Анархизм не стал общественно-политическим течением, сопоставимым по своему влиянию с либерализмом, консерватизмом или социал-демократизмом, коммунизмом, однако он собрал под свои знамена в Х1Х-ХХ веках определенную часть недовольных буржуазной общественной системой социальных слоев.
Основу теории анархизма (греч. anarchia - безвластие) составляет идея безвластия, без государственного устройства общества. В качестве главной цели анархизм провозглашает уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Анархистские идеи встречались уже в античности и в средние века, однако, в Новое время они были развиты английским писателем У. Годвином, автором идеи "общества без государства". Как политическое течение анархизм сложился в Западной Европе в 40-70-х годах XIX века.
Теоретиками идеологии анархизма выступают чрезвычайно отличающиеся друг от друга мыслители У. Годвин, М. Штирнер, Д. Уоррен, Б. Такер, П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. Тем не менее всем версиям анархизма присущи основные базовые идеи:
главной причиной социальной несправедливости является государство и его политико-правовые институты;
отрицание любой формы организации "сверху - вниз", любых форм государственной власти - от монархии до диктатуры пролетариата;
условием свободы личности провозглашается ликвидация любых форм власти, правового принуждения.
В XIX веке идеи анархизма получили распространение в рамках революционного движения в европейских странах, в США, однако влияние идеологии анархизма ЯИ в одной из стран не было сколько-нибудь существенным - Достичь провозглашенных целей анархисты пытались различными методами: организацией массовых выступлений, индивидуальным террором, работой в пролетарских профсоюзных организациях, однако не преуспели ни в одном из них.
XX век вызвал к жизни идеологию фашизма, сыгравшего зловещую роль в истории европейских народов. Родиной фашизма (от лат.1азсю - пучок, связка, объединение) являются Италия и Германия. Именно здесь возникли первые фашистские партии и объединения. В отличие от других политических движений, ориентирующихся на интересы конкретных социальных слоев, фашизм опирается на идею расового (национального) превосходства и обеспечивает интеграцию населения вокруг целей национального возрождения. Идейные корни фашизма восходят к расово-антропологическому направлению социологии, в частности, к работам Ж. Гобино, X. Чемберлена. Отталкиваясь от основных положений антропосоциологии, теоретики фашизма выстроили свою систему ценностей:
нация - высшая и вечная реальность, основанная на общности крови. Существует иерархия рас и наций, они делятся на "высшие" и "низшие", и поэтому необходимо бороться за сохранение "чистоты" высшей нации (расы);
высшие расы (нации), в частности, арийская, должны господствовать над низшими, беспощадно уничтожая сопротивление с их стороны;
сильная, беспощадная власть тоталитарного государства, ядром которого является авторитарная партия, обеспечивающая всеобщий контроль над личностью и обществом;
культ вождя.
Идеология фашизма возникла после Первой мировой войны как реакция на изменения, произошедшие в европейском обществе. Рост монополистического капитала протекал на фоне массового разорения мелкобуржуазных слоев населения, рушились привычные социальные связи и традиционный уклад жизни. "Великая депрессия" - глубокий экономический кризис конца 20-х годов, усилила процесс абсолютного обнищания населения, сопровождавшийся ростом маргинальных и люмпенских групп населения, для которых либеральные ценности - свободы, равенства утратили всякий положительный смысл и звучали, скорее, как насмешка, чем обещание. В такой ситуации интегрирующую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Они были созвучны ущемленному Версальским мирным договором национальному достоинству немцев, с энтузиазмом воспринявшим гитлеровскую идею тысячелетнего Рейха. Идеология фашизма была направлена как против марксизма, так и против буржуазной демократии. Антикапиталистические и псевдосоциалистические лозунги социального равенства и справедливости в сочетании с идеей превосходства арийской расы обеспечили фашизму массовую социальную базу, состоящую из мелкобуржуазных слоев города и деревни, люмпенов, безработных, части рабочего класса. Мощную финансовую поддержку германскому фашизму оказал крупный монополистический капитал, составивший основу экономической и социальной систем фашистских государств.
Создав террористические режимы, фашизм уничтожил все демократические свободы и институты. Всеобщее насилие стало главным инструментом власти, нормой жизни. Милитаризация рассматривалась как средство достижения внешнеполитических целей: возрождение Священной Римской империи (Италия), установление мирового господства (Германия).
Развязав Вторую мировую войну, стоившую человечеству 60 миллионов жизней, фашизм потерпел сокрушительное военное поражение. Его преступления, как и идеология, были осуждены Нюрнбергским трибуналом. Однако уже в 50-60-е годы фашизм начал возрождаться в виде неофашизма, исповедующего те же политические и идеологические взгляды.
Живучесть фашизма и как идеологии, и как политического движения требует от политической науки, от политических лидеров и рядовых граждан понимания его корней и осуществления политики, препятствующей его возрождению в сколько-нибудь широких масштабах. Изучение истории фашизма, его возникновения, триумфа, краха и вторичного явления миру позволяет сделать некоторые выводы:
Фашизм - феномен XX века. Он представляет собой неадекватную реакцию общества на острые кризисные процессы, разрушающие устоявшиеся экономические, социальные, политические и идеологические структуры.
Питательным раствором, из которого произрастает фашизм и как движение, и как режим, является массовое движение протеста. Оно нуждается в идеологии, способной доступно сформулировать цели и способы их достижения, а также создать образ врага, ниспровержение которого открывает путь к решению проблем. Чем глубже и всеобъемлюще кризис, поразивший общество, тем шире социальная база фашизма. Поэтому, помимо карательных и охранных мер, успешная борьба с фашизмом предполагает создание экономических, социальных, политических условий для адекватного позитивного разрешения кризисных ситуаций, столь частых в наше время.
Каждая из ведущих политических идеологий, возникших в XVIII - XIX вв., выражала более или менее отчетливо интересы определенных социальных групп. Однако глубокие изменения в экономической и социальной структурах современного общества делают невозможным сохранение "чистых" идеологий. Их время прошло. В условиях взаимозависимого и многополюсного мира стираются четкие границы между ними в области программных установок, из одних и тех же социальных слоев выходят сторонники разных идеологий. И все это стирает четкие границы между ними, способствует их взаимопроникновению и взаимообогащению.