Все школьники обязаны были ежедневно перед началом занятий читать «Клятву верности». В ней были слова: «Да отсохнет рука моя… Да отнимется язык мой… Да прервется дыхание моё, если я предам Туркменистан и Сапармурата Туркменбаши»…
Книги советского периода сжигались, как это было сделано с Библиотекой им. Карла Маркса в Ашхабаде. Был снесен театр им. Пушкина (Пушкинский театр); на его месте построили фонтан. Так же был снесен памятник Алты Карлиеву, основателю туркменского кинематографа, а Туркменфильм им. Карлиева стал впоследствии Туркменфильмом им. Огуз-хана (мифического предка туркмен, истинного предка туркмен).
Представителям зарубежных стран, которые имеют торговые отношения с Туркменистаном, власти настоятельно "советуют" издать у себя произведение Ниязова. Поскольку пренебрежение такими пожеланиями расценивается в Ашхабаде как неуважение к лидеру нации, многие вынуждены переводить книгу. Число таких переводов на разные языки уже достигло 30. Приобщиться к мудрости "Рухнамы" могут теперь даже африканские зулусы. В Ашхабаде любят лишний раз отмечать, что общий тираж "Рухнамы" уже превысил миллион экземпляров.
Базирующиеся на "Рухнаме" идеологические постулаты носят однозначно выраженный персонифицированный характер: все так или иначе увязано с личностью самого Ниязова. Оно и понятно, ведь идеология здесь представляет собой комплекс идей, обосновывающих и легитимирующих право Ниязова на проведение избранной им политики, попутно решая при этом проблему утверждения моноцентризма персональной власти лидера-идеолога нации. Эта идеология, несомненно, тоталитарна потому, что она претендует на не допускающее никаких сомнений, абсолютно полное воплощение истины в последней инстанции. Именно в такой форме она и навязывается населению.
Известно, что многие из проблем постсоветских государств, так или иначе, коренятся в их советском прошлом. Туркменский тоталитаризм также не является исключением, ведь он относительно плавно возник в результате трансформации позднего варианта советского тоталитарного строя.
Здесь стоит отметить один принципиальный аспект. Из всех постсоветских государств только Туркменистан является лидером в одном весьма сомнительном достижении. Президент Сапармурат Ниязов дольше всех своих "собратьев по цеху" восседает на политическом Олимпе. Большинство лидеров бывших союзных республик стали таковыми уже в период их независимого существования. В Центральной Азии, правда, есть две персоны, которые вроде бы могут соперничать в отмеченном нами отношении с Ниязовым. Это Ислам Каримов - президент Узбекистана и Нурсултан Назарбаев - президент Казахстана. Оба они получили президентские полномочия еще в 1990 году (Каримов - в марте, а Назарбаев - в апреле), то есть еще в период существования Советского Союза.
На первый взгляд Ниязов находится в схожей ситуации: он также стал президентом в том же 1990 году. Но принципиально важным здесь является другое обстоятельство: до этого именно Ниязов дольше всех (Каримова и Назарбаева) занимал пост первого секретаря ЦК компартии союзной республики. Нурсултан Назарбаев стал первым лицом в Казахстане в июне 1989 года после своего избрания первым секретарем, когда он сменил на этом посту ставленника Горбачева - Колбина. Ислам Каримов занял аналогичный пост в Узбекистане фактически одновременно с Назарбаевым. Причем произошло это при в чем-то схожих обстоятельствах. Каримов сменил на этом посту Нишанова, перешедшего по инициативе Горбачева на работу в Москву (председателем Совета Национальностей союзного парламента).
Принципиально важным здесь является следующее обстоятельство. В обеих ситуациях уже тогда имело место явное противопоставление позиций республиканских политических элит Казахстана и Узбекистана позициям союзного центра. Напомним, Горбачев пришел к власти в марте 1985 года, в апреле он уже обозначил свою политическую линию - "ускорение социально-экономического развития СССР". Но последняя воспринималась населением как очередная кампания руководства КПСС, каковых в Советском Союзе видели немало. И только после известных событий в Алма-Ате в декабре 1986 года Горбачев на январском (1987 года) пленуме ЦК показал, что будут меняться правила игры в ранее заповедной зоне - номенклатурной кадровой политике партии и советского государства.
Началась другая эпоха. Назарбаев, таким образом, стал первым лицом в своей республике, уже осознав собственную пользу от недовольства населения политикой союзного центра. Каримов же это понимал еще в большей степени, поскольку именно тогда в Узбекистане вовсю орудовали бригады столичных следователей Гдляна и Иванова, разоблачавшие "узбекскую мафию". То есть и Назарбаев и Каримов получили власть, опираясь до некоторой степени на новый для советских реалий ресурс, альтернативный тому, что использовался до этого десятилетиями.
