Процесс формирования многопартийности шел в Великом княжестве Финляндском с 1860-х годов, где на него на свой отпечаток накладывал как двуязычный состав населения (примерно 11% процентов населения страны имели родным шведский язык), так и подчиненность Российскому императору. К началу XX века основными политическими партиями здесь была Финская (или Старофинская партия), Младофинская партия, Шведская партия.В 1899 была образована Рабочая партия Финляндии, которая была организована лучше буржуазных партий и фактически была первой современной национальной партией. В 1903 г. РПФ была переименована в Социал-демократическую партию Финляндии (СДПФ).
После того, как в 1899 г. царизм начал наступление на автономные права Великого княжества Финляндского, с целью распространить на него порядки Российской империи, в партийно-политическую структуре произошли важные изменения. Старо-финны в основном выступили за политику соглашения с царизмом, надеясь таким образом отстоять автономию и национальное существование страны. Младофинны и шведскоязычные либералы, которых поддержала небольшая группировка, выделившаяся из Финской партии, выступили за проведение пассивного сопротивления царизму (срыв различных мероприятий властей, противоречивших основным законам Финляндии, подачу массовых петиций и др.) Их лидеры сформировали так называемый Конституционный блок, именуемый иногда партией пассивного сопротивления. Для координации и руководства практическими мероприятиями был создан руководящий подпольный центр сопротивления, принявший название "Кагал".
В 1904 наиболее радикальными деятелями финляндского сопротивления, неудовлетворенными пассивным характером борьбы, была образована действовавшая в подполье «Партия активного сопротивления Финляндии» (ПАСФ), выступавшая за вооруженные методы борьбы, вплоть до террора, вдохновляясь примером российских эсеров.
В 1905, когда в России началась революция, революционные события захватили и Финляндию. После всеобщей забастовки в октябре-ноябре 1905, Николай II был вынужден своим манифестом отменить все нарушавшие основные законы Финляндии указы, принятые с 1899, и согласиться на демократические преобразования политического строя. Сословия сейма добровольно и единодушно отказались от своих прав, приняв в 1906 г. решение о создании однопалатного парламента и предоставив всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании всем достигшим 24-летнего возраста гражданам обоего пола. Именно в Финляндии женщины получили избирательные права. Численность избирателей увеличилась со ста тысяч до миллиона.
1906-1907 годы стали периодом подготовки выборов парламента по системе пропорционального представительства и быстрого переоформления старых и оформления новых политических партий, превратившихся в общенациональные организации, имевшие опубликованные программы, оформленное партийное руководство и фиксированное членство. В этот период была окончательно заложена основа современной многопартийной системы. Значительно выросли ряды СДПФ, достигнув пика в 100 тыс. членов в октябре 1906. В октябре-декабре 1906 г. была создана партия зажиточного сельского населения, в основном провинций Эс-терботтена и восточной Финляндии, называвшаяся сначала Союз сельского населения Финляндии, а с 1908 — Аграрный союз АС).
Финская партия (старофинны) уже весной 1905 г. создала комитет по разработке партийной программы, которая была принята на конференции в октябре 1906 г. Старофинны первыми среди буржуазных партий занялись организацией руководства партией, возглавляемого постоянным партийным секретарем. Младофинны приняли свою программу в декабре 1906 г. Имевшая большинство в двух палатах сословного сейма Шведская партия с введением однопалатного парламента утратила господствующие позиции, и окончательно превратилась в политическую группировку, выражающую интересы шведскоязычного меньшинства (в то время 11% населения). Она обратилась к сельскому шведскоязычному крестьянству юга и юго-запада страны и утратила характер преимущественно консервативной элитарной партии бюрократии, буржуазии и интеллигенции. Партия в мае 1906 г. приняла новое название — Шведская народная партия (ШНП) и партийную программу.
В марте 1907 состоялись первые в истории Финляндии выборы в бессословный однопалатный парламент на многопартийной основе (Приняло участие 69% имевших право голоса в сельской местности, и 72,7% — в городах). Затем выборы проходили в 1908, 1909, 1910, 1911, 1913, 1916 и 1917. С мая 1907 г. этот парламент начал свою работу, но в условиях поражения революции и реакции власть его была значительно сужена, так как царизм начал новое наступление на права финнов, в значительной степени ликвидировав автономию Великого княжества.
Одной из основ утверждения демократических порядков в странах Северной Европы, прежде всего у шведов, стал отказ уже в XIX в. от великодержавных амбиций.
Важнейшим шагом на пути утверждения демократических порядков стал разрыв шведско-норвежской унии в 1905 г., когда скандинавы, прежде всего шведы, сумели преодолеть великодержавный синдром и согласиться на мирное урегулирование конфликта. Решение стортинга о разрыве унии было подтверждено всенародным плебисцитом, когда только 184 человека проголосовало за сохранение унии со Швецией. Так же демократическим путем, всеобщем референдумом в ноябре 1905 г. было принято решение о сохранении монархической формы правления. За монархию проголосовало 260 тыс., против — 70 тыс.
