Смекни!
smekni.com

Становление и развитие политологии как науки (стр. 2 из 4)

2. Основные этапы в истории развития политологии

Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные трактаты: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь», популярные у современных политологов.

Американский политический философ Л.Страусс пытался обосновать мысль о том, что античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и таким образом «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова».

Политология, как самостоятельная наука стала возможна в результате вычленения политической сферы из целостного человеческого социума, отделения мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпало с Новым и Новейшим периодами истории, а точнее с периодами формирования и капиталистического общества. Важно подчеркнуть, что мир политического в собственном смысле слова – это исторический феномен, его формирование и выделение из целостного человеческого социума произошли на определенном этапе исторического развития и тесно связаны с процессами формирования и вычленения гражданского общества. История политологии – это, по сути. Процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсенала. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Под традицией в данном случае подразумеваются формы организации науки, системы теорий и идей, методы аргументации, методологии, технические приемы и т.д.

В истории Запада формирование политического знания отличалось высокой степенью развития. Особенно это характерно для периодов Нового и Новейшего времени. В целом формирование политического знания было тесным образом связано с процессами становления и изменения конкретных политических систем, режимов, отношений. Большую роль при этом играло политическое знание, которое в той или иной мере отражалось затем на развитии политической практики. Подобная взаимосвязь хорошо прослеживается в истории стран Запада в периоды Нового и новейшего времени, в формировании и развитии их государственной системы. И в самом деле трудно себе представить формирование и утверждение современной западной государственно-политической системы без идей Платона, Аристотеля, Макиавелли, Монтескье и т.д.

Можно выделить три крупных этапа в истории формирования и развития политологии.

Первый период – предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период предстален Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.

Второй период – с начала Нового времени до середины ХIХ в. – характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и , соответственно, истоко их научного анализа.

В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

3. Античные истоки политической науки

Первоначально в рамках общественно-политических и социокультурных парадигмполитические феномены изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. В античном и средневековом мирах имел место своеобразный универсализм, при котором политическое специально не выделялось из общего комплекса всех общественных явлений. Основополагающие аспекты жизни воспринимались человеком античности в их целостности, без различий между государством и гражданским состоянием, фактами и ценностями, реальным и идеальным и т.д. Знания, будучи знаниями о мироздании, космосе, бытии т.д. носили целостно-синкретический характер; поэтому миросозерцание людей характеризовалось целостностью и нерасчлененностью на отдельные сферы.

В результате в течение всей предшествующей Новому времени эпохи ученый смотрел на себя не как на специалиста в какой-либо области знания, а как на искателя знаний и мудрости вообще о всех сферах и проявлениях человеческой жизни. К концу V в. имело место определенное разграничение отдельных областей знания, например арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Трактаты Аристотеля по физике, физиологии, этике, политике, риторике в течение многих веков рассматривались не иначе как подразделы своеобразной единой энциклопедии по философии. Разделение интеллектуального труда по различным отраслям знания произошли значительно позднее, чем в сфере материальной деятельности.

Таким образом, об обществе и мире политического, как самостоятельных сферах жизни людей, тем более об отделении государства от отдельного общества не могло быть и речи. Дело в том, что у античных и средневековых авторов понятия «гражданское общество», «политическое сообщество», «государство» выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов. В этом смысле всю античную философию можно назвать политической т.е. общественной. Иначе говоря речь может идти отнюдь не о политической науке в строгом смысле слова, а о философии или о науке об обществе-государстве в лице полиса, что далеко не однозначно содержанию, которое мы вкладываем в понятие «государство».

4. Политическая мысль Средневековья

В течение всего Средневековья сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности некому единому началу. Не ограничиваясь одними только философскими и эстетическими категориями, литературой, изобразительным искусством и музыкой, культурное начало пронизывало так же право, хозяйство всю практическую деятельность. В свою очередь сама культура и все сферы общественной жизни были пронизаны политическим или государственным началом. И человек воспринимал свое социальное окружение как нечто целостное.

Феодальная система не знала аппарата государства, существующего самостоятельно от хозяйственной системы, или аппарата управления хозяйством. Аристократия, городские и сельские общины, корпорации ремесленников представляли собой в той или иной форме привилегированные группы, обладающие определенными свободами в рамках соей сферы деятельности. Это был период преобладания частного права. Все права коренились в собственности, в договоре и наследстве. Каждый человек стал зависеть от своего господина, и такое подчинение получило правовое основание. Власть оказалась теснейшим образом сопряжена с землевладением. В средневековой концепции свободы отсутствовало различие между гражданской и политической свободами. Палата лордов и палата общин в Великобритании, генеральные штаты во Франции состояли не из представителей народа, а выражали исключительно интересы отдельных сословий, корпораций, профессий и т.д. По прежнему философия сохраняла за собой статус универсальной дисциплины, призванной исследовать и объяснять все аспекты общественной и индивидуальной жизни, но , по сравнению с античностью роль философии подверглась существенной трансформации. В основе этой трансформации лежало радикальное изменение самой постановки основополагающих проблем мироустройства.

После принятия христианства императором Византийской империи Константином постепенно христианская теология приобрела политическое значение. Религия стала стержнем культуры и мировоззрения феодального общества. Политика, право, юриспруденция в руках священнослужителей превратились в прикладные отрасли богословия. Чуть ли не с самого начала акцент был сделан на постулате о божественном происхождении власти и необходимости покорности и недопустимости сопротивления ей. Эта установка получила дальнейшее развитие с превращением христианства в государственную религию. Церковь утверждала, что она получила власть прямо от самого Христа, и в силу этого безусловная обязанность земных государей состоит в том, чтобы подчиняться главе христианской церкви.

На исходе Средневековья постепенно возникла идея о двойной истине – богословской и философской, религиозной и научной. Постепенно формировалась мысль о необходимости разграничения сфер деятельности церкви и государства.

5. Формирование основ политической науки в Новое время

Качественные изменения с позиции возникновения политической науки произошли в связи с переходом от Средних веков к Новому времени. Следует отметить, что только начиная с Нового времени можно вести речь о мире политического и гражданском обществе, как о самостоятельных подсистемах человеческого социума

В контексте данных изменений протекал подспудный процесс диверсификации и возникновения новых научных дисциплин. Уже в середине века право, теология и медицина существовали как самостоятельные дисциплины в университетах. Но философия продолжала охатывать подавляющую часть знаний о природе и обществе. Такой точки зрения продолжали придерживаться и ряд мыслителей Нового времени.

Вместе с тем процесс сегментации единой философии и рождения новых научных дисциплин приобрел необратимый характер. К середине ХVIII в. философия разделилась на естественную и моральную, позднее эти две сферы знания получили названия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках моральных изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты.