Содержание
1. Социально-классовые общности как субъекты политики
1.1 Понятие субъекта политики, их потребности и интересы
1.2 Элементы социально-классовой структуры общества как субъекты политики
1.3 Проблемы формирования социальной структуры современного российского общества и их отражение в политике
2. Современный либерализм как политическая идеология
2.1 Классические идеи либерализма: Гоббс, Локк, Монтескье
2.2 Неолиберализм: сущность, основные концепции развития
2.3 Особенности русского либерализма
Список использованной литературы
1. Социально-классовые общности как субъекты политики
1.1 Понятие субъекта политики, их потребности и интересы
Довольно распространено сравнение политики с театром. Политика – это сцена, где разыгрывается полный конфликтов и интриг политический спектакль с множеством действующих лиц – партий, лидеров, группировок. Столкновение между ними составляет содержание каждого эпизода политической драмы. Перед наблюдателями политического спектакля возникают вопросы: кто участвует в нем? Какими мотивами руководствуются участники? Кто герой, а кто лишь пешка? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо решение проблемы субъектов политики, то есть определение участников политической жизни, их интересов, силы и влияния, способности бороться за власть и осуществлять политический курс.
Что же такое субъекты политики? Просто сказать, что это участники политической жизни, явно недостаточно. Под субъектами политики понимаются участники политической жизни, способные формулировать и реализовывать собственные цели. Продолжая аналогию с театром, можно сказать, что это не безымянная массовка, а солисты политической сцены, имеющие имя собственное – Государство, Партия, Лидер, Нация, Избиратель, Рабочий класс, Буржуазия, Крестьянство и т.д. Самостоятельность этих фигур проявляется в наличии собственных интересов и потребностей, которые выделяют их среди прочих действующих лиц и ими осознаются. Только на почве осознания интересов возникает самосознание субъекта, а следовательно, способность реалистически оценивать себя и свое положение в политике и обществе, силу и влияние союзников и противников.
Важным качеством субъекта является его активность. Активность выражает меру интенсивности деятельности субъекта. Политическая активность, как и все другие виды активности, может принимать разнообразную направленность. Она может носить конструктивный характер, ориентированный на созидание политической системы, стабилизацию общественных отношений. А может быть и деструктивной, нацеленной на дестабилизацию системы и даже ее разрушение.
Политическая активность проявляется во множестве форм: переговорном процессе; деятельности политических лидеров, элит, партий, государственного аппарата; массовых политических действиях (митингах, демонстрациях, бунтах). Крайней формой политической активности выступают социальные революции. В ходе социальных революций происходят коренная ломка сложившихся общественных отношений, преобразование системы власти.
В политической науке выделяется несколько видов субъектов политики.
Первый вид – это непосредственные участники политической жизни: государство, партии, лидеры, общественные организации и движения. Именно они постоянно вращаются на политической арене, с ними массовое сознание связывает политику. Однако в политике получают выражение интересы и требования не только непосредственных субъектов, но и крупных социальных групп и общностей (классов, сословий, межклассовых и внутриклассовых групп и т.д.). Это второй вид субъектов политики. Третий вид можно обнаружить, лишь пристально вглядываясь в функционирующую политическую организацию. Например, в правительстве, других государственных органах не все обладают реальной возможностью влиять на политику; в партиях решение вырабатывается, а часто принимается узкой группой лиц. О таких группах, которые выделяются в политике своей способностью концентрировать могущество власти, и идет речь. К ним относят политическую элиту, финансово-промышленные структуры, теневые или полулегальные объединения.
По несколько иным основаниям участников политических действий можно разделить на три категории: социально-классовые, территориальные и корпоративные общности. К социально-классовым общностям традиционно относят буржуазию, рабочий класс, крестьянство, в более современной терминологии – высший, средний и низший класс.
В основе территориальных общностей лежит единство, возникшее как следствие географической, пространственной или исторической близости. Это нация, характеризующаяся особой интенсивностью связей между ее членами на базе общей культуры, языка, исторического прошлого и т.д., и многообразные этнические группы, в том числе и национальные меньшинства. Принадлежность к национальной общности с особой остротой осознается человеком, поэтому конфликты между такими группами бывают чрезвычайно жестокими. Свидетельством этого являются многочисленные межнациональные конфликты, нередко перерастающие в войны. Корпоративные группы образуются на разной основе, чаще всего на профессиональной, например, в ходе забастовочного движения. Они активно участвуют в политике, определяя иногда даже судьбу правительства.
