Смекни!
smekni.com

Становление и развитие политологии как науки (стр. 1 из 3)

Реферат

"Становление и развитие политологии как науки"

Политическая мысль Древнего Востока

Наука о политике берет начало в эпоху разложения первобытнообщинного строя и появления первых крупных государственных объединений в Египте, Месопотамии, Китае, Индии, Греции.

Первые представления о власти, государстве, политике были одной из ранних попыток человека определить смысл своего бытия, найти оптимальные формы совместного существования. Эти представления не были политическими идеями в современном понимании, они воплощали мечту человека об идеальном государстве, о справедливом правлении. Первые политические и правовые учения еще не обособились от мифов и верований, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания.

Политико-правовые учения Древнего Востока были сугубо прикладными: они стремились ответить на вопросы, касающиеся искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия. Конкретные проблемы техники и методов, отправления власти составляют их главное содержание.

Государственная власть при этом отождествлялась с властью царя. "Государь и его держава - вот главные элементы государства", - сказано в индийском трактате "Артхашастра". Подавляющее большинство учений исходило из тезиса о божественном характере власти царя и государства как составной части мирового космического порядка.

Особенностью политических учений Древнего Востока было и то, что они не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Искусство управления государством сводилось в них к нравственному совершенствованию правителей, к управлению силой личного примера. От правителя требовалась мудрость, от подданных - послушание.

Однако уже на этом раннем этапе зарождения политической мысли были высказаны гениальные догадки, составившие фундамент современной политической науки и практики.

Политические идеи Древней Греции и Рима

Важнейшим этапом в развитии политических идей является политическая мысль античной Греции и Рима. В Древней Греции политические идеи впервые обретают форму теорий с присущими им признаками системности и целостности, логическим обоснованием их выводов. Эти теории отражали новый этап в развитии цивилизации, на котором общественное разделение труда и сопутствующая ему классовая структура античного общества, сосредоточив материальный труд на одном полюсе, освободила от хозяйственной деятельности определенный слой людей, позволив им заниматься исключительно умственным трудом, философствовать и создавать теории общественного устройства. Развития политических теорий настоятельно требовала организация общественной жизни античных греков - полис. Полис - город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к нему сельской местностью. Полисная демократия делала занятия политикой не только правом, но и обязанностью всех свободных граждан. Участие в народном собрании, в суде было неотъемлемой частью общественного бытия античных граждан. Народные собрания часто становились ареной острых схваток между плебсом и аристократией, разных фракций самого господствующего класса, в государствах-полисах то явно, то скрыто шла борьба между рабами и рабовладельцами. На этом фоне осуществлялись поиски средств и методов совместного проживания групп с разными интересами. Они представляли собой своеобразное философско-критическое отражение социально-политической действительности и были направлены на поиск более разумного и справедливого общественного и политического устройства,* нежели то, в которое поместила судьба каждого мыслителя.

Для античных авторов была характерна нерасчлененность, целостность их мировоззрения. В рамках философских концепций изучались натурфилософия (физика, математика, астрономия, религия), а также этика, логика, социальные науки.

Основные вопросы античной мысли, относящиеся к политическому устройству общества, - политика, власть, государство. Поиски цивилизованных форм совместного проживания осуществлялись всеми поколениями античных мыслителей.

Одна из первых систематически изложенных теорий политического устройства общества принадлежит Платону (427-347 гг. до н. э). Свои мысли о политике, власти, о государстве и его формах Платон излагает в диалогах "Государство", "Политика", "Законы". Общество для Платона - отражение вечных идей, предшествующих действительности и существующих вне ее. Наиболее важной формой существования общества Платон считает государство. Ему принадлежит одна из первых утопий - проект идеального государства, воплощающего в себе социальную справедливость. Идеальный государственный строй, по Платону, основан на том, что каждый социальный слой (философы-правители, воины, земледельцы и ремесленники) занимается своим делом. Сословное деление общества - залог прочности государства. Наиболее полным воплощением идеального государства Платон считает аристократию - правление философов-мудрецов, лучших и благородных представителей общества. Наряду с идеальным существуют и извращенные формы государства. Тимократия (от "тиме" - честь) - господство воинов, государство, которое будет непрерывно воевать. Еще дальше от идеала находится олигархия - строй, основанный на имущественном цензе. Власть в нем принадлежит богатым, в то время как беднота отстранена от управления. Олигархическое государство, /раздираемое враждой богачей и бедняков, постоянно воюет само с собой.

