2. При второй форме – «деление прироста доходов, увязка доходов с расходами» -- внимание на положительный или отрицательный баланс не обращали. Сравнивали прирост доходов (+ или -) относительно предыдущего года и затем подтягивали доходы к расходам за счет или в пользу центрального бюджета. При этой системе хозяйственные стимулы для регионов были ниже, чем в первом случае.
3. Третья форма была довольно оригинальной. Она была применена в качестве эксперимента в 1977 году в провинции Цзянсу. Основывалась она на установке твердых отчислений в бюджет, определявшихся по исторически сложившейся доле расходов в доходах района. Полное название этой системы – «увязка доходов с расходами, деление общей суммы, нормативный коэффициент, действующий в течение нескольких лет». Эта форма нашла свое дальнейшее применение во взаиморасчетах государства с изолированными в хозяйственном и культурном плане высокогорными районами страны.
Второй этап реформирования финансовой системы ознаменовался выработкой по большому счету лишь одной оправдавшей надежды формы финансовых взаимоотношений между центром и периферией. Это была так называемая система «ступенчатой ответственности с отделением доходов от расходов». Временные положения о ней были опубликованы Госсоветом КНР в феврале 1980 года. Сферы местного и центрального бюджета на местах четко разграничивались по принципу хозяйственного подчинения предприятий. Отчисления в центральный бюджет, пропорции деления прибыли между центральным и местными бюджетами, величина промышленных дотаций оставались неизменными в течение 5 лет. Кроме того, что повышалась стабильность центрального бюджета за счет отказа от внеплановых дотаций, так как система фактически вводила их лимит, идея такой формы финансовых взаиморасчетов упала еще и на благодатную почву активизировавшегося вскоре процесса перехода предприятий на полную производственную ответственность. Дело в том, что устанавливались рамки доходов и расходов, за нарушение которых отвечали сами регионы своими же интересами. Принявшие эту форму финансовых отчислений в Госбюджет регионы в большинстве своем вскоре трансформировали многие положения этой системы на уровень своих взаимоотношений с предприятиями, значительно повысив тем самым их хозяйственную заинтересованность и финансовую самостоятельность. [42; 5-6]
Эта система успешно просуществовала до 1984 года, когда все отчисления от прибыли были заменены единым налоговым механизмом. Собственно это уже рассматривалось в предыдущей главе, но, поскольку это же самое является и третьим этапом финансовой реформы в КНР, то несколько слов необходимо сказать и здесь. В принципе к этому этапу китайские плановики шли с 1978 года, когда вместе с формированием собственных фондов из доли прибыли возникла необходимость определения принципов распределения этой прибыли между предприятиями, местными и центральным бюджетами. Многие выработанные с того времени варианты этого деления и легли потом в основу налогового законодательства. [43; 6]
Но первый подэтап третьего этапа финансовой реформы снова стал переходным. На нем изобретательными китайцами было применено сочетание деления прибыли и налога. То есть, наоборот, сначала прибыль подвергалась налогообложению по зафиксированному в налоговом законодательстве твердому механизму, а оставшаяся прибыль подвергалась снова той или иной форме ее деления между Центральным бюджетом, местным бюджетом и предприятием.
Очевидно, само китайское руководство не было уверено в целесообразности такого положения поскольку, во-первых, решилось распространить ее только на крупные рентабельные предприятия, а, во-вторых, уже через год налоговая политика КНР перешла ко второму этапу --полной отмене деления прибыли, из-за чего пришлось ввести вместо твердых (процентных) налогов дифференцированные или с плавающими нормативами.
Глубокие изменения произошли в системе ценообразования. Цены на большинство видов продукции стали свободными. Так, по потребительским товарам доля рыночных цен достигла 90%, средствам производства -- 80, сельскохозяйственным продуктам -- 85%. [45; 97]
Преобразованы налоговая, банковская, валютная и инвестиционная системы. Введены налоги на добавленную стоимость, единый подоходный налог для предприятий, система распределения налогов между центральным правительством и местными администрациями. На долю центра при этом приходится большая часть налоговых поступлений.
Создана двухступенчатая банковская система через разделение функций центрального и низовых государственных банков. Одновременно выделены банки, проводящие в жизнь экономическую политику центрального правительства. Остальные кредитно-финансовые институты переходят на коммерческую основу.
