Смекни!
smekni.com

Сущность и характеристика политических режимов (стр. 1 из 2)

Сущность и характеристика политических режимов


Понятие "режим" (от лат. regimen, от фр. regime- управление) означает совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Политический режим возникает не стихийно и не в пустом пространстве. Он образуется в политической системе общества под влиянием целого ряда факторов: на него влияют цели и задачи, которые ставят перед собой находящиеся у власти политические элиты и политические партии; степень остроты классовых и межнациональных противоречий; наконец, уровень политической культуры и исторических традиций, сложившихся в обществе.

По мнению многих политологов, как западных, так и отечественных, характер политического режима определяется рядом критериев. К их числу относятся:

1) роль и функции главы государства в системе политического руководства;

2) способ и порядок формирования представительных учреждений;

3) положение, влияние и условия деятельности политических партий, общественных организаций и движений;

4) правовой статус личности, состояние и гарантии прав и свобод граждан;

5) наличие объективных источников информации, гласности.

Для определения политического режима необходимо сопоставление официальных, в том числе конституционных и правовых, норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей - с действительной политикой, проводимой в государстве.

В научной литературе предлагаются различные классификации, или типологии, политических режимов. Так, в марксистской литературе классификация политических режимов осуществляется в основном с помощью тех же критериев, что и классификация политических систем: формационного и социально-классового. Соответственно до недавнего времени современные политические режимы подразделялись на буржуазно-авторитарные, социалистические и переходные. После того как в бывших странах социализма было признано, что существовавшие там режимы носили тоталитарный или авторитарный характер, очевидно, что данная классификация утратила свое значение.

В немарксистских исследованиях предлагаются иные критерии типологий политических режимов. В частности, численность политических партий, наличие или отсутствие правительственной оппозиции; характер конституционных взаимоотношений центральных органов государства; наличие или отсутствие политических свобод и свободных выборов и др.

Однако при всем различии подходов марксистской и немарксистской школ к трактовке политического режима есть между ними и нечто общее. Некоторые представители и того и другого направлений полагают, что политические режимы необходимо классифицировать, во-первых, по степени развитости политической демократии и, во-вторых, с учетом реального политико-правового статуса личности. Основываясь на этих критериях, современные политические режимы можно подразделить на тоталитарные, авторитарные и демократические. При этом следует подчеркнуть отсутствие жестких границ между ними и наличие переходных, смешанных форм. Такой, например, формой является иногда выделяемый в научной литературе либеральный режим.

Тоталитаризм как определенный тип политической системы, специфический политический режим - феномен XX в. В политический лексикон термин "тоталитаризм" (от лат. "totalis" - весь, целый, полный) впервые ввел в 1925 г. Б. Муссолини для характеристики своего движения. В 30-е гг. одним из первых ученых, использовавших понятие "тоталитаризм", был немецкий философ и политолог К. Шмидт. Позже понятие прочно вошло в политологию и до сих пор служит для обозначения режимов (как фашистских, так и коммунистических), стремящихся к полному, тотальному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Хотя тоталитаризм становится политической реальностью лишь в нашем веке, его идейные истоки уходят в далекое прошлое. В этом смысле в качестве его идейных источников можно рассматривать взгляды Платона о безусловном подчинении индивида и сословия государству, теорию сильной власти Н. Макиавелли, концепцию общества-государства Т. Гоббса, идею Гегеля о всеобъемлющем характере государства.

Научное осмысление тоталитаризма началось в середине 40-х гг. XX в. В 1944 г. выходит первое крупное политико-философское исследование этого феномена – "Путь к рабству’, автором которого был австрийский ученый Ф. А. фон Хайек. Он рассматривает появление тоталитаризма как следствие кризиса к концу XIX в. идеалов и принципов классического либерализма, с одной стороны, и появления массового социалистического движения - с другой.

