Недостатки обеих теорий привели к появлению третьей: личностно-ситуативной теории. В 1952 г. американские ученые Г. Герт и С. Миллз выделили четыре фактора, которые необходимо брать во внимание при рассмотрении феномена лидерства:
черты и мотивы лидера как человека;
образ лидера и мотивы, которые существуют в сознании его последователей и побуждают их следовать за ним;
характеристика роли лидера;
институциональный контекст, то есть официальные и правовые параметры, в которых лидер работает. Ряд исследователей на основе данного подхода начал рассматривать лидерство с точки зрения взаимодействия, восприятия и поведения индивидуумов по отношению к другим членам групп. Лидерство выступило тут как отношения между людьми, а не как характеристика отдельного индивида. Сторонники этого подхода считают отношения "лидер - последователи" доминирующим фактором, определяющим лидерство. В соответствии с концепцией, лидерство проявляется в ответе последователей на действия и обращения лидера. Если они отвечают благожелательно, следуют за ним - лидерство есть, если нет, то нет и лидерства.
В настоящее время продолжаются поиски концепции, позволяющей учесть влияния всех факторов. Интегративная теория лидерства исходит из того, что лидерство - многогранное понятие. Рассматривая его проявления, следует принять во внимание:
характер самого лидера;
свойства его конституентов (приверженцев, избирателей и т.д.);
их взаимосвязь;
конкретную ситуацию, в которой лидерство осуществляется (М. Херманн).
Наряду с перечисленными направлениями существует также типология, сторонники которой анализируют стили лидерства, сводя их к авторитарному и демократическому.
Авторитарному лидерству обычно приписывают такие черты: все указания даются по-деловому, коротко, лаконично и командным языком. Похвала и порицание - субъективные, авторитарный лидер требует монопольной власти, единолично определяет цели группы и способы их достижения. Главное оружие такого лидера - требовательность, угроза кары и, соответственно, чувство страха у подчиненных - пассивных исполнителей воли лидера.
Демократичному стилю лидерства свойственны дружелюбие и терпимость лидера в отношении к своим подчиненным. Все указания имеют форму предложений, высказываются в дружеском тоне. Демократический стиль лидерства направлен не на унижение подчиненных, а, наоборот, на пробуждение в них чувства достоинства.
Подобные лидеры с уважением относятся к членам группы, их оценка успехов или неудач объективна. В группе создается атмосфера сотрудничества, ответственность разделена между всеми членами группы. Этот тип лидерства оптимален с точки зрения как социальных конфликтов, так и конфликтов в малых группах.
Разница этих основных типов лидерства общепринята в социологической литературе. Однако жизнь богаче и сложнее любой схемы, и в повседневности встречаются соединения обоих типов.
В социологической и политологической литературе разделяют также "формальное" и "неформальное" лидерства. "Формальный лидер" занимает определенный пост в соответствии с установленными "правилами игры" и выполняет функции, связанные с его местом в служебной иерархии. "Неформальный лидер" - результат личных отношений участников. Конечно, каждому известна ситуация, когда мнение одного из подчиненных более весомо и авторитетно, чем руководителя группы. Эти виды либо дополняют один другого и соединяются в личности авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт. Кроме названных, существуют и другие направления в исследовании лидерства. В качестве дополнения к уже существующим появляются с течением времени новые. Одной из наиболее признанных концепций является типология лидерства, предложенная М. Вебером. Понимая под лидерством способность "отдавать приказы и добиваться послушания", он различает три его основные разновидности. Традиционное лидерство основано на вере в святость традиций (например, старший сын монарха после его смерти законно становится царем, королем, императором).
Рационально-легальное или бюрократическое лидерство базируется на вере в законность существующего порядка. В нем лидер - чиновник - выступает не как индивидуальность, от которой исходит власть, а как агент определенной государственной функции, необходимой для поддержания целостности социальной системы.
И, наконец, харизматическое лидерство, основанное на вере в богоизбранность или исключительные качества конкретной личности. Харизма позволяет лидеру увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. Лидерство в этом случае не опирается на закон или традицию.
Большинство западных политологов считает, что традиционное лидерство характерно для доиндустриального общества, бюрократическое - для индустриального, и оба эти типа функционируют в стабильных социальных системах и приспособлены для решения повседневных заданий. На крутых переломах истории возникает харизматическое лидерство. Понятие "харизма" взято М. Вебером из раннехристианской литературы и означает "боговдохновение". Этот термин означает индивида, который выделяется из среды обычных людей и владеет если не сверхчеловеческими, то, во всяком случае, исключительными способностями. При этом не так уж важно, действительно ли его способности настолько необычны, главное, чтобы такими их видели его последователи, настолько фанатично преданные лидеру, что любые сомнения в его выдающихся качествах рассматривается как святотатство.