Первые десятилетия XX века стали для стран Северной Европы периодом демократических реформ, которые постепенно изменяли существующий политический строй. Главным здесь было расширение избирательного корпуса, достигавшееся прежде всего путем снижения различных цензов. В Швеции новая реформа избирательного права была в начале века самым актуальным политическим вопросом. Конечно, рост доходов населения расширял число избирателей, но все же в начале века право избирать во вторую палату имела только примерно 25% всех взрослых мужчин. Ведущими силами, выступавшими за дальнейшую демократизацию были созданная в 1900 г. парламентская Объединенная либеральная партия, которую поддерживали многочисленные народные движения, различные оппозиционные официальной церкви религиозные группы, весьма влиятельное в стране трезвенническое движение, и набиравшие силу социал-демократы. Массовой опорой Объединенной либеральной партии стало внепарламентское так называемое «Объединение свободомыслящих», образованное в 1902 г., которое представляло средние слои города, интеллигенцию, служащих, часть крестьян и даже наиболее квалифицированных рабочих. Фактическим лидером либерального движения стал известный стокгольмский адвокат и депутат второй палаты Карл Стааф. В программу его входило введение всеобщего избирательного права во вторую палату для мужчин и с цензовыми ограничениями, которые отстраняли от выборов самую бедную часть населения, и также смягчение неравенства на коммунальных выборах. Либералы блокировались с социал-демократами, которые в своих программных требованиях шли гораздо дальше. Именно СДРПШ сделала основным лозунгом требование введения всеобщего избирательного права. В мае 1902 г. социал-демократы организовали даже всеобщую политическую забастовку в поддержку этого требования, в которой приняло участие около 120 тыс. промышленных рабочих.
На выборах во вторую палату в сентябре 1902 г. либеральная партия получила впервые большинство (107 вместо 92), опередив консервативную партию. Успех социал-демократов, добившихся 4 мандатов вместо прежнего одного, был скромнее. В шведском обществе все более отчетливо происходило осознание необходимости политических реформ, что понимали и наиболее дальновидные консерваторы. Неудача на выборах заставила их изменить тактику и начать всерьез бороться за голоса избирателей. В 1904 г., следуя примеру либералов, они создали внепарламентскую массовую организацию «Всеобщий союз избирателей», и в том же 1904 г. находившийся у власти консервативный кабинет внес в риксдаг свой законопроект избирательной реформы. Консерваторы соглашались ввести всеобщее избирательное право, естественно с некоторыми ограничениями и изменить систему с мажоритарной на пропорциональную. Последнее было вызвано опасениями вообще лишиться представительства во второй палате при сохранении мажоритарной системы, за сохранение которой выступали теперь либералы и социал-демократы.
Новые выборы в сентябре 1905 г., проходившие на фоне разрыва унии с Норвегией и разгоравшейся в России революции, дали сторонника радикальных политических преобразований серьезную победу. Либералы получили 103 мандата, а социал-демократы — 13. Регент страны, наследный принц Густав (король Оскар II был тяжело болен) в ноябре 1905 г. дал лидеру Либеральной партии Карлу Стаафу поручение сформировать правительство.
Начался новый виток в политических баталиях за избирательную реформу. В феврале либеральное правительство предложило свой законопроект, фактически лишь ненамного демократичнее предложений консерваторов. Однако после того как первая палата провалила проект реформы, Карл Стааф ушел в отставку. Усилились и разногласия между либералами и социал-демократами, критиковавшими правительственный законопроект слева. Вновь в
Швеции к власти пришел весьма консервативный кабинет во главе с крупным предпринимателем и адмиралом запаса А. Лидманом. С одной стороны Лидман открыто провозгласил необходимость возрождения сильной королевской власти и борьбы с социал-демократией. С другой, будучи реалистом, он поспешил представить свой проект парламентской реформы, предложив реформировать верхнюю, первую палату. Суть проблемы была в том, что либералы и социал-демократы в качестве конечной цели видели вообще ее упразднение, а Лидман и другие трезвомыслящие консерваторы, наоборот, стремились сохранить эту палату в качестве оплота влияния верхушки общества. В 1907 г. риксдаг наконец то пришел к компромиссу — правительственный проект был одобрен, хотя верхняя палата и не очень скрывала, что идет на его принятие как на меньшее зло. Для того, что проект стал законом, по конституции требовалось его одобрение следующим составом риксдага, что и произошло в 1909 г. Парадокс был в том, что против этой реформы голосовали с одной социал-демократы и некоторые левые либералы, считавшие ее недостаточной, а с другой наиболее твердолобые консерваторы, выступавшие вообще против всяких новинок.