Победа бедноты приводит к установлению демократии - власти народа. Здесь общественные должности замещаются по жребию, государство опьяняется свободой сверх меры, в обществе царят своеволие и безначалие. Чрезмерная свобода обращается в свою противоположность - в рабство, ибо демократию сменяет тирания - наихудший вид государства. Круг замкнулся, заняв 725 лет. Выход из порочных состояний общества Платон видел в возвращении к правлению мудрых.

Разработку проблем политики, государства, конкретных форм его воплощения продолжал выдающийся мыслитель античности Аристотель (384-322 гг. до н. э). Основанная им в Афинах философская школа Ликей стала одним из главных центров развития науки в Древней Греции. Политическая, социальная проблематика Аристотеля, как и всех частью его философской общемировоззренческой системы. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления Аристотель рассматривал как естественные, существующие от природы. Государство, по Аристотелю, возникает из-за природного влечения людей к общению. Первым видом общения является семья, из нескольких семей возникает селение, а объединение нескольких селений образует государство - высшую форму человеческого общения.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. Не разделяя мнения Платона об идеальном государстве, Аристотель анализирует опыт 158 греческих полисов и разрабатывает свою классификацию государственного правления. В основе этой классификации лежат два критерия:

1) количество правящих - один, немногие, большинство;

2) цель правления - служение верховной власти общему благу - это правильное государство; личная выгода правителей - неправильное государство. Наложение этих критериев дает монархию, аристократию, политию - правильные государства; тирания, олигархия, демократия составляют цепочку неправильных государств.

Политические симпатии Аристотеля отданы политий, смешанной форме государства, сочетающей демократию (участие, в управлении демоса) и олигархию (имущественный ценз).

Проблемы государства (причины возникновения, поиски наилучшей формы государственного устройства, роль законов в общественной жизни) продолжали разрабатываться на протяжении всего существования античного мира. Их разработка осуществлялась римскими мыслителями (Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, римские юристы), создавшими логико-правовые конструкции государства и права.

Пройдет еще немало веков, пока политические учения, освободившись от влияния религии, морали, философии, начнут описывать реальные политические процессы, а не вымышленные идеальные государственные устройства.

Однако все последующее развитие политических идей отталкивается от проблем, сформулированных в этот давний отрезок человеческой истории.

Политическая мысль Средневековья

Крушение античности открыло новую главу в развитии политических идей. На долгие века устанавливается господство богословского, теологического мировоззрения, в рамках которого разрабатываются политико-правовые проблемы. Догматы церкви становятся политическими аксиомами, при этом столь важные для античной мысли проблемы государства и права утрачивают для христианских теологов актуальность, ибо устами своих крупнейших представителей (Августин (354-430), Фома Аквинский (1225/6 - 1274)) провозглашается Божественный характер происхождения государственной власти. Главной проблемой политической идеологии Средневековья стал вопрос о соотношении церкви и государства, в котором отражалась борьба за верховенство между светской властью и высшим духовенством. Политическая доктрина Средневековья была частью нерасчлененного теологического мировоззрения и служила обоснованием верховенства духовной (церковной) власти над светской. Сущность власти, то есть порядок господства и подчинения, установлен Богом, утверждалось церковными авторитетами.

Однако это не значит, что каждый отдельный правитель поставлен непосредственно Богом и Бог же руководит всеми его деяниями. Князь может оказаться тираном, безумцем; он, как и каждый человек, обладает свободой воли, то есть способностью творить добро или зло. В этих случаях суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. Подданные же в этом случае не должны исполнять приказания правителя, ибо они противоречат Божественным законам.