Архетип – первичная форма, образец, модель, которая определяет строй человеческой мысли. Лидерский архетип – некий постоянный набор качеств, которыми должен обладать любой лидер, связанных с некоторым идеальным типом.
Карл Юнг выдвинул концепцию архетипических знаков, которые содержатся в сознании человека от рождения. Благодаря этому врожденному механизму происходит быстрая обработка биологически-значимой информации – на бессознательном уровне.
В политологическом подходе явно просматривается коммуникативная функция имиджа. Имидж, на взгляд С. Ф. Лисовского, является коммуникацией с обратной связью, который «должен не только подстраиваться под ожидания аудитории, но и все время меняться, чтобы удовлетворять эти ожидания полностью.
С точки зрения социологического подхода имидж лидера изучается в контексте его межличностных коммуникативных взаимоотношений в группе. Основное предназначение имиджа заключается в самоидентификации субъекта, его самопрезентации как некоего персонажа, а также в целенаправленном позиционировании определенного имиджа.
В рамках социологического подхода интересен драматургический подход Ирвина Гофмана, - подход театрального представления. Гофман отождествляет взаимодействие людей с театром, когда человек в каждой из социальных ситуаций играет определенные ему роли, под которыми автор понимает «…свод прав и обязанностей, сопряженных с данным статусом». Исполнителей ролей И. Гофман разделяет на две группы: циники и искренние. Циничный исполнитель – тот, кто не идентифицирует себя со своей ролью, им движет корыстная цель – управлять убежденностью своей аудитории. Такого исполнителя совершенно не волнует конечный результат – какое представление сложится у аудитории. Искренний исполнитель роли искренне и честно играет свою роль, идентифицируя себя с ней.
Осознание свободы через «вхождение во власть»
Осмысление открывшихся свобод в трансформирующемся украинском обществе происходит на основе статусных и функциональных позиций различных социальных групп. В свою очередь, в публичной сфере находят свое выражение политический, правовой, научный и культурный дискурсы, составляющие институциональный уровень социума. Они, как правило, ориентированы на неолиберальный тип свободы и соответствие западным стандартам прав человека, что, в частности, отображено в распоряжении Кабинета Министров Украины «Об одобрении Концепции содействия органами исполнительной власти развитию гражданского общества» № 1035-р от 21 ноября 2007 года. Государственные органы власти, политические силы и интеллектуальные круги стремятся структурировать и содержательно наполнить понимание свободы посредством создания новых институциональных моделей, отличающихся от режима «Кучмы» и «Кравчука». Законодательная инициатива, связанная с созданием новой, отличной от предыдущих, украинской дискурсивной модели свободы, выражена, в особенности, в постановлении Кабинета Министров Украины «Об утверждении Программы деятельности Кабинета Министров Украины «Украинский прорыв: для людей, а не политиков» № 14 от 16 января 2008 года. Таким образом, юридически закрепленные гражданские, политические, социально-экономические и культурные права, тенденции конструирования новых социокультурных идентичностей предопределяют характер и грани свободы различных социальных групп. Вместе с тем, отсутствие процедурной оформленности и реализации узаконенных прав и декларируемых социокультурных возможностей создает основу для иного осознания свободы социальными общностями, отделенными от власти и не находящими личного экономического интереса в новых условиях. Данное противоречие составляет проблему исследования и объясняет его актуальность.
Экспертный опрос, контент-анализ прессы, социальный эксперимент, глубинное и полуформализованное интервью выступают в качестве эмпирических методов исследования по указанной проблеме. Экспертами являются лица, представляющие институты политической власти, права, науки, образования, а также руководители ряда правоохранительных органов на локально-территориальном уровне. Основной задачей контент-анализа прессы является сравнительный анализ альтернативных точек зрения на характер и процедурные способы функционирования свободы в украинском обществе (трех газет, представляющих платформы разных политических партий и своеобразно понимающих европейские институциональные требования). Проведение социального эксперимента предусматривает сопоставление работы с аудиториями участников образовательных проектов международной организации, «инсценирующей» глобальное распространение демократии, с аналогичной деятельностью региональной самоорганизационной структуры, «играющей» в локальную инициативу. Глубинные и полуформализованные интервью ориентированы на выявление латентных и альтернативных смыслов свободы, образованных в узких и замкнутых субкультурных и контркультурных группах. Иначе – эмпирическая часть исследования позволяет выделить и сопоставить внутренние и межуровневые противоречия в функционировании свободы как феномена, обладающего специфическими траекториями своего процедурного осуществления.
