Витфогель считает, что концепция государственного капитализма неприменима к современным социалистическим государствам с точки зрения экономики: невозможно считать разновидностью капитализма общество, в котором нет частных средств производства, отсутствует открытый рынок товаров и рабочей силы".
При социализме сохранялись товарно-денежные отношения (имеются в виду социализм в СССР и странах Восточной Европы), как и при капитализме, но средства производства принадлежали государству. На базе этого обстоятельства и возникла идея сопоставления социализма и государственного капитализма. Но понятие "государственный капитализм" в чистом виде, т.е. при отсутствии частной собственности, содержит противоречие уже в самом себе. Капитализм с необходимостью характеризуется частной собственностью, частной инициативой, свободным рынком и так далее. Поэтому под выражением "государственный капитализм" надо понимать одну из форм капитализма со значительной долей государственной собственности. При этом государственная собственность не отрицает частную, а мирно с ней сосуществует. Примеры государственного капитализма в такой форме можно встретить в любой современной капиталистической стране. В противном случае, если государственная собственность будет отрицать частную, получится не капитализм, а какой-то другой строй. В любом случае, нельзя говорить о государственном капитализме как об особой общественно-экономической формации.
3. "Социализм - это особая религия.
С. Булгаков характеризует социализм даже более точно - как возрождение иудаистского мессианизма. ...Если социализм - это религия, то надо признать его совершенно особой религией, качественно отличной от всех остальных, а во многих основных вопросах - им противоположной... Вряд ли возможно это сделать, не расширяя произвольно само понятие религии до такой степени, что оно утратит всякую конкретность".
Религия может быть одним из элементов и социалистических учений, и социалистических государств. Ярким примером является религия, обожествлявшая фараона в Древнем Египте. Но свести социализм только к религии нельзя. Это явление намного шире, включает не только духовные, но и материальные стороны жизни общества.
4. "Социализм - следствие атеизма, тот вывод, к которому приводит атеизм в области социальных отношений. Такой взгляд высказывал, в частности, Достоевский... Большинство мыслителей XIX века полностью проглядели духовный кризис их времени, который подготовил торжество социализма в нашу эпоху. Чуть ли не один Достоевский ясно понимал, что человечество не пойдет по пути либерализма, гуманности и прогресса, что в недалеком будущем его ждут страшные потрясения".
Безусловно, атеизм играет самую отрицательную роль в человеческой истории. Эпоха бездуховности, к которой относится и XX век, принесла и еще принесет человечеству неисчислимые страдания. Но социализм нельзя свести только к атеизму, так же, как невозможно считать его религией. Это явление шире.
Выводы, к которым нас привело рассмотрение социализма:
а) Идея гибели человечества - не смерти определенных людей, но именно конца всего человеческого рода - находит отклик в психике человека. Она возбуждает и притягивает людей, хотя и с разной интенсивностью, в зависимости от характера эпохи и индивидуальности человека. Масштабы воздействия этой идеи заставляют предположить, что в большей или меньшей мере ему подвержен каждый человек: здесь проявляется универсальное свойство человеческой психики.
б) Эта идея проявляется не только в индивидуальных переживаниях хотя бы и большого числа отдельных личностей - она способна объединять людей (в отличие, например, от бреда), то есть является социальной силой. Стремление к самоуничтожению можно рассматривать как элемент психики всего человечества.
в) Социализм - это один из аспектов стремления человечества к самоуничтожению, к Ничто, а именно - его проявление в области организации общества".
Составными элементами коммунистической идеологии являются коллективизм, общественная собственность на средства производства, солидарность, социальное равенство, справедливость, ликвидация классового разделения общества, отсутствие эксплуатации человека человеком.
Коммунистическая идеология развивалась и формировалась в различных социально-исторических и национально-культурных условиях.
Практическая реализация коммунистических идей связана с Октябрьской революцией в России. В настоящее время многие ученые считают, что коммунизм, в конечном счете, не выдержал испытания историей и потерпел поражение в споре с капитализмом. Но это слишком поверхностное и конъюнктурное понимание поражения социализма в СССР и распада великой державы. Когда говорилось, что эксплуатация труда, отчуждение человека от средств производства и власти существовали и при социализме, то, в первую очередь, следует различать природу этого явления в противоположных системах общественного устройства.
