Проблема заключается в том, что улучшение состояния общества может быть хорошей мотивацией лишь в годы военных бедствий, когда от самоотверженности и личного подвига каждого человека зависит выживание нации, что доказала нам ситуация в СССР в годы Второй мировой войны. Но как человек может захотеть приблизиться к Творцу, ведь он ощущает его воздействие лишь косвенно?
Согласно каббале, это возможно лишь в результате роста эгоизма каждой личности в отдельности (что мы наблюдаем в ходе истории). Эгоизм, то есть желание получать только ради себя, постепенно вырастая, достигает таких чудовищных размеров, что его вред становится очевиден каждому. В результате чего человек начинает поиск иной формы существования, то есть абсолютной отдачи, что и является сутью основного закона мироздания. Эта суть формулируется в одном из основных положений каббалы: «Добр и творящий добро плохим и хорошим». То есть, работа на отдачу для человека становится возможной лишь тогда, когда он начинает стремиться к избавлению от своей эгоистической природы ради Творца.
Вся наука каббала не заслуживала бы внимания, если бы не находила такого ужасающего подтверждения в жизни нашего общества: рост желания получать, захватывать, обогащаться привел к необратимым изменениям в экологии Земли, весь мир стоит на грани уничтожения только потому, что человечество не может остановить это поглощение природы. Понятие «дружба» подменяется партнерством с целью удовлетворения личных потребностей. Институт семьи, ячейки общества, разрушается, молодые люди предпочитают не заключать брачного союза и не заводить детей. А те, кто все же решаются на создание семьи, все чаще не живут друг с другом, а «уживаются». Более того, группы фанатиков овладевают смертоносным оружием, используя его для утверждения своих интересов, запугивания общества.
Итак, из вышесказанного становится ясно, что идеологии коммунизма в Советском Союзе, согласно Ашлагу, не хватило понимания необходимости познания высшего закона мироздания – закона абсолютной отдачи. В случае принятия этого закона большинством общество смогло бы перейти на бескорыстный труд, подобный этому закону. Товарно-денежные отношения могли бы быть заменены человеческими, лучшим вознаграждением стало бы признание заслуг личности перед обществом, Творцом. А не произошло этого по причине «недоразвитости эгоизма» общества России начала ХХ века[17].
СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО ОБЩЕСТВА
Идеи Иегуды Ашлага носят чисто практический характер и предполагают реализацию. Стадии развития коммунистического общества описаны им в статье «Принципы будущего общества». Согласно Ашлагу, переход к обществу абсолютной отдачи произойдет не революционным, а эволюционным путем, опираясь лишь на личное осознание каждым членом этого общества необходимости аннулирования эгоизма как разрушительной силы.
Сначала принципы альтруизма примет относительно небольшая группа людей, которая личным примером и убеждением начнет распространять эти принципы среди остальных. Затем «каждый народ, большинство которого на практике примет на себя эти основы, то есть уже будет воспитано в духе отдачи другому и будет иметь надежный источник мотивации, тут же войдет в международное сообщество, основанное на альтруистических законах. У всех народов, вошедших в рамки этого сообщества, будет одинаковый уровень жизни - так, что излишки от богатого или прилежного народа будут улучшать уровень жизни народа отсталого или бедного природными ресурсами и средствами производства».[18] Пока в конечном итоге этот процесс перехода к новому социуму не охватит весь мир.
Коммунизм Ашлага имеет те черты, которых была лишена советская идеология. Он последовательно реализует «принцип единственности» (один из основных в каббале), по которому каждая часть творения (включая отдельные человеческие индивидуумы) неповторима и стремится выразить свою уникальность. Таким образом, он провозглашает ценность каждой личности. А передача идей личным примером противоречит насаждению идеологии военными методами.
Свойство единственности распространяется и на каждый народ. То есть интеграция народов в международное сообщество «…не касается общественных устоев и обычаев, не связанных с экономикой, которые останутся у каждого свои и которые не следует специально менять. То есть … каждая нация может придерживаться своей собственной религии и традиции, и не следует им вмешиваться в дела друг друга»[19].
В настоящее время последователи учения Ашлага организуют общества по всему миру, что также подтверждает интерес в обществе в целом к идеальному общественному строю.
