Республики и определила его как “естественное необходимое условие существования её национальной государственности, истории, культуры, традиций и призван обеспечить каждому человеку неотъемлемое право на достойную жизнь, свободное развитие и пользование своим родным языком”.
В юридической литературе правовую природу деклараций о государственном суверенитете одни авторы рассматривают в качестве научной концепции развития конституционного и текущего законодательства[77], а другие - как документы преимущественно политического характера[78]. На практике они оказали сильное воздействие на развитие конституционного законодательства РСФСР и её субъектов. Анализ деклараций о государственном суверенитете Горно-Алтайской Советской Социалистической республики и её влияния на конституционные изменения показывает, что она является законодательным актом конституционного значения. Такая государственно-правовая природа декларации, по мнению Э.С.Юсубова, “выражается в следующем:
- она наделена учредительной функцией и является юридической базой конституционного и текущего законодательства республик;
- предметом её регулирования явились значительные, существенные общественные отношения, связанные с государством и властью, взаимоотношениями между обществом и государством, с правами и свободами человека и гражданина;
- учреждались органы государственной власти республик, в том числе и судебные, которые осуществляли их правовую охрану;
- она воздействовала на конституционную реформу в республике”[79].
Таким образом, в Декларации о государственном суверенитете Горно-Алтайской Советской Социалистической республики, как и впрочем в остальных других декларациях республик, было объявлено об изменении своего правового статуса в составе России в сторону его повышения.
Следует оговориться о том, что республики провозглашая суверенитет, в основном, за исключением некоторых (Чечня, Татарстан), нисколько не подрывали целостность Российского государства. Так, как уже отмечалось, в Декларации о государственном суверенитете Горно-Алтайской Советской Социалистической республики под государственным суверенитетом понималось не абсолютное верховенство и независимость[80]. Государственный суверенитет трактовался как “естественное необходимое условие существования её национальной государственности, истории, культуры, традиций…” (ст.2 Декларации). Государственный суверенитет провозглашался в целях согласия, взаимоуважения, братства и единства между гражданами всех национальностей. Отсюда, республики в составе РСФСР фактически обладали лишь суверенитетом национальным, под которым в теории понимается “полновластие нации, её политическая свобода, обладание реальной возможностью распоряжаться своей судьбой, свободное развитие истории, культуры, языка…”[81].