Ниязов же сменил своего предшественника на посту первого секретаря республиканской компартии - Гапурова - в совершенно иной обстановке, еще в декабре 1985 года. А если вспомнить, что в 1984 году его отозвали в Москву на работу в ЦК КПСС (до этого Ниязов руководил Ашхабадским горкомом), то становится понятно, что своим назначением Ниязов обязан прежнему "доперестроечному" руководству Политбюро ЦК КПСС. То есть Ниязов получил власть в условиях господства советского тоталитаризма. И он фактически продолжил ту же традицию, не допуская других вариантов развития, к которым позднее пришло то же московское руководство.
Отчасти поэтому, наверное, со временем Ниязов и стал претендовать на то, чтобы его президентский пост рассматривался окружающими как подобие поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Ниязов стремился к тому, чтобы его население воспринимало бы не как наемного чиновника, а как уникального лидера и вождя нации. Отсюда понятно, почему довольно быстро в Туркменистане появилась тенденция закрепить за Ниязовым пост президента на длительный период. Уже в январе 1994 года был проведен референдум по вопросу о продлении президентских полномочий Ниязова. Как и в "добрые советские времена", 99,99% голосовавших согласились с тем, что полномочия Ниязова продлевались до 2002 года.
В декабре же 1999 года в Туркменистане пошли на следующий шаг: постановлением высшего представительного органа законодательной власти - Халк Маслахаты - Ниязов получил исключительное право осуществлять полномочия главы государства без ограничения срока.
На одной из встреч с российскими журналистами Ниязов как-то сказал:
«Культ личности — явление насильственное. Меня вот пытаются сравнивать со Сталиным. Но я такой же простой человек, как и вы. Просто на мою долю выпала участь работать в это сложное переходное время…»
Однако, тоталитарный лидер нации, как все знают из истории, считается незаменимым и бесконечно талантливым. Его нельзя переизбрать. Он может только умереть на своем посту. Зачастую, одновременно с ним умирают и любовно созданная им идеология, и "великие произведения" бесконечно мудрого лидера нации. Например, кто сейчас помнит шеститомник Леонида Брежнева "Ленинским курсом"…
3. Политическая оппозиция Туркменистана.
В ноябре 2002 в стране произошла попытка «государственного переворота». Многие аналитики и просто граждане Туркменистана однозначно отмечают, что то был не более чем умело разыгранный спектакль и фарс. По официальной версии переворот организовали бывшими высокопоставленными государственными чиновниками (включая бывших председателя парламента, руководителей МИДа, силовых министерств, нескольких губернаторов) «в сообществе с группой иностранных граждан». При этом была организована «неудачная попытка покушения на жизнь президента страны Сапармурата Ниязова». Большая часть «заговорщиков» была арестована и в соответствии с решением суда приговорена к различным срокам тюремного заключения. Борис Шихмурадов под угрозой репрессий членов его семьи, включая престарелых родителей, и сноса их жилья (это один из ходовых элементов политической эпохи Ниязова) добровольно вернулся в Туркмению и сдался властям. Его «признательная речь» транслировалась по национальному телевидению, и была впоследствии показана по многим российским и мировым каналам. Речь изобиловала ходульными элементами, не свойственными реальной разговорной речи людей, например: «Мы… преступная группировка… В нас нет ничего человеческого…».
Следует отметить в этой связи, что сама атмосфера общественной жизни в Туркменистане, имела некоторый привкус тревоги всех без исключения граждан за нечаянно сказанное слово или реплику, так или иначе принижающую власть и «Великого Вождя Сапармурата Туркменбаши», или еще «Сапармурата Туркменбаши Великого». Сотрудниками МНБ просматривалась личная почта, интернет цензурировался, запрещался доступ к оппозиционным сайтам; телефоны прослушивались. В частности, вещание российских телеканалов ограничивалось цензурированными вставками и не более 2 часов в день. За решеткой скончалась от травмы тупым предметом по голове пожилая правозащитница Огульсапар Мурадова. Ей и её «подельникам» инкриминировалось «хранение боеприпасов». О ситуации в Туркменистане, фактах диктатуры, репрессий и нарушений прав человека французские журналисты сняли фильм, в котором фигурирует и Огульспар Мурадова, сотрудница Радио Свободы. У туркменского посольства многократно проводились митинги протеста против диктатуры, самодурства и произвола диктатора Ниязова.