Таким образом, кризис коммунистической идеологии, по сути, оказался кризисом идеологии Советского государства. Проблема не столько в коммунизме, сколько в его реализаторах, не учитывавших в своей идеологии фактора мотивации человека, удовлетворения потребностей его эгоизма. Так Ленин, увлекшийся теорией революции, идеей диктатуры пролетариата, «не предвидел, что классовое угнетение может принять совершенно новые формы, не похожие на капиталистические. Диктатура пролетариата, усилив государственную власть, развивает колоссальную бюрократию, охватывающую, как паутина, всю страну и все себе подчиняющую. Эта новая советская бюрократия, более сильная, чем бюрократия царская, есть новый привилегированный класс, который может жестоко эксплуатировать народные массы. Это и происходит. Простой рабочий сплошь и рядом получает 75 рублей в месяц, советский же чиновник, специалист 1500 рублей в месяц. И это чудовищное неравенство существует в коммунистическом государстве»[20].
Собственно коммунистические идеи находят новые воплощения, вытекающие из самих условий жизни современного человечества. Интерес к ним объясняется тем, что, с одной стороны, несмотря на научные достижения, человечество все дальше и дальше заходит в тупик из-за развития эгоизма, а с другой – человечество постепенно осознает, что альтруизм – более разумная форма сосуществования индивидуумов внутри человечества, исходящая из единого закона мироздания.
Тем более важно возрождение идей альтруистического общества в условиях сжатого времени, когда катаклизмы, ранее приходившиеся на долю нескольких поколений, происходят в наше время практически ежедневно, когда интеграционные процессы в различных сферах жизни человечества дают понять, что наш мир настолько мал, что одно лишь бездумное действие одного человека может привести всю цивилизацию к абсолютному разрушению.
Многие дальновидные политики говорят, что государства должны объединиться перед лицом экологических, социальных, политических проблем. Так Н. Назарбаев в своем послании народу Казахстана 18 февраля 2005 года сказал: «Особое место среди угроз 21 века занял международный терроризм. <...> Для эффективной борьбы с международным злом требуются усилия всего мирового сообщества».[21]
Но объединение «против зла» может устранить лишь симптомы болезни, а не вылечить ее саму. Раковая клетка в организме отличается от здоровой тем, что ничего организму не дает, а только поглощает все вокруг себя, вызывая опухолевые процессы. Даже оперативное вмешательство не исключит вероятности развития опухоли и гибели организма.
Человеческий эгоизм, подобно раку, захватывает все вокруг себя, не неся в своих проявлениях никакой пользы ни окружающим индивидам, ни обществу в целом. В 1933 году большая группа ученых и видных общественных деятелей Европы и США подписала "Гуманистический Манифест I", в котором объявляла несостоятельным общество, ориентированное на прибыль, и ратовала за установление "социально ориентированного коллективного экономического порядка".[22]
Но спасительный для человечества альтруизм не может появиться из ниоткуда. Как человек может «обмануть» свое эго, заставив его служить гуманистическим, коммунистическим идеям? Награда за беззаветное служение интересам ближнего должна превышать все мыслимые в масштабах нашего мира вознаграждения. Такой наградой, как говорят ученые-каббалисты, может стать уподобление свойств человека свойствам Творца, закону абсолютной отдачи. Достижение подобия свойств через любовь к окружающим и является целью творения. В таком альтруистическом обществе соблюдение правил человеческого общежития будет не насилием над личностью, стремящейся реализовать лишь собственные интересы, а естественной потребностью всех его членов.
В завершение хочется высказать надежду на то, что подобное общество, где не будет страха за будущее, где каждый сможет проявить свою уникальность, где народы сосуществуют в мире и согласии, будет построено на земле Казахстана, где есть все условия для этого. «Мы должны построить общество, где ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствует высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности».[23]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андре Жид. «Возвращение из СССР».
2. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма.
3. Иегуда Ашлаг. Статьи «Строение будущего общества», «Принципы будущего общества», «Решение наболевшей проблемы».
4. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. Собрание сочинений, 5 издание, т.23.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.
6. Научный сборник секции «История и философия каббалы» при РФО РАН под ред. Чекалкина В. Тула 2003.
7. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 18 февраля 2005 года.
8. Романенко И.В. История экономики, конспект лекций. Спб. 2000.
9. Энгельс Ф. Принципы коммунизма.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
1. http://www.examen.ru/
2. http://www.kabbalah.info/