Традиция - неотъемлемая характеристика любой общественной системы, ее социальной организации, функционирования во всех областях общественной жизни, в том числе политической. Она формирует менталитет общества, что определяет то или иное восприятие этим обществом политики, наряду с другими феноменами общественного развития, является важным фактором выработки и принятия политических решений, предопределяют характерные способы и средства достижения политических целей, представляют собой инструмент организации политической жизни.
Политическая традиция - это одна из составляющих традиции в целом как системы различных ценностей, присущих культурным общностям на протяжении длительного периода времени.
Основная цель исследования - определение способов реализации традиции в политическом процессе. Причем, необходимо выделять влияние на политический процесс "властных" политических установок и менталитета населения той или иной страны. Степень идентичности этих видов политической традиции или, наоборот, их разделенность, в свою очередь, являются особенностью политической традиции каждого конкретного государства.
Очевидно, что многообразие политического процесса на протяжении истории сформировало огромное количество способов и форм влияния на закрепление тех или иных политических норм как в правовом поле, так и в общественном сознании. Нас интересует не только механизмы институционализации политической традиции, но и степень этой институционализации в разных странах. Впрочем, вероятнее всего, две стороны данного процесса находятся в большой взаимозависимости. Можно выделить некоторые механизмы институционализации политической традиции: государство, политические партии, правовые нормы, политические элиты, общественные организации. Попытаемся рассмотреть первые два из них.
Политическая традиция имеет важнейшее значение для формирования того или иного типа государственного устройства. Самосознание народа, общественные настроения не только влияют на текущую политическую ситуацию в каждый исторический момент, но и определяю фундаментальные основы государственного устройства. В то же время, государство, проводя свою политику, так или иначе, закрепляет в общественном сознании политические нормы. Этот процесс взаимного влияния государства и общества приводит, с одной стороны, к выработке политической традиции в долгосрочной перспективе и, с другой стороны, влиянию этой политической традиции на государство, т.е. к ее институционализации.
Европейские государства активно впитывали в себя влияния общественных течений, что зачастую приводило к значительным изменениям основного политического института. В тип политического устройства приносились традиции различных слоев населения, религиозных или антирелигиозных групп, общественных течений, что придавало западной политической системе плюралистичный и модернизационный характер. Если же рассматривать отечественную политическую традицию с точки зрения институционализации, то можно проследить процесс преобладания одной из ее составляющих, а именно "властной" политической традиции. Доминантой общественного процесса в России является государство, сфера политических и правовых отношений. Такая роль государства в национальном развитии при этом рассматривалась не только как характерная, определяющая, но и как специфическая, отличительная черта России, как основание, которое отличает ее от многих других стран. Влияние политической культуры на развитие партийной системы в той или иной стране имеет огромное влияние. Она определяет такие важнейшие факторы интенсивности появления и качества партий как характер и степень участия населения в политическом процессе. Без учета политической традиции не может быть сформулирована достаточно успешная и популярная политическая идеология. В конце концов, только с учетом влияния политической традиции можно сделать вывод о возможности возникновения в рамках той или иной политической системы института многопартийности, как результата развития плюрализма мнений в области политики. В Европе и США в XIX веке историческое развитие, шедшее по пути раскрепощения личности, более активного участия человека в политической деятельности, рассмотрения многообразия в политике как основного фактора прогрессивного развития государства и общества, подготовило условия для институционализации политических настроений в виде появления политических партий. Российский опыт партийного строительства последних 15 лет красноречиво доказывает: усиление роли партий в общественно-политической жизни страны, расширение их кадровых прерогатив и возможности участия в политической жизни могут происходить и в условиях укрепления института президентской власти, когда такое усиление - один из элементов внутриполитического курса, обеспечиваемого политическим ресурсом главы государства. Одним из самых ярких явлений партийной системы России можно признать феномен "партии власти", сутью которого является отражение достаточно серьезного влияния государства на становление партийной системы.
Политическая традиция всегда является, так или иначе, институционализирована. Она выражена в правовых нормах каждого государства, формах взаимодействия власти и гражданина и т.д. Можно сказать, что разнообразие политического устройства каждого конкретного государства во многом и есть результат институционализации политической традиции.
Если рассматривать на протяжении всего исторического процесса существования каждого государства две основные силы взаимодействия - "власть" и "народ", то можно проследить характер и степень их влияния в различных странах. В Западной Европе влияние "снизу" всегда было существенным и политической элите приходилось испытывать давление народных сил, поэтому степень институционализации политических традиций данного типа достигла существенного уровня. Если человек западного менталитета активно воздействует на политическую ситуацию в государстве и на свое положение в политической системе, то русский человек рассматривает сложившуюся ситуацию как данность, на которую невозможно оказать серьезного влияния. Можно сказать, что и сегодня восприятие власти остается столь же нерациональным, что не дает возможности для большей институционализации "низовой" отечественной политической традиции, результатом чего является формирование устойчивой дихотомии "власть - общество", жесткое разделение политической традиции на "властную" и "народную".
Следует отметить, что любая теоретически обоснованная точка зрения на взаимоотношения гражданского общества и государства имеет право на существование. Но проблема российского исследовательского пространства заключается в том, что некоторые ученые не совсем корректно используют теоретико-концептуальные основы, отражающие их позицию. В результате этого происходит смешение двух совершенно противоположных концепций и, как следствие, теоретическая неопределенность и противоречивость понятий, терминов и определений. Это приводит в дальнейшем к необоснованным заявлениям и диаметрально противоположным выводам относительно существования гражданского общества в России.
1. Варывдин В. Гражданское общество // Социально-политический журнал, 2006. №8.
2. Голенкова З. Гражданское общество в России // Социологические исследования, 2007. №3.
3. Мамут Л. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // ОНС, 2007. №5.
4. Одинцова А. Гражданское общество: прошлое, настоящее и будущее // Социально-политические науки, 2008. №12.
5. Соловьев А. Три облика государства - три стратегии гражданского общества // Политические исследования, 2006. №6.
6. Дюверже М. Политические партии. М., 2005.
7. Кочетков А.П. Россия на пороге XXI века. М., 2009.
8. Мощелков Е.Н. Переходные процессы в России: Опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М., 2006.
9. Основы теории политических партий. М., 2008.