Фаза 3. "Послевкусие": отклики, воспоминания и вторичные образы шоу, запечатленные на разных носителях – печатных, фото, электронных;
Фаза 4. Интеграция в семиосферу макрокультуры: запечатление на текстовых и электронных носителях с последующим цитированием и тиражированием."
В зависимости от замысла, характера, тематики игры, шоу Русакова О.Ф. выделяет следующие жанровые шоу-дискурсы:
* дискурс телевизионного ток-шоу ("К барьеру", "Пусть говорят" и т.п.),
* дискурс "шоу со звездами" ("Танцы со звездами", "Звезды на льду" и т.п.),
* дискурс карнавала (народный карнавал, новогодний карнавал, бал-карнавал),
* дискурс тематического конкурсного шоу (шоу "мисс Мира", "кулинарный поединок", международные, региональные и национальные конкурсы песни, парикмахерского искусства и т.п.),
* дискурс креативной командной игры (КВН, межвузовские и межфакультетские турниры и т.п.),
* дискурс реалити шоу (шоу "За стеклом", "Офис", "Дом" и т.п.),
* дискурс модельного шоу ("Fashion Week", "NewHollywoodLook", "Модный приговор" и т.п.),
* дискурс спортивного шоу ("Большие гонки", открытие и закрытие Олимпийских игр, "Кто умнее пятиклассника?" и др.),
* дискурс event-шоу (открытие нового торгового центра, выставки, фестивали, выход в свет нового издания, кинофильма и т.п., презентация научного проекта, доклада с последующим обсуждением, юбилейный вечер, праздник по поводу конкретного события.
Существуют также особые жанры политических шоу, к которым можно отнести следующие: праздничный парад, церемония открытия памятника национальному герою, государственному и общественному деятелю, съезд партии, встреча кандидата с избирателями, церемония инаугурации, марш протеста, митинг, пикет, выборы.
Дискурс большинства шоу выстраивается в соответствии с определенными постановочно-исполнительскими требованиями, среди которых выделим следующие:
1) клиповость
2) драматичность
3) цикличность основного мессиджа
4) яркость и эмоциональная эффектность транслируемых образов.
"Клиповый" характер дискурса шоу продиктован задачей удовлетворения потребности аудитории в непрерывной новизне и смене впечатлений.
Опытные пиарщики и шоу-мейкеры знают, что клиенту не надо давать опомниться от шоу-атаки. Зрелище должно постоянно удерживать внимание публики, развлекать ее все новыми "переменами блюд".
Вся игра может быть построена по двум видам: "игра по правилам" или "игра с неопределённостью"
Первый вид характеризуется строгим алгоритмом действий, сценарием, в них всё развивается по плану и по заранее установленным правилам. Конечно, в них есть место импровизациям, но только таким, которые не разрывают предписанной канвы.
Интерактивность здесь похожа на игру в маски, где публике предлагают примерить маску судьи, то — героя второго плана, то — простака, то — комментатора, то - референтной группы. Большинство телевизионных политических шоу строится именно по данной модели.
Второй вид политических игр предполагает, что обозначаются только какие-то основные границы и задаются рамочные условия. Конкретные ходы не просчитываются . Данная модель используется при организации следующих политических процессов: телемарафоны, выход политика в народ и др.
Кроме того, Русакова О.Ф. выделяет два не мало важных компонента шоу, таких как презентационный и нарративный.
"Под презентационным шагом мы понимаем произведение презентаторами таких изменений в семиотическом образе продвигаемых ценностей, фирм, институтов, субъектов, которые сообщают данному образу новые дополнительные смыслы и значения. К примеру, презентационным шагом в демонстрации модной одежды является выход очередной модели на подиум. В электронной презентации научного проекта презентационным шагом является смена слайда, сопровождаемая пояснительными комментариями. Презентационным шагом во время устного чтения доклада будет подчеркивание новой мысли как посредством слов, так и с помощью выразительного жеста. В игровых шоу в качестве презентационных шагов выступают мизансцены, разыгрываемые участниками игры, в ходе которых они выполняют то или иное задание.
Нарративный компонент перформанса шоу-политики представляет собой цепочку презентационных шагов, выливающихся в целостный или фрагментарный рассказ о главном герое шоу. Каждое звено данной цепочки призвано раскрыть перед публикой ту или иную привлекательную грань продвигаемого образа. К примеру, нарративными компонентами шоу, обозначаемого как "встреча кандидата в президенты с избирателями", являются печатные, визуальные или устные рассказы биографического характера о продвигаемом кандидате, содержащие в обязательном порядке сведения об его "подвигах" - достижениях в области профессиональной, общественно-политической и личной жизни.