Отменены официальные и рыночные курсы иностранных валют и введены единые плавающие курсы, регулируемые рынком.
Постепенно создавалась система «ответственности за риск» на основе сочетания инвестиций юридических лиц и кредитов банков. Каналы капиталовложений должны определяться характером объектов, т.е. зависеть от того, относится ли объект к базовым отраслям (добыча угля, нефти), отраслям, производящим продукцию конечного потребления (консервы, одежда), или имеющим общественное значение (транспорт, муниципальное строительство). [42;8]
Реформа в этих сферах призвана создать благоприятную среду для независимого хозяйствования предприятий и равноправной конкуренции между ними.
Таким образом, в связи с глубокими преобразованиями сельского и городского секторов экономики, повлекших за собой резкий скачок в развитии экономической мощи страны, решение многих социальных вопросов, связанных с благосостоянием китайского народа, стала необходимой и реформа финансовой системы КНР, которая отвечала бы потребностям нового времени. Такая реформа осуществлялась в три этапа с 1976 по 1985 года и являла собой упорядоченную систему качественных преобразований.
Ситуацию, в которой находилась страна в 1978 г., можно смело охарактеризовать как кризисную. Однако уже в 1979 г. был принят ряд мер, которые можно считать своего рода «потребительским допингом». К их числу относятся: повышение на 25-30 % закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию при одновременном сокращении налогообложения в деревне, пересмотр тарифных ставок примерно у 40 % рабочих и служащих, более широкое применение премиальных выплат, введение различных дотаций в связи с ростом розничных цен. В целом потребительские расходы за 1978-1980 гг. выросли на 16%, что полностью совпало с ростом ВВП и даже превысило рост общественной производительности труда. Этот китайский вариант «шоковой терапии» по позитивному сценарию китайские экономисты объясняют необходимостью «возврата долгов населению», накопившихся за годы «большого скачка» и «культурной революции». [40; 16]
Важную роль сыграли мероприятия в рамках собственно экономической реформы. Введение семейного подряда в сельском хозяйстве способствовало подъему производства и повышению товарности продукции, что сопровождалось быстрым ростом доходов сельского населения и сокращением разрыва в уровне жизни между городом и деревней.
Однако повышение жизненного уровня населения нельзя приписать одной лишь реформе. С начала 80-х гг. была развернута кампания по «планированию семьи», нацеленная на ограничение рождаемости. Принятые административные, экономические и пропагандистские меры позволили ее значительно сократить.
Улучшение структуры потребления, расширение образования, подъем культурного уровня населения обеспечили повышение качества рабочей силы, что так необходимо развивающейся рыночной экономике.
Реформа на государственных предприятиях сопровождалась предоставлением им возможности самостоятельно определять потребность в рабочей силе, сроки и условия найма. С 1982 г. стала вводиться система трудовых договоров, в которых оговаривались условия труда и его оплаты и продолжительность выполнения служебных обязанностей. [40; 18]
Происходили изменения также и в системе оплаты труда. До реформы 90% работающих получали фиксированную заработную плату, зависящую от тарифной сетки. В ходе реформ 1992-1993 гг. наметился отход от такого порядка: оплата труда более 40 миллионов рабочих и служащих была увязана с результатами хозяйственной деятельности предприятия и конкретно – с результатами работы данного человека. [40; 19]
Новым веянием стало широкое распространение совместительства, привлечение дополнительных источников доходов, которые зачастую бывают выше основных и в значительной мере компенсируют недостаточно высокую оплату труда высококвалифицированных работников и интеллигенции.
Повышение доходов населения и переход к новому типу «экономического мышления» способствуют формированию системы социального обеспечения рыночного типа со значительной долей платных услуг. На первом этапе реформ в стране продолжала действовать прежняя крайне избирательная система социального обеспечения, касавшаяся преимущественно работников госсектора и предоставляемая самими предприятиями. Пенсионным обеспечением была охвачена небольшая часть населения, фактически не более 1/4 лиц старше 60 лет. Образование, оставаясь бесплатным, для многих было все же малодоступным. Вплоть до 1999 г. примерно 80 % рабочих имели образование в пределах начальной школы. Медицинские услуги оплачивались, хотя и по относительно невысоким тарифом. Для поддержания необходимого прожиточного минимума использовались разного рода государственные субсидии, как правило в форм равной подушевой доплаты к заработку независимо от возраста и трудового стажа. [40; 19]