Большинство политологов признает, что харизматическое лидерство особенно характерно для тоталитарного общества (это не исключает проявления харизмы и в демократических обществах. Генерал Шарль де Голль - пример этому).М. Вебер считал, что харизмой должен владеть любой революционный вождь. Ею, без сомнения, в глазах миллионов людей владели В.И. Ленин, Мао Цзе Дун, Ким Ир Сен и другие лидеры революционных массовых движений.
Хотя харизматическое лидерство существовало на всех этапах человеческого общества, и стремление обожествлять земных лидеров сопровождало всю историю человечества, XX столетие вывело на авансцену целую плеяду подобных лидеров. Гитлер, Сталин, Муссолини, Мао Цзе Дун, Ким Ир Сен, Пол Пот - мрачные персонажи исторических событий. Их судьбы, их деяния, механизм достижения власти стали объектом пристального внимания писателей и ученых. Проблемы культа национального лидера в тоталитарных обществах анализирует в своей работе "Фашизм. Тоталитарное государство" первый президент Болгарии Желю Желев. Облик вождя, отмечает он, создается с помощью огромной пропагандистской машины. Вождю приписываются сверхъестественные свойства, которыми один человек физически не может обладать, кроме того, некоторые достоинства, которыми наделяется лидер, взаимоисключают друг друга. Й Гитлер, и Сталин представлялись соотечественниками как "друг природы", "знаток искусства", "дорогой товарищ", "друг рабочих", "друг молодежи", "друг спортсменов" и т.д. Поклонение вождю со временем перерастает в дикарское идолопоклонство, которое не знает границ.
Подобный культ вождя создается и по отношению к Муссолини, Франко, Мао-Цзе-Дуну, Ким Ир Сену и другим харизматическим лидерам. Может сложиться впечатление, что харизматический лидер - обязательно злодей. Это не так. В XX столетии наряду с "негативными" героями, огромное влияние на судьбы своих стран (и на весь остальной мир) оказали общественно-политические лидеры, которые не занимали официальных постов, но имели огромный авторитет в глазах нации или ее части. Это Махатма Ганди (Индия) и Мартин Лютер Кинг (США).
Не занимая официальных постов, не владея капиталами, Махатма Ганди, как признавали его соотечественники и английские колониальные власти, стал в 20-30-х годах фактическим руководителем Индии и возглавил ненасильственную борьбу за независимость страны. "Возможно, будущие поколения навряд ли поверят, - говорил А. Эйнштейн, - что такой человек из обычной плоти и крови ходил по этой Земле".
В реальной политической практике, "чистые" типы Политических лидеров существуют редко. Наиболее распространенное в демократических системах рационально-легальное лидерство также несет на себе отпечаток харизмы.
Исследования проблемы лидерства продолжаются и в настоящее время. Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, теории лидерства в их совокупности, казалось бы, охватывают все стороны явления: личность лидера, картину - социальную, персональную - его становления, типы лидерства, взаимосвязь лидера и тех, кого он ведет, мотивы, установки, поведение тех, кого ведут, ситуации, в которых осуществляется лидерство. А с другой - существующие теории оказываются бессильными, как только дело доходит до практики. Они плохо представляют появление лидера, не могут ответить на вопросы, какой лидер был бы оптимальным для данной страны, для данного времени. И меньше всего они влияют на реальный политический процесс.
Пристальное внимание к проблеме лидерства объяснимо, ибо в обществе лидер выполняет ряд жизненно важных для него функций. Важнейшая из них - интегративная,смысл которой - согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи общих ценностей.
Политический лидер не только провозглашает программу, но и предлагает механизм ее осуществления. В этом суть инструменталистской функциилидера. Выполнение разработанных программ требует от лидера мобилизации сторонников для достижения поставленной цели. Мобилизация населения может достигаться как путем использования народного энтузиазма, так и при помощи создания экономических стимулов.
Мобилизационная функцияособенно важна в периоды радикальных общественных перемен.
В странах с высоким уровнем зависимости личности от власти на лидера возложена функция социального арбитража и патронажа.
В истории Украины были распространены два типа лидерства - традиционное и харизматическое. Третий тип - рационально-легальное лидерство создается в процессе становления в стране правового государства. Создание независимой Украины вывело на подиум политики не только на государственном, но и на местном уровне новых людей. В их составе "новые" старые политики и хозяйственные деятели, ставшие политиками (Л. Кучма), а также политики новой генерации, рекрутированные из представителей делового мира. В самое ближайшее время ожидается приход в "большую политику" молодой поросли общественно-политических деятелей, настроенных на решительное и быстрое проведение реформ.