Субъектами политических игр выступают политики, т.е. они являются непосредственными игроками. Но это лишь поверхностное представление. На самом деле в политической игре участвуют целые социальные группы, государства и даже целые системы гос-в. В современном гос-ве выделяются институты трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. К игрокам, порождённым гос-вом, можно также отнести контролируемые гос-вом предприятия, средства массовой информации и общественные объединения. Гражданское общество выделяет следующий перечень политических игроков: семья, церковь, группы давления, профсоюзы и прочее не входящие в гос-ные структуры. "Крупнейшими игроками на политическом поле являются государство и гражданское общество. И государство, и гражданское общество состоят из множества институтов, структурных подразделений, объединений людей". Хотя, бесспорно, тон в этой игре задают политические лидеры.
У последних, благодаря применению игры, расширяются возможности, воздействия на эти социальные группы. Игра, в позитивном её понимании, способна донести до людей ту информацию, которую сложно передать через другие политические приёмы. Таким образом, игра даёт свободу действий в столь сложной общественной сфере как политика.
Соответственно, участниками политической игры выступают политические субъекты или акторы, у которых есть особые амплуа — вождь, лидер, соратник, оппонент, оппозиционер, критик, аналитик. Определённые правила политической игры зафиксированы в законодательных актах, указах, протоколах, традициях, ритуалах.
В реальной политике так же, как и шоу-бизнесе, игра носит остро конкурентный характер. В этих играх выигрывает тот, у кого больше ресурсов — административных, экономических, информационных, творческих.
Таким образом, можно выделить несколько разновидностей политических игр: оппозиционные игры, предвыборные игры, информационные игры, президентские игры, игры в демократию, агитационные игры и др. По указанным видам можно заключить, что политическая игра амбивалентна, так как наряду с позитивным смыслом, это словосочетание употребляют в негативно-оценочном смысле: "игры в политику" - "политиканство".
"Игры в политику" кроме негативно-оценочного смысла, несут в себе и сокрытие настоящих, прямых политических или иных целей. В этом контексте политика и политические действия рассматриваются как инструмент для достижения поставленных целей.
ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ ШОУ ПОЛИТИКИ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ
2.1 Выборы как политическая игра
14 марта 2010 в г. Омск прошли выборы главы местного самоуправления, т.е. мэра города. Этот день можно считать кульминацией происходившего "шоу" с ноября 2009 года, когда прошёл праймериз Единой России.
Праймериз партии, должен был определить, кто будет баллотироваться в мэры. Несмотря на все действия действующего мэра, члена партии, В. Шрейдера, которые были посвящены на единогласную поддержку, членам партии пришлось выбирать между пятью кандидатами. Результатом этого выбора стало следующее:
"Виктор Шрейдер набрал 67% голосов, Игорь Зуга — 27%. Остальные три кандидата — Алексей Потейко, Андрей Федоров и Алексей Сокин — получили в сумме 6%"
Но праймериз, не определил, что В. Шрейдер будет кандидатом вне конкуренции, даже при условии, что другие партии (КПРФ, Справедливая Россия и д.р.) не выставили своих кандидатов. По словам Алексея Сокина, депутата Городского Совета:
"Праймериз определил раскол в партии и внутрипартийную борьбу"
И действительно за несколько дней один из кандидатов И. Зуга отказался от участия в праймеризе со словами сделанными на предпоследнем внутрипартийном голосовании во Дворце культуры им. Баранова:
"Я прекращаю свое участие во внутрипартийном голосовании. Я обращаюсь в президиум регионального политсовета "Единой России" приостановить процедуру внутрипартийного голосования и не признавать результаты этих праймериз, так как оказывалось повсеместное давление на членов партии"
Местные политики и эксперты протест гендиректора "Омскнефтехимпроекта" оценили по-разному. "Господин Зуга нашел повод, чтобы не участвовать в выборах, в которых ему ничего не светило", — считает первый секретарь обкома КПРФ Александр Кравец. "По каким причинам спортсмен снялся с дистанции, зрителям неинтересно. Он знал, куда шел и с кем собирался соревноваться. Если вышел биться, надо биться по существующим правилам", — отметил директор омского филиала Академии бюджета и казначейства Минфина РФ Сергей Евсеенко.
Но снятие с праймериза не означало полнейшего выхода из игры. И. Зуга в январе 2010 стал кандидатом самовыдвиженцем.
Хочется отметить, что мы считаем началом "шоу" не праймериз партии "Единой России", не выдвижение И.Зуги, а обещание губернатора Омской области Л.К. Полежаева о том, что "выборы омского мэра будут не скучными". Такое обещание можно дать, если ты заранее знаешь, что будет. И действительно, последние месяцы предвыборных кампаний два главных участника предвыборной гонки - Виктор Шрейдер и Игорь Зуга - как могли, оживляли политическую жизнь города. Особенно, конечно, постарался последний.
