Содержание
Введение ……………………………………………………..……..3
1. Классификация политических систем……………….…..……4
2. Понятие политического режима……………………………… 5
3. Тоталитарный политический режим. …………………..…….5
4. Демократический политический режим………..…………… 8
5. Проблема власти в современной России…………….………10
6. Политическая система в современной России. ……….……11
Заключение. ……………………………………………………….13
Список литературы. ………………………………………………14
Введение
Одной из доминирующих тенденций в истории человечества на всем протяжении его развития была борьба двух противоположных начал “демократии и тирании”. Этот процесс не обязательно имеет революционный характер, но может происходить эволюционно, путем органического перерастания одной формы в другую, ибо, в сущности, они не являются противоположными. Более того, судьба всякой последовательной демократии, как считают ее оппоненты, а именно в том и состоит, что она перерождается в диктатуру, постепенно развивая имманентно заложенные в ней принципы. Природа этого перехода, столь часто происходившего в XX веке, на исходе нынешнего столетия указывает правомерность самой постановки проблемы отношения демократии и тирании как главного вопроса нашего времени, как заслуживающего особого внимания и объяснения. Каким образом демократические преобразования, часто предпринимавшиеся с самыми лучшими намерениями, оказывались источником более авторитарного правления, нежели то, с которым они боролись? Каким образом реализация идеалов гуманистической мысли прошлого имела своим результатом разрушение самих этих идеалов?
Теория политических режимов сложилась в середине ХХ века. Одним из ее постулатов был тезис К. Фридриха и З. Бжезинского о неспособности тоталитарных режимов к трансформации и их обреченность на гибель. Вместе с тем отечественные политологи полагают, что в современном мире существует тоталитарная тенденция в общественном развитии, в том числе, благодаря демократии, которая создает равные шансы всем участникам политического процесса.
Учитывая опасности, которые исходят от тоталитаризма в современном обществе, следует отметить, что в развитии человечества определяются более мощные демократические тенденции. Они отвечают потребностям глобального перехода к информационно – коммуникативному обществу.
1. Классификация политических систем.
Изучение политической системы включает в себя не только выявление существенных признаков, общих черт, но также анализ различий, индивидуальных особенностей политической системы, развивающихся в конкретно – исторических условиях. Для этого рассмотрим классификацию политических систем.
Типология систем, созданная на основе марксистского подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально – экономической структуры. Соответственно, выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Отличительной особенностью данной типологии является довольно жесткая противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.
Достаточно распространенная классификация политических систем на традиционные, в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей. И модернизированные, в них существуют развитое гражданское общество и диверсификация политических ролей обоснования власти.
Типология, предложенная Г. Алмондом, опирается на различные политические культуры с выделением 4 – х типов: англо – американской, континентально – европейской, доиндустриальной, тоталитарной политических систем.
Достаточно распространено деление систем на тоталитарные, автократические и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим как совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества и личности.
Многообразие типологий политической системы свидетельствует о многомерности политического мира, о возможности анализа с позиции самых разных критериев, что делает познание политических явлений более глубоким и разносторонним.
2. Понятие политического режима.
Без определения политического режима невозможно дать точное обоснование политической системе.
Политический режим – это совокупность форм и методов реализации государственной власти, определяющих характер политической жизни в стране, способ функционирования политической системы общества.
Характер политического режима зависит от особенности функционирования структур данной политической системы, степени развития демократических признаков в обществе, состояния законности, особенностей политической культуры и традиций.
Конкретный политический режим характеризуется в конечном итоге соотношением институтов публичной власти с гражданским обществом, его субъектами.
3. Тоталитарный политический режим.
И классические, и новые типы политических режимов существовали и существуют в различных модификациях в тех или иных конкретных странах. Они всегда воплощали и воплощают реальное качественное состояние гражданского общества и данной политической системы, характер ее институтов и взаимосвязей между ними, в целом механизм функционирования политической системы и управления.
Тоталитаризм является одной из форм авторитарного буржуазного государства, характеризующейся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества.
Понятие тоталитаризма употребляется буржуазно – либеральными идеологами для критической оценки фашистской диктатуры. Ярким примером тоталитаризма может послужить Фашистская Германия с 20 – х годов ХХ века. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон вождем итальянских фашистов Б. Муссолини в 1925 году для характеристики итало-фашистского режима, а впоследствии его стали применять и для коммунистических режимов. Его основные типы: тоталитаризм с левым уклоном – сталинизм, тоталитаризм с правым уклоном – германский национал – социализм, итальянский фашизм.
Можно определить следующие характерные черты тоталитаризма:
1) Высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа. Общество отчуждено от власти, но не осознает этого, так как в тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое и неразделимое целое;
2) Формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление в обществе осуществляет номенклатура;
3) Существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером;
4) Постоянно или периодически проводятся репрессии среди членов общества как средство внутренней политики;
5) Осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономикой, происходит ликвидация почти всех форм негосударственной формы собственности;
6) В обществе функционирует только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в виде диссидентства;
7) В тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма). Во имя достижения этой цели оправдываются любые средства.
8) Устанавливается монополия государства на средства массовой информации (СМИ), в обществе устанавливается полное отсутствие плюрализма. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти;
9) Политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения благ, поощряется доносительство.
10) Государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируются, но на деле ограничены.
Исследователи тоталитаризма едины в том, что в многообразии причин его становления важную роль играет кризисное состояние общества, ухудшение условий жизни значительной части общества. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, резко расширившую возможность СМИ в формировании массового сознания и обеспечении контроля над ним.
Через средства массовой информации тоталитарные режимы осуществляют главным образом распространение и внедрение различного рода политических мифов и стереотипов. Наиболее типичным при этом являются следующие два. Во-первых, миф о явном превосходстве данной общественной системы над всеми другими прошлыми и настоящими общественными системы как в экономическом и социальном, так в политическом и в духовном отношениях. И, во-вторых, миф о ее особом предназначении в современном и будущем мире, состоящем в том, чтобы установить если и не "царство божье", то, по меньшей мере, "идеальное общество" на земле. Для обоснования указанных мифов средства массовой информации наделяются фактически правом полной свободы в выборе аргументации, даже если эта аргументация противоречит здравому смыслу.
Какими бы путями ни происходила трансформация тоталитарных режимов в демократические, перед ними неизбежно встают следующие проблемы. Во-первых, это проблема экономическая, связанная с постепенным вхождением в систему новых хозяйственных отношений. Во-вторых, это проблема социальная, требующая от реформаторов всестороннего учета социально-групповых, этнических, национальных и прочих интересов людей. В-третьих, проблема государственно-правовая, заключающаяся в разумном разделении власти, как по вертикали, так и по горизонтали. И, в-четвертых, проблема теоретико-идеологическая, суть которой состоит не только в готовности организованных сил разрушить старую общественную систему, но и в умении построить новую систему, основанную на исторической преемственности и творческом развитии.