В ходе исследования предполагается проверить несколько гипотез: насколько функционирующие самодеятельные организации граждан понимают свои собственные задачи и каким образом процедурно содействуют обеспечению прав и свобод граждан; каким образом международные неправительственные организации, работающие в Украине, связаны с региональными институтами гражданского общества; каковы приоритеты и содержательные смыслы программ, призванных процедурно реализовывать ожидания разных социальных групп, активно вовлеченных в политический процесс.
Современное международное право, внутренняя неолиберальная юридическая система, а также интеллектуальный дискурс предполагают формирование и развитие мультикультурного и поликонфессионального общества. Это означает, что институциональные структуры социальных организаций, оппозиции разных уровней организаций, в том числе политических движений, предусматривают включенность в повседневные практики социальных общностей, прежде всего, свободной и рациональной самоидентификации.
Одними из ведущих международных неправительственных организаций, работающих в Украине и связанных с выражением западных (в основном, американских) политических ценностей и ориентиров, являются Международный республиканский институт содействия развитию демократии в Украине, Всеукраинское общественное объединение «Общественная лига Украина-НАТО», а также Центр информации и документации НАТО. Примером самодеятельной организации граждан в г. Одессе выступает Молодежный совет при исполнительном комитете Одесского городского совета. В свою очередь, идентификационные практики большинства социальных групп порождают такие образы и стили жизни, а также такие формы зависимости и ответственности, процедурное обеспечение которых представляется широким слоям общества более предпочтительным, нежели процедурная реализация принятых государством и основными политическими партиями, победившими на выборах, институционализированных норм и ценностей, предполагающих иные проявления зависимости и ответственности. В ракурсе именно этих противоречий и находит свою предметную область социологический угол зрения на свободу.
Что касается самой свободы, то ее семантические смыслы достаточно разнообразны. Под свободой можно понимать форму проявления «социального», находящую свое структурное выражение в ценностях, нормах, целях, а также способах и средствах их достижения. Другой структурной стороной свободы выступают иерархически соподчиненные виды зависимости и ответственности, вписывающиеся в идентификационные практики различных социальных субъектов. Э. Гидденс отмечает: «Устройство общественных институтов можно осмыслить, поняв, каким образом различные социальные деятельности «растягиваются» в широком пространственно-временном диапазоне».
Заключение
Таким образом, имидж политического лидера – это цельное образование, которое зависит как от субъективных характеристик и факторов (личностные качества и свойства), так и от объективных условий – социокультурных, экономических – функционирования лидера и его окружения. Имидж политического лидера является одним из важнейших факторов развития политической культуры, и в связи с глобальными изменениями в российском обществе становится объектом изучения.
Вследствие интенсивной трансформации всех сфер жизни российского общества, происходит наполнение современного социокультурного пространства новыми нормами и стилями, смыслами и формами общения, образами и ценностями. Глобальные изменения, затрагивающие политическую сферу, такие как модернизация, демократизация, интеграция политического пространства и др., обогатили политическую жизнь новыми явлениями и свойствами и стремительно усилили роль эффективности управления страной и обществом в целом. Деятельность государства отождествляется с деятельностью политических лидеров. В настоящее время черты имиджа политического лидера должны соотноситься с благосостоянием, безопасностью страны и позиционированием государства на международной арене. В связи с этим возникает необходимость более внимательного изучения имиджа политического лидера.
Список литературы
1. Турен А. (2008) Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир.
2. Гидденс Э. (2006) Устроение общества: очерк теории структурации. М.: Академический Проект.
3. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов.- 4-е изд., стер. – М.: Рус. Яз., 2007.
4. Психологический словарь. М., 2006.
5. BentonR. E., WoodwordG. C. PoliticalCommunicationinAmerica. N.Y., 2005.
6. Лисовский С. Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008.
7. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. А.Д.Ковалева; Ин-т социологии РАН и др. – М.: Кучковое поле, 2008.
8. Альтерглобализм: теория и практика «антиглобалистского движения». (2008) Под ред. А.В. Бузгалина. – М.: Едиториал УРСС.
9. Бузгалин, А.В. (2007) Альтерглобализм как феномен современного мира // Полис. – №2. Кагарлицкий, Б.Ю. (2007) Восстание среднего класса – М.: Ультра. Культура.
10. Леггеви К. (2008) Транснациональные движения и вопрос демократии // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре №1.