Хотя по некоторым оценкам известных людей города, может сложиться и обратное мнение:
"Алексей Сокин, депутат Городского совета:
- Как у Лермонтова: "И скучно, и грустно..." Хотя выдвижение Игоря Зуги добавило динамики в избирательную кампанию.
Владимир Герчик, директор "Фирмы "Сибтекс":
- Эту кампанию можно назвать скорее скандальной, чем нескучной, а это далеко не синонимы. Игорь Зуга показал себя неадекватным."
Но как бы то ни было, В. Шрейдер и И. Зуга стали своего рода "звёздами" предвыборного шоу. Хотя "звёздность" В. Шрейдера и загоралась с помощью поддержки партии и программой "Омские решения президентских программ", она меркла по сравнению молодости и дерзости И.Зуги.
Приняв агрессивный, воинский стиль – "победа любой ценой", они чётко обозначали, что между ними будет ожесточённая борьба, игра до победного конца, и другим кандидатам Я. Зелинскому и В. Добровольскому ничего не остаётся, как быть "олимпийскими участниками", где главный принцип – "главное участие, а не победа".
Говорить о политической игре в данном процессе можно смело исходя из принципов игры:
Во-первых, равенство шансов. В нашем государстве любой человек соответствующий цензам может быть избранным, согласно Конституции и законов местного самоуправления.
Во-вторых, чётко обозначенные правила игры, которые описаны в соответствующих Федеральных Законах, законах местного самоуправления.
В-третьих, неопределённость в результате от окончания игры или процесса.
Не смотря на всю естественность выборов, действий кандидатов, данные выборы не несли в себе позитивный момент.
Как отмечает Станислав Иванченко, бизнес-консультант:
"- Зуга явно не хочет занять мэрское кресло. Все это не больше чем желание привлечь внимание. Специалисты, которые разрабатывали кампанию, работали по принципу: "быть яркими, но не дай бог победить!". Чтобы победить в выборах, нужно нарисовать хоть какую-то утопию, заинтересовать собой, найти свой электорат. Всего этого нет, Зуга не работает на результат. Я вижу шоу, которое, скорее всего, заказала партия, чтобы выборы прошли весело"
2.2 Выборы – политическое шоу
Говоря о том, что данные выборы несли в себе "шоу", мы отдаём отчёт в этом суждении, основываясь на ранее указанные атрибутивные черты политического шоу. Однако хочется остановится на некоторых более подробно.
Во-первых, зрелищность предвыборной кампаний обоих кандидатов была на высоте. Яркие билборды со слоганами от которых часто возникала улыбка, листовки и брошюры разносимые по квартирам и раздаваемые на улице агитаторами в белой одежде и красной Z:
"Выйди из матрицы, голосуй за Игоря Зугу" - билборд со слоганом для молодёжи
"Проветрим родной город - весной поменяем мэра!"
"Омску нужен эффективный Сити-менеджер"
Одним из зрелищных билбордов был, где яркая красная буква Z, как знак Зорро перечёркивала обветшавшую чёрную букву Ш, это стало главным символом программы и тем, что надолго запомнилось(см. Рис.1).
Так же хочется отметить о листовках распространяемых И. Зугой со слоганами и призывами, которые кроме зрелищности ничего не несли, даже при условии, что там была напечатана предвыборная программа. (см. Рис.2).
Во-вторых, презентационность обоих кандидатов была абсолютно разной. Если В. Шрейдер выступал перед нами как хороший градоначальник со своими успехами и приемник президентских решений, вся агитация бралась на примере агитации партии, то И. Зуга, не смотря на свой возраст, выступил как "сильный и молодой мэр", который поставит город на модернизацию(см. Рис3).
В-третьих, опираясь на крылатое выражение в молодёжных СМИ "После недели в Омске у меня сложилось впечатление, что Зуга в маске Зорро верхом на Шрейдере мчится закрывать мне форточку" и на то, как И. Зуга позиционировал себя с литературным персонажем Джонстоном Маккалли вопрос о карнавальности можно считать решённым. Одни агитаторы были в белой накидке-майке с символом Z, то некоторые были одеты в одежду Зорро, не смотря на зимнюю погоду. Так же хочется отметить, что символ Z был не только, на агитационном материале, но и был нарисован красной краской на многих зданиях.
Исходя из выше изложенного, мы делаем вывод, что значительная часть кампании И.Зуги была обращена к визуально-чувственным компонентам восприятия, нежели к рационально-рассудочным, как у В. Шрейдера.
Как отмечалось ранее, одной и из важнейших черт шоу-дискурса является расширением символического пространства культуры и политики, благодаря визуальной доминате. В этом случае главным символом и стала ярко-красная буква Z. Она несёт в себе несколько значений: как первая буква фамилии; как символ Зорро, который как известно был защитником людей от произвола властей; как знак утилизации старой политики и переход к эффективному Сити-менеджменту.