Хайек обвиняет социалистов в том, что, стремясь создать массовое движение, опирающееся на единую идеологию, они создали те идеологические модели, которыми так успешно воспользовались нацисты и фашисты. Хайек тонко подметил общее для социалистов и нацистов требование главенства политики над экономикой, которое неизбежно приводит к присвоению государством абсолютной власти. Фундаментальная теоретическая разработка проблемы тоталитаризма была продолжена в 50-е гг. и связана с именами Х. Арендт ("Происхождение тоталитаризма"), К.Фридриха и З.Бжезинского ("Тотальная диктатура и автократия"), а также Р. Арона, Л. Шапиро, Дж. Киркпатрик.

В бывших социалистических странах данная проблема до недавнего времени не изучалась, за исключением работ югославского ученого М. Джиласа и болгарского Ж. Желева, которые исследовали казарменно-коммунистическую модель тоталитаризма.

Имея многовековую историю, тоталитарные идеи получают возможность практической реализации лишь в XX в. Это связано со вступлением общества в индустриальную стадию развития, что привело к созданию системы массовых коммуникаций, усложнению общественных связей и организаций, сделало технически возможным и тотальное "промывание мозгов", и всеобъемлющий контроль над личностью. Кроме того, появление тоталитаризма связано с ломкой старых политических и социальных структур, с возникновением острого социально-экономического кризиса, резко усилившего бедствия и недовольство населения. Социальное отчуждение личности привело к появлению многочисленных маргинальных слоев, не имеющих устойчивого положения в социальной структуре, стабильной социально-этнической среды обитания, особенно восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму.

Каковы же наиболее характерные черты тоталитарного политического режима?

В политической сфере для него свойственны:

1) культ власти, восприятие власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования;

2) монополия одной партии на власть, не ограниченная по существу никаким законом и даже уставом самой партии. Недопущение любого идеологического инакомыслия и политической оппозиции;

3) срастание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть. По существу, правящая партия превращается в "государство в государстве", становится над государством и над гражданским обществом;

4) культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями и воплощающего не только абсолютную верховную власть, но и "дух нации", ее "историческую судьбу" (как в фашизме или нацизме) или "борьбу народа за социалистические и коммунистические идеалы" (как в сталинизме). Миф о всесилии харизматического вождя, его непогрешимости выполнял интегрирующую функцию, сплачивал нацию или народ на основе господствовавших отношений и ценностей;

5) фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод;

6) наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия в главное средство политической борьбы. Основным лозунгом тоталитарного политического режима является лозунг "запрещено все, что не приказано".

В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, на сверхцентрализованном плановом руководстве и управлении хозяйственной деятельностью.

В духовной сфере важнейшей особенностью тоталитарного политического режима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на построение нового "наилучшего" политического и социального порядка и создание нового типа личности. Основу такой идеологии составляет привлекательная утопия (например, достижение конечного смысла существования человека, которым может выступать коммунизм, 1000-летний рейх и т.н.), рисующая сверкающий образ будущего совершенного строя и использующаяся для оправдания огромных повседневных жертв народа.

Тоталитарная идеология претендует на то, чтобы быть воплощением абсолютной истины, и поэтому как единственно верное учение носит обязательный для всех характер. В нацистской Германии даже был издан специальный закон, предусматривающий единую для всех немцев идеологию. Тоталитарное общество создает систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием. При этом политическая пропаганда приобретает некоторые черты религиозного культа. Приверженность населения официальной идеологии достигается посредством централизации идеологических средств воздействия, монополии госаппарата на информацию, нетерпимости ко всякому инакомыслию.

Названные черты в большей или меньшей степени присущи всем тоталитарным государствам. Однако при этом можно выделить несколько разновидностей тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Исторически первой и классической формой тоталитаризма стала его казарменно-коммунистическая модель, которая предполагала полное уничтожение частной собственности, абсолютную власть государства во всех без исключения сферах жизни общества, включая образование, средства массовой информации, частную жизнь граждан. Тоталитаризм в его так называемой коммунистической форме оказался наиболее живуч. В середине XX в. этот строй испытала на себе примерно треть населения земного шара, а в ряде стран он существует еще и сегодня.