Функционированию «проективизма» присущ ряд противоречий. Прежде всего, у политического «проекта» нет Автора, но есть Адрес. Политический «проект» – это и «черновик» реформ. В данном аспекте представляет интерес позиция К.М. Кантора, который рассматривал варианты «распределения» культур по модели деятельности и пришел к выводу, что «одни воплощают в себе единство проектирования и его предметной реализации, другие – по преимуществу беспроектную деятельность, третьи, напротив, бездеятельное проектирование». Безусловно, одна и та же политическая культура на протяжении своего существования может не раз поменять свое место в этой модели. Но для «проектной» культуры наличие нереализованных проектов не менее важно, чем реализованных. Использование «проективизма» для обозначения политических преобразований национального масштаба также опасно превращением в «пустое» означающее, ввиду отсутствия окончательной определенности в значении понятия «нация». Интеллектуальная конструкция «приоритетный национальный проект» обслуживает архитектуру российского идеологического концепта, обнажая такие его аспекты, как: претензия на универсальность; принципиальная неполнота – ведь даже «национальный проект» выражает интересы отдельных групп; агрессивность – борьба «проектов» политических сил; стереотипность и иммобилизм – «проективизм» как конвенционально-легальная форма социального творчества человека, который из субъекта собственной истории и культуры превращается в объекта влияния.
В трактовке С. Жижека идеология обладает «возвышенным» объектом; «возвышенным» означает непостигаемым, бесформенным, безграничным, недосягаемым. И смысл интеллектуального труда исследователя идеологии заключается не в том, чтобы обнаружить содержание «тайны», стоящей за формой, а в том, чтобы постичь «тайну самой формы» – процесс, посредством которого смысл маркирует себя именно так. Пожалуй, один из вариантов решения поставленной задачи предложен в уже упоминавшейся концепции К.М. Кантора, которую сам ученый определил как «историософию проектизма». Обращаясь к понятию «проект» как центральному во всей концепции, К.М. Кантор выделяет такой его дериват, как «паттерн». И именно «паттерн» есть «проект, обеспечивающий наследственность, устойчивость, неизменность специфической социокультуры, на которые распадается социокультурная эволюция во всех своих качественных подразделениях».
Сегодняшняя элита оправдывает свое положение с помощью экспертного знания – формально государством управляют профессионалы, задающие тембр и темп политической речи. «Проективизм» суть способ разработки социально-значимых программ и форма демонстрации мнимых или подлинных результатов, призванных обеспечить элите кредит доверия электората. Но нельзя забывать, что осознание недостижимости целей «проектов» может запустить механизмы социальной депривации, способной нарушить существующее политическое равновесие и лишить поддержки политическое руководство.
Концепция политической реальности
Майкл Джозеф Оукшотт (1901–1990) – профессор кафедры политических наук Лондонской школы экономики и политической науки (1951–1969), один из авторитетных представителей британской политической философии, интерес к которому усилился в последние годы, особенно в связи с поиском оснований для либерально – консервативного синтеза, основу которого способна заложить методологическая позиция мыслителя. Оригинальная теоретико-методологическая позиция позволяет Оукшотту выработать собственный подход к моделированию различных миров человеческого опыта, таких как деятельность политиков или развитие дискурса о легитимности государственной власти, и противопоставить свои взгляды на политическую реальность сциентистским моделям, господствовавшим в западной политической науке второй половины XX века и оказыващим существенное влияние на внешне- и внутриполитический курс Великобритании.
Редукционизм декартовско-ньютоновской картины мира и инструментально-рационалистической методологии Оукшотт преодолевает путем создания бинарных моделей политической реальности, которые сначала тщательно выстраиваются со скептических позиций (определяющее значение приобретает принцип «бритвы Оккама»), потом критически отсмысляются (проверяется их логическая непротиворечивость, обоснованность, достаточность), а затем проходят через диалектическое «снятие», позволяющее придать модели жизнеспособность и выйти за ее пределы, обратившись к исследованию «почвы», сделавшей возможным построение некоторой модели.
Классическому проекту западноевропейского рационализма Оукшотт противопоставляет собственную модель общественного устройства, где континуум возможных типов организации общества располагается между двумя условными полюсами: ассоциацией граждан (как политической организации свободного общества) и ассоциацией предпринимателей (где развитие социальной системы подчинено четко выраженным целям немногих, навязанным всем).
Тот же разграничительный принцип Оукшотт кладет в основу своего различения двух видений политики, которая может принимать форму «войны идеологий» или «беседы традиций». Разумеется, симпатии Оукшотта на стороне свободного общества, где различие точек зрения, многообразие видов деятельности и конфликтная природа человеческих отношений воспринимаются как вполне закономерное и конструктивное явление, а не источник угрозы и повод для усиления репрессивной функции власти, которые в конце концов приведут социальный организм к распаду.
Описанные Оукшоттом модели анализа общества, политики и власти строятся по единому принципу, суть которого – в стремлении избежать фиксированного различения понятий, проведения нерушимых границ между мирами человеческого опыта, а в конечном итоге – возведения непреодолимых стен между людьми. Такой методологический подход к анализу типов общественного устройства позволяет говорить об Оукшотте как о представителе особого направления в истории социально-политической мысли, который получил название либерально-консервативного синтеза.
Таким образом, принципы построения моделей и синтетическая методология М. Оукшотта служат одной цели – созданию такого способа анализа некоторой реальности, при котором ее модель не становится (а если становится, то откровенно, без лицемерия) элементом идеологии, не редуцируется к какой-либо иной реальности (например, политика не сводится к экономике) и сохраняет связь с другими моделями реальности, т.е. остается гибкой и открытой для других возможностей.
Заключение
В сложившейся ситуации, как представляется автору, имеется два возможных пути развития: либо переложить все функции по формированию гражданской политической культуры на образовательные учреждения, что сейчас по сути и происходит; либо в серьез, на государственном уровне заниматься поддержкой семьи и добровольных ассоциаций с подключением СМИ и существенным увеличением финансирования. Но есть еще один вариант, когда второй путь берется за основу, а функции политической социализации и формирования гражданской политической культуры разделяются между семьей, системой образования и добровольными ассоциациями, и такой вариант, по мнению автора, является наиболее эффективным.
Список литературы
1.Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии /Г. Алмонд, С. Верба/ Полис. – 2007. – №4.
2.Бондар А., Динес В. Российские политические традиции и российская государственность/ А. Бондар, В. Динес // Власть. – 2008. – №4.
3.Барт Р. (2007) S/Z. М.: УРСС.
4.Жижек С. (2009) Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал.
5.Кантор К.М. (2002) Двойная спираль истории: Историософия проектизма. Т.1: Общие проблемы. М.: Языки славянской культуры.
6.Фишман Л.Г. (2007) Политические дискурсы постсоветской России: теоретико-методологический анализ: автореф. дис. … док. полит. наук
7.Оукшотт М. Рационализм в политике и другие статьи. М., 2008.
8.Шамшурин В.И. Консерватизм и свобода. Краснодар, 2008.
9.Чамаева Н.А. Консерватизм в политической философии Майкла Оукшотта // «Вестник Московского Университета» сер. 12. (Политические науки), №5, 2005.