Бьюкенен проводит параллель между современной цивилизацией и Римом. Он объясняет сокращение римского населения процветанием детоубийства, а также сексуального излишества. У христиан были дети, у язычников - нет, христианам воспрещались и прививались по тяжести преступления к убийству. Христиане часто похищали обреченных на гибель языческих младенцев, крестили их и воспитывали в своей вере с помощью общины.
Вместо традиционной, христианской, родилась новая религия с верой в глобализм, выражающийся в скептическом отношении к патриотизму, открытые границы и мировое правительство.
Для сохранения неприкосновенности системы социальной безопасности Европа должна выбрать один из трех возможных вариантов:
1. Изыскать триллионы долларов в виде новых налоговых поступлений, что крайне маловероятно, причем не только по фискальным, но и по чисто социальным причинам.
2. Женщины европейских стран должны рожать в два-три раза больше детей, чем в настоящее время.
3. Европа должна импортировать ежегодно миллионы рабочих. «Таковы жесткие условия выбора, стоящие перед Старым Светом», – подчеркивает П.Бьюкенен.
Директор Отдела народонаселения ООН Дж. Шами, как и другие демографы, не верит в возможность того, что женщину «можно убедить иметь четверых детей» и тем самым добиться повышения рождаемости. П.Бьюкенен констатирует, что если во всех европейских странах, не считая мусульманской Албании, женщины хотят иметь не более одного - двух детей, то это следует рассматривать не как «заговор», а как проявление свободного выбора. Для них их собственные желания «намного более убедительны, чем исследования демографов, показывающие, как будет выглядеть Европа, когда этим женщинам будет 70 или 80 лет или когда их уже не станет».
Поэтому из трех вариантов наиболее вероятен и практически неизбежен последний, а именно импорт рабочей силы. В свою очередь, масштабы иммиграции зависят от того, какие цели при этом преследуются. Так, если Европа будет стремиться сохранить на нынешнем уровне количество трудоспособного населения в возрасте 15–64 лет, то ей придется до 2050 г. допустить въезд 169 миллионов иммигрантов. Но если при этом желательно сохранить еще и уровень социального обеспечения лиц старших возрастов, в настоящее время поддерживаемый тем, что на каждого пенсионера приходится 4,8 работающих в возрасте 15–64 лет, тогда Европе придется принять уже 1,4 миллиардов иммигрантов.
В том, что европейцам не удастся избежать массовой иммиграции, убеждает опыт США. «Поскольку народы западных стран стали вымирать, – пишет Бьюкенен, – пустующие комнаты в «Доме Запада» не будут долго пустовать. В Америке места, подготовленные для 40 миллионов потерянных нерожденными после дела «Роу против Уэйда»[1], были заняты благодарными бедняками из Азии, Африки и Латинской Америки.
По сути дела, массовая иммиграция уже стала насущной потребностью для многих стран, и она фактически началась. В 2000 г. Англия приняла рекордное число иммигрантов – 185 тыс. человек, в 1999 г. в ЕС нелегально въехало более полумиллиона иммигрантов, что в 10 раз превысило показатели 1993 г.
По мнению автора, Европа совершенно не в состоянии противостоять этому наплыву желающих занять рабочие места. И дело не только в том, что существует объективная потребность ввозить рабочую силу ради социального обеспечения пенсионеров или поддержания достигнутого уровня жизни. Дело в том, что на правительства европейских стран все большее давление будут оказывать предприниматели, нуждающиеся в притоке новых рабочих рук ради сохранения конкурентоспособных позиций этих стран на мировых рынках. В Италии, например, отчетливо понимают, что в условиях все большей глобализации рынка труда этой стране с ее стареющим населением и малочисленной молодежью будет трудно соперничать с основными конкурентами – Францией, США и Индией. Однако П.Бьюкенен серьезно сомневается в том, что итальянцам удастся поправить положение за счет внутриевропейской иммиграции (из стран Восточной Европы), так как эти страны сами испытывают аналогичные трудности. По логике вещей эта иммиграция, скорее всего, будет исходить из стран «третьего мира».
Ничего хорошего Бьюкенен не сулит и России, которой тоже практически не дает шансов на спасение. Демографический дисбаланс с Китаем, подпирающие с юга «более молодые и живые» исламские нации в странах Центральной Азии, Турция, которая по численности населения к середине нынешнего века догонит Россию, - вот те причины, вследствие которых наша страна «к 2050 году потеряет значительную часть Сибири и будет вынуждена уйти с Кавказа».