Идентификация члена общности с субъектом политики – важнейший механизм приобщения к политическим процессам. Поэтому исходным признаком субъекта политики является его положение как представителя общности, от имени которой он выступает. Отношения представительства предполагают, что «миллионы» («политика начинается там, где миллионы») существуют не как отдельные рядом стоящие единицы, а как некая общность, образуемая объективными связями и способом осознания себя в мире. Благодаря своим представителям социальная общность осознает себя как самостоятельно действующий субъект, от решений и действий которого зависит жизнь всего общества в целом.
Способы взаимосвязи субъектов политики со своими общностями многообразны. Скажем, харизматическое лидерство вождя предполагает непосредственную и эмоционально окрашенную его связь с обществом. А в рамках представительной демократии эти отношения основываются на рациональном расчете выгод и потерь от деятельности политического субъекта. В любом случае, если субъект политики не выступает от имени тех или иных слоев, групп (пусть даже чисто номинально), он не воспринимается как таковой. Отношения представительства в то же время весьма противоречивы, ведь недаром говорят, что политики или партийные лидеры, действуя от имени других, всегда преследуют и собственные цели. Подчас трудно определить, от чьего имени реально действует политик, то есть какова его «собственная» общность
1.2 Элементы социально-классовой структуры общества как субъекты политики
Одной из исходных категорий анализа политико-властных отношений является категория политических интересов. В основе всей жизнедеятельности общества лежат интересы. И любая власть, равно как и политика, реализуются только и исключительно через интересы. Поэтому не случайно очень часто говорят о том, что в политике нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов. Постоянными являются только интересы как внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.
Политические интересы как движущая сила развития и динамики политико-властных отношений характеризуются рядом особенностей. Они: во-первых, находятся в области политики и связаны прямо или косвенно с механизмом и способом осуществления политической власти в обществе:
“Пирамидальная” социальная структура присуща слаборазвитым или отсталым обществам, в которых позиции индивидов и групп резко поляризованы: на одном полюсе концентрируется богатство (у меньшинства), на другом – бедность (у большинства). Социальные перемещения или существенно затруднены, или не возможны вообще.
“Ромбовидная” социальная структура характерна для развитых стран. При наличии сверхбогатого и бедного меньшинства подавляющее большинство людей образует так называемый “средний класс” (в США, например, в эту категорию входят 3/4 всего населения). Социальные перемещения в таких сообществах не вызывают особых затруднений и человек при наличии соответствующих качеств всегда может “сделать себя”.
При “пирамидальной” социальной структуре мы имеем социально нестабильные общества, в которых время от времени возникают состояния крайнего социального напряжения, чреватые социальными взрывами вплоть до революции и гражданских войн. При “ромбовидной” – общества устойчиво стабильны. Их развитие носит характер спокойной эволюции без каких-либо серьезных нарушений и “аритмии” общественного организма.
Неравные материальные, статусно-ролевые и другие позиции раз-личных социальных слоев и групп оказывают существенное влияние на возможности представительства их интересов в политике и реального воздействия на процессы принятия политико-властных решений. Одни из них (низшие) предстают, чаще всего, в качестве пассивного объекта политики, другие (высшие) выступают не только в роли ее объекта, но и активного субъекта.
Вообще же характер и объем представительства социальных интересов различных слоев населения в политике напрямую зависят от политического режима и связаны, прежде всего, с юридическим признанием (или непризнанием) со стороны государства за своими гражданами права на групповую организацию. Если через эту призму посмотреть на западное общество, и то общество, которое существовало в советской России, то обнаружится, что, несмотря на наличие и в том, и другом социально неоднородной массы, в первом из этих обществ она распадется на структурно оформленные группы, тогда как во втором – нет. Вместо присущей западному обществу организовано оформленной групповой и сословной множественности (в лице различных политических партий и движений, предпринимательских ассоциаций и союзов, профессиональных объединений и т.д.), в нем безраздельно господствует “групповой монизм”. Речь идет о единовластии интегрированных в государственную машину организаций, которые строились на тотальном отрицании права людей на объединение по интересам, и которые были призваны олицетворять собой “социальную однородность” новой сформированной социализмом исторической общности – советского народа – на всех ее срезах: политическом в облике КПСС, профессиональном – ВЦСПС, демографическом – ВЛКСМ и т.д.