В целях усиления у публики чувства доверия к кандидату и политический презентационный нарратив должен обладать амбивалентным дуальным характером, иначе говоря, должен отвечать сразу двум, на первый взгляд, совершенно противоположным требованиям:
1) раскрывать образ кандидата по формуле "один из нас",
2) говорить о кандидате, как об уникальной личности, способной решать лучше других проблемы нации.
Соединение в одном презентационном нарративе элементов тождественности с народом и превосходства в уникальности лучше всего отвечает таким важным эмоционально-ментальным потребностям публики, как идентификация с лидером и присоединение к успеху будущего руководителя нации."
1.2 Политическая игра
Спросив любого человека, какие ассоциации у него вызывает слово игра, можно утверждать, что среди всех будет "политическая игра" По всей видимости, время политических игр сейчас в самом разгаре.
Для того чтобы определиться с понятием "игры в политику" и тем более с использованием игровых технологий в пространстве политики, необходимо определить сущность политики и игры в их взаимодействии.
В связи с тем, что политика - понятие многозначное, мы выделили несколько основных толкований предложенными Ветренко ИА.
"Во-первых, политику понимают как отношение включающее согласие, подчинение, господство одних над другими; конфликт и борьбу между классами, группами, людьми, классами. В основе такого понимания политики лежат представления об общении людей, их взаимодействии, совместном решении ими общих дел, понимаемых как дела гос-ва. Такое толкование впервые можно встретить у Платона и Аристотеля. В эпоху возрождения и Нового времени политику представляли как отношения к обществу власти и между властями.
Во-вторых, в политологии существует отождествление политики с другими политическими явлениями, такими как господство, власть, следовательно, и государство.
В-третьих, есть широко используемое объяснение политики через её функции: управление, поддержание порядка, сохранение внутреннего и внешнего мира или, наоборот, ведение войны"
Исходя из выше перечисленного, сущность политики как социального явления заключается в коммуникации, взаимодействии, управлении и контроле. Для осуществления подобных действий игра является подходящей формой, так как в ней гармонично соединяются личная инициатива с социальной направленностью, серьёзность с несерьёзностью. В общем, все необходимые составляющие, которые целесообразно могут эксплицироваться в игровой форме.
Следует не забывать, что с греческого языка политика означает "искусство управления государством". Как всякое искусство, политика включает в себя элементы игры. Хотя, казалось бы, в такой серьёзной сфере общественных отношений игры быть не должно. Это ещё раз подтверждает парадоксальность игры как социального феномена, проникающего в различные процессы.
При этом мы отдаём отчёт в том, что политика не состоит полностью из игровых практик. Более того, попытаемся установить, когда игра может быть частью политического процесса, а когда это невозможно. С этой целью определим базовые признаки игры вообще:
"Во-первых, в игре должна быть детерминанта, выраженная в правилах и условиях.
Во-вторых, все игроки должны иметь равные шансы на выигрыш и проигрыш.
В-третьих, обязательно должна существовать неопределённость в отношении результатов"
Исходя из данных обязательных посылок, политика далеко не всегда способна выступать "как нормальная игра с непредсказуемым результатом"
Стоит отметить возможности игры — отображая происходящее, преображать саму действительность — представляют собой одно из главных её преимуществ. Тем более что, обладая всем комплексом методологических принципов и сущностными особенностями, игра как политическая технология сконцентрировала все свои свойства на решении конкретных проблем в конкретных ситуациях, поэтому немало важными качествами стали ситуационность и воздействие на актора.
Также следует отметить, что игры в политике несут в себе обширную информационную нагрузку и практическую значимость. Политическая игра как самостоятельный вид социальной игры, как возможность социального поведения даёт основание понять действительную, а не декларируемую позицию социальных отношений. Она является субъективной формой объективной политической действительности, когда речь идёт о высших эшелонах власти.
"Политическое поле — игровое поле" согласно П. Бурдье. Он характеризует его как динамическое взаимодействие политических субъектов, а именно парламентариев, членов политических партий, министров, государственных служащих, чьи действия продиктованы с одной стороны требованиями и интересами общественных групп, а с другой стороны собственным статусным положением. При этом отношения статусных позиций диктуют собственные правила игры. Таким образом, политика есть поле игры между социальными субъектами за право обладания государственным капиталом.