Итак, массовая иммиграция в Европу стала экономически необходимой, но она влечет за собой множество политических, экономических, социальных, культурных и иных проблем. Основной является проблема интеграции иммигрантов. Иммигранты несут иную культуру, традицию, веру и создают копии родного мира в самом сердце Запада. В отличие от США, особенностью Европы является гомогенность, однородность народов, населяющих страны континента. У них нет исторического опыта приема иностранцев или ассимиляции иммигрантов. Небольшие по численности, живущие в густонаселенных странах европейские народы не имеют опыта «плавильного котла», которым располагают, например, США. Из-за сепаратистских настроений, существующих в разных уголках Европы, может произойти дальнейшее дробление ряда стран. В этих условиях нельзя исключать ни использования вопроса об иммигрантах в сугубо политических целях, ни роста антииммигрантских настроений. Все чаще происходят столкновения между белым населением и иммигрантами. Расовые волнения в фабричном городке Олдхэм в Ланкашире, в Лидсе, Бернли и Брэдфорде (Англия), схватки между испанцами и марокканцами в Эль-Эджидо, кровавые побоища между французской и алжирской молодежью в Париже, нападения скинхедов на турок в Германии – все это предвестники трудных времен, которые придется пережить Европе и которые неизбежно приведут к социальной напряженности.
Ассимилируются ли они или же станут существовать в качестве «неперевариваемых частиц» Африки и Азии в том месте, которое когда-то служило оплотом христианства?” – задается вопросом автор книги и в принципе дает на него неутешительный ответ. Он обращает внимание на опыт США, который свидетельствует, что афроазиаты в этой стране так и не стали «полноценными участниками американского общества». Вообще, как утверждает П.Бьюкенен, по сравнению с белой расой «другие расы ассимилировать во много раз труднее».
Показательны в этом отношении серьезные проблемы, возникшие в США в связи с ассимиляцией иммигрантов «новой волны» из Мексики. Известный политолог С. Хантингтон, автор нашумевшей книги «Столкновение цивилизаций», для которого миграция является «центральным вопросом нашего времени», определяет иммиграцию из Мексики как «особый случай». Иммигранты как таковые обычно делятся на «новообращенных», т.е. тех, кто согласен на ассимиляцию, и на «временных жителей», т.е. тех, кто приезжает на заработки и несколько лет спустя возвращается домой. Согласно С. Хантингтону, мексиканцы не относятся ни к тем, ни к другим. «Они снуют туда и обратно между Калифорнией и Мексикой, имея при себе двойные удостоверения личности и подбивая членов семей присоединяться к ним». Как отмечает П.Бьюкенен, подобных мексиканцев миллионы, и они не желают изучать английский язык, не хотят становиться гражданами США. Они предпочитают временное пребывание в анклавах, напоминающих им родные места, которые создаются мексиканцами-эмигрантами. Они имеют собственные СМИ, предпочитают свою – испанскую – культуру и испанский язык американской культуре и английскому языку и все больше превращаются «в нацию внутри нации».
Мексиканцы селятся компактными общинами, образуя этнические анклавы. За 90-е годы ХХ столетия численность жителей США с испано-мексиканскими корнями увеличилась на 50% и к 2000 г. достигла 21 миллиона человек. Подобные компактные поселения представляются автору книги крайне опасными, во-первых, из-за заложенного в них потенциала «балканизации», т.е. возможного вытеснения пришлым этносом коренного населения с занимаемой территории, и, во-вторых, из-за возможного возникновения на территории США этнического Ольстера или Квебека, население которого в дальнейшем может потребовать формального признания «своей отдельной и уникальной испанской культуры и своей принадлежности к ней» и права на особые отношения с Мексикой. Эти опасения далеко не беспочвенны. В Калифорнии, где латиноамериканцы в возрасте моложе 18 лет составляют 43% населения, а численность выходцев из Азии за десятилетие увеличилась на 42%, социологами зарегистрирован устойчивый (до 100 тыс. человек в год) отток белого населения, в основном англосаксонского происхождения, а также негритянского населения. Неудивительно, что этот крупнейший американский штат может превратиться, как выражается автор книги, “в штат третьего мира”.
Переселение мексиканцев в США, принявшее, как утверждает П.Бьюкенен, характер форменного вторжения, опасно еще и потому, что в Мексике не забывают о войне 1848 г. и последующих событиях, в результате которых США захватили половину территории Мексики. Эта историческая память живет в мексиканцах, и наиболее радикально настроенные из них мечтают вернуть утраченное. Поэтому, если ассимиляция этой массы вновь прибывших закончится провалом, США рискуют (согласно С. Хантингтону) превратиться «в расколотую страну со всеми предпосылками к внутренним раздорам и разобщению”, которые это обстоятельство повлечет за собой».