Смекни!
smekni.com

Сущность политических конфликтов. Конфликты в России (стр. 4 из 5)

Важным фактором, влияющим на способность конфликтующих сторон удержаться от применения силы во время перемирия, является их сплоченность и организованность. Этот же фактор может оказать значительное воздействие и на последующие шаги в деле урегулирования политического конфликта.

В том случае, если хотя бы в одной из конфликтующих сторон наблюдается раскол, каждая группировка может руководствоваться своим пониманием ситуации, а, следовательно, в любой момент способна нарушить и установленное перемирие, и переговорный процесс.

В случае затянувшегося конфликта стороны нередко вынуждены бывают прибегать к помощи посредника, третьей нейтральной стороны. В международных конфликтах практика обращения к посредникам распространена очень широко. В роли посредников могут выступать как отдельные государства, так и международные организации и даже частные лица. Во внутриполитических конфликтах привлечение посредников распространено меньше, что связано, прежде всего, с позицией центрального государственного руководства, стремящегося к полному контролю за политической ситуацией. Однако в случае затяжных региональных конфликтов обращение к посредникам становится неизбежным. Впрочем, привлечение третьей стороны не является гарантией разрешения конфликта. И дело не только в статусе посредника, его компетентности, желании и способности помочь конфликтующим сторонам достичь соглашения. Конфликтная ситуация очень подвижна, насыщена событиями, в которые вовлекаются множество различных групп, и достижение прогресса в обсуждении проблемы главными участниками конфликта может быть сведено на нет непредвиденными действиями или нарушениями обещаний представителями одной из сторон.

Достижение перемирия в вооруженном конфликте, обращение к посредникам являются не самоцелью, а предварительными условиями для налаживания переговорного процесса между конфликтующими сторонами. Таким образом, переговоры являются главным способом разрешения политического конфликтакак на этапе его вызревания, так и в условиях откровенного противостояния сторон в мирной или насильственной форме. Только в ходе переговоров возможно достижение договоренности о правилах взаимодействия сторон, о нормах их взаимоотношений. Силовое навязывание нормативного порядка в ходе разворачивающегося конфликта неизбежно приведет либо к превращению его в затяжной, либо к обретению им скрытой, латентной формы.

Итак, главным итогом регулирования конфликтов является совместная выработка норм и правил взаимодействия, которым почти всегда придается правовая форма. В итоге взаимодействие двух сторон переводится в русло конкурентных и кооперативных процессов, что не исключает проявления в их отношениях разногласий и противоречий, но характер их выражения, способ достижения целей обусловливаются уже нормативными рамками. Отношения между участниками конфликта институализируются на новом уровне, обретают упорядоченную и более предсказуемую форму.

4. Особенности, типология и основные средства урегулирования политических конфликтов в современной России

Политическая жизнь современной России наполнена конфликтами. Одной из ярких форм проявления политических конфликтов является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране в целом, а также в отдельных республиках и областях. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния Президента и Верховного Совета, глав республик и местных органов власти, с одной стороны, и Советов народных депутатов всех уровней, с другой стороны. Этот конфликт вылился, как известно, в кровавые события октября 1993 года. Формой частичного разрешения этого конфликта являются выборы депутатов Федерального Собрания и референдум по принятию первой Конституции России. Однако объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на новую стадию своего развития. Отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах[7].

Следует отметить, что в противостоянии исполнительной и законодательной власти нет ничего противоестественного. По самим условиям их бытия между ними заложены определенные противоречия целей и интересов. Однако это противоречие переходит в конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективных факторов. Пока социально-экономическая и политическая обстановка в России благоприятствует конфликтному сценарию развития событий. Важно понимать наличие этой тенденции и стремиться к смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы он перерастал в насильственные действия той или другой стороны.

Важным источником политических конфликтов являются идейные расхождения различных политических субъектов, касающиеся основополагающих ценностей и приоритетов развития: базовых ценностей, политических идеалов, оценок исторических и актуальных событий и других субъективно значимых представлений и оценок политических явлений. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса. Яркий пример — идейные конфликты между различными политическими силами в России после распада СССР. Между «западниками» и «евроазийцами»; между сторонниками китайской модели реформирования и прозападными либеральными реформаторами и т.д.

Роль этнонационального фактора в мировой политике в последние десятилетия продолжает расти. В России насчитывается более 1000 этносов и народов. И ни один из этносов не довольствуется удовлетворением непосредственных потребностей. Каждый добивается, как минимум, свободы развития, самостоятельности и самоутверждения.

Этнонациональные отношения не существуют в чистом виде, они являются комплексом политических, социальных, религиозных, экологических и других отношений. Поэтому в тех или иных событиях, неурядицах, а порой и трагедиях выделить национальный фактор сложно. Но события последних лет показали, что этнонациональный фактор имеет известную автономию, относительную самостоятельность. Поэтому в политике выражаются и реализуются многие важные интересы этносов. Рассматривая Этнонациональные отношения как объект политики, необходимо выяснить соотношение и структуру таких понятий, как «этнос», «нация», «национальное государство».

Вся совокупность этнополитических конфликтов в России может быть сведена к следующим основным типам:

-территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных этносов, их источник — внутриполитические, нередко и вооруженные, столкновения между правительственными войсками и национально-освободительным движением или сепаратистскими группировками, пользующиеся военно-политической поддержкой соседних государств (Нагорный Карабах, Южная Осетия, северо-восточные регионы Казахстана, Южный Дагестан и др.);

- конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования (Абхазия, Приднестровье);

- конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов (между осетинами и ингушами из-за Пригородного района, крымскими татарами и другими народами Крыма);

- конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства (стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области, которые были включены в состав этих двух государств при провозглашении их независимости, а в 1940-е гг. перешли к РСФСР);

- конфликты, порожденные притязаниями по поводу произвольных территориальных изменений, осуществленных в советский период (это, прежде всего, проблема Крыма, территориальные урегулирования в Закавказье и Средней Азии);

- конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территории других республик (туркимесхетинцы в Узбекистане, чеченцы в Казахстане и др.);

- конфликты, связанные с абсолютизацией и противопоставлением принципов права народов на самоопределение и территориальную целостность государств, со стремлением легитимации социально-политического превосходства «коренной» («титульной») нации данного государства или национально-государственного образования над другими народами;

- конфликты, вызванные дискриминацией русских в ряде государств СНГ;

- конфликты, в которых за лингвистическими спорами (о государственном языке) часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это проявляется, например, в Молдове.

При анализе конфликтов следует иметь в виду, что нередко может наблюдаться наслоение одних конфликтных ситуаций, на другие.

Все бытующие в мире представления о принципах и путях решения конфликтов могут быть подразделены на три основные категории:

1. Оперативные решения связаны с некоторыми разовыми действиями, направленными в основном на недопущение разрастания конфликта, например, за счет усиления охраны жизненно важных объектов или нейтрализации «боевиков», на устранение наиболее ощутимых последствий конфликтов (размещение и обустройство беженцев, восстановление разрушенных зданий, коммуникаций и т.д.); либо связанные с минимизацией риска возникновения конфликта (наказание организаторов погромов, активизация информационно-разъяснительной работы и др.).