Отчуждение при социализме лежит совсем в другой сфере, чем отчуждение при капитализме. Поэтому необходимо понимать социальные условия преодоления этого отчуждения. В капиталистическом обществе снятие отчуждения невозможно без замены частной собственности на средства производства общественной собственностью. В социалистическом обществе, где эта социальная несправедливость снята в результате политической и экономической революции, преодоление отчуждения человека от средств производства и власти предполагает такое культурное развитие личности, когда последняя внутренне способна на самоконтролирование всей своей жизнедеятельности по принципу собственной ответственности за социальное неустройство человеческой жизни. Проблема отчуждения в социалистическом обществе - это, в первую очередь, проблема культурная и нравственная, ибо абсурдно говорить о создании нового социального устройства, если всю обязанность по его созданию возложить на коммунистические институты, и стоит только человеку войти в это готовое коммунистическое царство, чтобы он стал и культурным, и хозяином, и свободным.
§ 2. Идеология международной социал-демократии
Социал-демократия возникла в Европе во второй половине XIX столетия. Значительное влияние на ее формирование оказало рабочее движение и деятельность определенных кругов европейской интеллигенции. Социал-демократическую партию Германии (СДПГ) основали в 1875 г., в следующем году подобные партии появились в Дании, в 1889 году - в Австро-Венгрии, в 1892 г. - в Италии. В начале ХХ столетия социал-демократические партии возникли во Франции и Великобритании (лейбористская партия). Программатика многих социал-демократических партий поначалу ориентировалась на марксистскую доктрину, хотя ее разделяли далеко не все европейские социал-демократы. Организационная инфраструктура социал-демократического движения развивалась весьма интенсивно и стремительно. В некоторых странах ему удалось привлечь в свои ряды большие массы активистов. Этому содействовало сотрудничество с профсоюзами. Впервые в мире социал-демократы возглавили правительство в 1904 г., когда в Австралии должность премьера занял лидер австралийских социалистов Дж. Ватсон. При этом стоит заметить, что до Первой мировой войны развитие социал-демократии отличалось неравномерностью. Самые большие успехи были достигнуты в Германии и Дании, где уже в конце XIX столетия социал-демократам удалось собрать на общих выборах около 20 процентов голосов.
В XIX столетии социал-демократия испытывала значительное сопротивление со стороны части европейского истэблишмента. В качестве примера можно привести «исключительные законы против социалистов», принятые в Германии. Это, однако, не помешало канцлеру О. фон Бисмарку «позаимствовать» немало социал-демократических идей, что дало толчок развитию социальных реформ. К тому времени социал-демократов воспринимали как крайне левых, но с течением времени в их среде получили все большее распространение тенденции политической умеренности, которые сосуществовали с левым радикализмом.
Первый Интернационал был создан еще в 1864 году Марксом и ныне лишь иногда вспоминается в документах социал-демократических сил. Исторически социал-демократия связана прежде всего с социалистическими и социал-демократическими партиями марксистского направления, которые в 1889 году объединились во Второй Интернационал. Среди участников учредительного съезда были Фридрих Енгельс, Август Бебель, Вильгельм Либкнехт (Германия), Георгий Плеханов (Россия), Жюль Гед (Франция), Виктор Адлер (Австрия). Второй Интернационал просуществовал четверть столетия. Его драматическая гибель связана с началом Первой мировой войны, когда, вопреки собственным принципам, социал-демократические и парламентские партии поддержали свои правительства. С этой точки зрения современные социал-демократические документы признают, что история этого движения несвободна от трагических ошибок.
После завершения войны социал-демократы, отождествлявшие себя со Вторым Интернационалом и сторонники так называемого «2 1/2» («двух-с-половинного») Интернационала образовали новое общее социал-демократическое объединение - Рабочий Социалистический Интернационал. Это произошло после того, как растаяла надежда на воссоединение с той частью левой социал-демократии, которая объявила о своем разрыве с социал-демократическими корнями и переходе на коммунистические позиции. Социалистический рабочий Интернационал принимал участие в политической жизни в период до начала Второй мировой войны. Инициатива восстановления организационного центра социал-демократии в послевоенный период принадлежит Лейбористской партии Великобритании. Первая конференция социалистов состоялась в 1945 году в Лондоне. В 1951 году во Франкфурте-на-Майне при участии 33 партий (в том числе нескольких восточноевропейских «партий в изгнании») состоялся учредительный Конгресс Социалистического Интернационала (Социнтерна), на котором была принята декларация «Цели и задачи демократического социализма». Эта декларация, с идеологической точки зрения, жестко отмежевала движение демократического социализма от подконтрольного Кремлю «марксистско-ленинского» лагеря. Социнтерн выступил как основная организационная и идеологическая сила международной социал-демократии и постепенно превратился в одну из самых больших и наиболее влиятельных международных организаций.