Смекни!
smekni.com

Российская геополитическая стратегия (стр. 2 из 5)

Формирование ИО привело к пересмотру старых положений в политике в целом и в геополитике в частности. Основными качественными изменениями, отражающими новые условия и содержание геополитической конкуренции в ИО, являются следующие.[6]

1. Расширение понятия геополитического пространства и пространства геополитической конкуренции. Геополитическое пространство в ИО приобретает новое измерение, включая в себя пространство информационных и психологических отношений современного общества.

Борьба геополитических субъектов, их союзов и коалиций за достижение информационного превосходства, за обладание более развитыми информационными ресурсами, открывающими лучшие возможности для установления контроля над информационными ресурсами соперников в этой борьбе, становится основным направлением геополитической конкуренции и существенно меняет весь ее характер.

2. Изменение в оценке стратегически важных ресурсов. Информационные ресурсы ИО, включающие в себя информационные потоки, информационно-телекоммуникационные сети и объекты их инфраструктуры, а также источники, порождающие (генерирующие) информацию или придающие ей в процессе анализа и обработки новое качество (например, порталы научно-исследовательских центров с их высоким интеллектуальным потенциалом), являются важнейшим стратегическим ресурсом для каждого субъекта геополитической конкуренции, за обладание которым в основном и разворачивается геополитическая борьба, в результате которой одни субъекты получают преимущества, а другие их теряют, что отражается на состоянии их безопасности.

3. Изменения в выборе и оценке традиционных союзников и противников в геополитической борьбе. В результате изменения в иерархии стратегически важных ресурсов, за обладание которыми (или правом оказывать влияние на их добычу, распределение и использование) между отдельными геополитическими субъектами разворачивается соперничество, и приоритетного значения информационных ресурсов при оценке мощи субъекта геополитических отношений происходит снижение роли географического положения государств относительно транспортных коммуникаций и источников полезных ископаемых, а интересы и стратегия их достижения “морских” и “континентальных” держав, преследовавших при прежней геополитической картине мира противоположные цели, сближается и становится практически идентичной, что позволяет им успешно преодолевать эти различия и вступать в союзы и коалиции. В ИО выбор традиционных союзников и противников в геополитической борьбе зависит не от их островного или континентального расположения и преобладающей роли морских или сухопутных коммуникаций в перемещении людских ресурсов и материальных ценностей, а от уровня развития информационных ресурсов и от их совместимости, а также от совместимости национальных идеологий их совершенствования и дальнейшего развития. При этом традиционно “морская” и традиционно “континентальная” держава могут выступать в информационно-психологической борьбе в виде коалиции, преследуя общие геополитические цели.

4. Новые субъекты геополитической конкуренции (виртуальные коалиции). Кроме традиционных субъектов геополитической конкуренции, действующих на глобальном и региональном уровне, – государств и различного рода межгосударственных коалиций – в информационно-психологическом пространстве возникают принципиально новые образования, включающиеся в геополитическую борьбу – виртуальные союзы и коалиции, в которые на равных правах могут входить государства, транснациональные корпорации, медиа-холдинги и т.д., масштабы, деятельности которых имеют глобальный характер (т.е. охватывают значительные территории), а результаты деятельности могут приводить к последствиям, влияющим на политику государств и их коалиций на международном уровне. При этом обладание государственным суверенитетом, собственной территорией и населением вовсе не является обязательным условием участия субъекта в геополитической конкуренции, что существенно отличает информационное общество от индустриального.[7]

5. Возможность бесконфликтного сочетания сотрудничества и противоборства в геополитических отношениях. Ранее геополитическая конкуренция осуществлялась в рамках единого географического пространства и распределенных в нем ресурсов. В таких условиях практически невозможно было без возникновения внутренних противоречий сочетать союзнические отношения и конкурентную борьбу между союзниками. В результате конкуренция, как правило, осуществлялась тайно, нередко приводя к развалу союза (коалиции).

В современном мире конфликты и противоречия сосуществуют с координацией действий и сотрудничеством, находясь в диалектическом единстве. Дело не сводится к тому, что противоречия между странами или группами стран в одной сфере уравновешиваются настоятельной необходимостью кооперации в другой. Имеются одновременно противоречия и кооперация внутри отдельных направлений взаимодействия государств.

Информационная (информационно-психологическая) сфера с ее интенсивно развивающимися процессами, в результате которых одни государства увеличивают свой информационный потенциал, а другие его теряют (так как информация обладает высокой мобильностью и концентрируется там, где для ее оборота и реализации созданы наиболее благоприятные условия), создает множество самостоятельных направлений и разновидностей социальных отношений. Для геополитических субъектов стремление контролировать эти социальные отношения и процессы может стать причиной возникновения на этой почве геополитического соперничества.

6. Изменения системы категорий оценки силы субъектов геополитической конкуренции в информационно-психологической сфере. Совокупная мощь субъектов геополитических отношений в информационно-психологической сфере оценивается по следующим категориям:

· способность контролировать собственный сегмент информацион­ного пространства;

· способность эффективно противостоять конкурентам в информационной сфере;

· способность расширять сферу своего влияния в информационном пространстве.

Способность контролировать собственный сегмент информационного пространства обусловлена наличием у субъекта геополитических отношений достаточного информационного (интеллектуального и научно-технического) потенциала, обеспечивающего его независимость и устойчивое развитие национального сегмента информационного пространства.

Оценка геополитической мощи государства-субъекта геополитической конкуренции в информационно-психологическом пространстве по данной категории основана на уровне развития информационно-телекоммуникационной структуры, объемах потоков накопленной и циркулирующей в этих сетях информации, лидерстве в разработке, внедрении высоких технологий по отношению к другим субъектам геополитической конкуренции, отсутствии информационной (экономической, политической, культурной) зависимости национальных информационно-телекоммуникационных структур этого субъекта от импорта стратегически важной информации и информационных технологий из субъекта-донора.

Способность эффективно противостоять конкурентам в информационной сфере обусловлена наличием у субъекта геополитических отношений достаточного информационного потенциала сил и средств, обеспечивающих информационную безопасность национального сегмента информационного пространства.

Оценка геополитической мощи государства-субъекта геополитической конкуренции в информационно-психологическом пространстве по данной категории основана на уровне развития систем обеспечения безопасности информационно-телекоммуникационной структуры, целостности накопленной и циркулирующей в этих сетях информации, наличии возможностей эффективно восстанавливать собственный информационный потенциал после нанесенного ущерба.

Способность расширять сферу своего влияния в информационном пространстве обусловлена наличием у субъекта геополитических отношений достаточного потенциала сил и средств, обеспечивающих достижение превосходства (доминирования) в информационно-психологической сфере.

Оценка геополитической мощи государства-субъекта геополитической конкуренции в информационно-психологическом пространстве по данной категории основана на:

· возможностях организовывать и проводить информационно-психологические операции в агрессивных целях (геополитическая экспансия в форме информационно-психологической войны) и в целях укрепления совокупной геополитической силы государства (субъекта геополитической конкуренции);

· способностях создавать коалиции (союзы) с другими геополитическими субъектами в процессе информационного противоборства и осуществлять соперничество внутри них за лидерство и дополнительные частные преимущества.