- традиционалистским и современным:
- буржуазно-рациональным и продуктивным.
Коррупция, криминальность и организованная преступность, культ силы, бандитизм, разбой и войны становятся постоянными спутниками в переходном периоде российского общества 90-х годов.
Утверждающиеся в России рынок и новый уклад жизни, связанный с многообразием собственности, породили и родственную им социальную структуру. В недрах этой структуры формируются и постоянно выходят на поверхность конфликты политического, экономического, социального и этнического свойства. Наиболее, глубокие корни конфликтной ситуации прослеживаются прежде всего через отношения растущего неравенства крупных социальных групп - средоточия полярных интересов; Интенсивное образование, нового класса собственников и предпринимателей, создавших свои практические организации консолидация на новой базе бывшей номенклатуре новых общественных элит способствуют возникновению глубочайшего социального противоречия между ними и народом, отчужденной приватизацией от собственности, а в ходе политической борьбы - от самой власти.
В центре конфликтов в России сегодня стоит вопрос об обуздании всевластия «иррационально-традиционалистских кругов, компрадорских групп» и связанных с ними криминальных сил. Главный конфликт сегодня – противоборство основных социально-политических сил, олицетворяющих два противоположных типа рыночных отношений, соответствующие им формы демократии, ценности и нормы, образцы поведения.
Анализируя причины, сущность и эволюцию коллизий в этнополитическом пространстве России, о которых свидетельствуют происходящие конфликты, прежде всего нельзя не обратить внимание на необычайное разнообразие самого явления. Этнополитические конфликты при попытках сопоставить их друг с другом поражают своей пестротой и непохожестью.
Отмечая это свойство и обилие столь грозного материала для изучения, этнополитологи считают, что каждый конфликт по-своему уникален, но все же сопоставительный анализ возможен, целесообразен и продуктивен.
4. Течение конфликтов, варианты исхода, итоги.
Природу этнополитических конфликтов и их динамику в современных условиях, учитывая комплексность и многоаспектность самого предмета, вряд ли возможно всесторонне проанализировать, используя инструментарий только одной науки. Их изучают представители многих отраслей научного знания - философы, этнологи, психологи, этнополитологи, экономисты и многие другие[7]. Сформулировано несколько теорий, объясняющих причины возникновения, эволюцию и динамику этнических (этнополитических) конфликтов.
Однако целостного, обстоятельного исследования пока не создано. Вместе с тем выявились два подхода.
Первый социологический, который явно доминирует. В рамках данного подхода причины конфликтов объясняются при опоре на анализ этнических параметров основных социальных группировок (стратов, социально-профессиональных групп, возрастных категорий и др.). Исследуется; взаимосвязь и взаимовлияние социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, испытывающего этнополитическую напряженность.
Систематический мониторинг, конкретная статистика, регулярные опросы - все это говорит о том, что самостоятельная научная дисциплина "этносоциология" приобретает все более отчетливые очертания.
Второй - политологический, тоже занимающий важное место при исследовании причин этноконфликтогенного развития и межэтнических коллизий. В рамках данного подхода первоочередное внимание уделяется трактовке роли национальных элит, прежде всего интеллектуальных и политических, в мобилизации этнических чувств, в процессе межэтнической напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта.
В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе к ресурсам. Примечательно, что возникшая в начале 80-х годов в США наука этнополитология - новая и пока-пробивающая себе дорогу с определенными трудностями - обрела множество последователей в России и в других странах СНГ, особенно в ходе бурного этнополитического развития нашей страны за минувшее десятилетие.
Меры и средства достижения мира. Прежде всего, в любых региональных и социально-экономических условиях необходимо заблаговременно выработать модель политического поведения на случай межэтнических коллизий. Это должен быть четкий и ясный документ, привязывающий конкретные политические шаги к потребностям данного региона и опирающийся на концепцию государственной национальной политики[8].
Многонациональность как явление, а обострение межэтнических отношений тем более, требует от политических структур заранее подумать о том, как подготовить группу профессионалов-этнополитологов, обладающих банком данных, электронной связью с центром, сопредельными регионами по географической горизонтали и вертикали.
Однако группа даже прекрасно подготовленных этнополитологов, предоставленная сама себе и не обладающая реальной политической, а тем более широкой общественной поддержкой, вряд ли сможет оказать ощутимое воздействие на развитие этнополитических процессов в регионе. Эта группа должна опираться на надежный и хорошо подготовленный актив авторитетных жителей региона, имеющих влияние на местное многонациональное население.
Властные структуры должны иметь надежную возможность переключать потенциал средств массовой информации практически целиком на нужды этнополитического регулирования.
В период назревания, а тем более развертывания этнополитических столкновений нужна высокая степень готовности к исполнению специфических задач подразделений МЧС, а также специально подготовленных подразделений и силовых ведомств.
Выводы
В вопросах предупреждения этноконфликтов, главное - это опора на профилактическую работу, обеспечивающую включение указанного выше механизма выравнивания этнополитического пространства региона.
Разумеется, вышеперечисленные меры только формируют модель политического поведения, которая должна быть приспособлена к условиям соответствующего региона.
Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании этнополитических конфликтов на территории других государств СНГ. Она внесла свой вклад в смягчение конфликтов и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией, Арменией и Азербайджаном. Благодаря России было остановлено кровопролитие в Приднестровье. Она служит сдерживающим фактором в гражданской войне в Таджикистане.
Интересны примеры предотвращения Россией перерастания межэтнической напряженности в конфликты в Республике Саха (Якутия), Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостане, Республике Марий- Эл, Чувашии.
Если, вернуться к общим предпосылкам упреждения этнополитических столкновений, то необходимо отметить значительный потенциал оптимизации межнациональных отношений, которым обладает благоприятно структурированная партийно-политическая система в многонациональном государстве. Речь идет, прежде всего, о потенциальной миротворческой роли политического центризма.
Ориентация на максимальное ослабление пагубного воздействия социальных и. национальных катаклизмов на состояние общественных, в том числе межэтнических, отношений неизбежно вызывает потребность в центристских действиях, направленных на поиск объективно необходимых компромиссов в рамках проявившихся политических тенденций. К тому же центризм объективно имманентен самим межэтническим отношениям, осуществляющим их национальным элитам и группам.
Переходя к вопросу о технологии управления этнополитическими конфликтами, необходимо отметить следящее. Опыт выработки и реализации внешнеполитический концепции СССР второй половины 80-х годов при всех недочетах и ошибках, порожденных ею, показал возможность создания алгоритма компромисса между партнерами, придерживавшимися, казалось бы, противоположных взглядов и десятилетия рассматривавшими друг друга через прорезь прицела. В результате начинал работать механизм, способствующий эволюции позиций партнеров опираясь на которую удавалось свести на нет глобальный конфликт между сверхдержавами.
Этот опыт может быть использован для решения проблем, связанных с этнополитическими конфликтами в России. Он указывает на необходимость скорейшего формирования добротной инфраструктуры, обслуживающей всю сферу этнополитических отношений в стране, то есть создание системы, которая включала бы эффективную экспертную службу профессионалов-этнополитологов. Они будут владеть полноценной информацией об этой сфере в рамках соответствующего региона, могли бы дать квалифицированные и достоверные экспертные оценки развивающихся в регионах процессов, предложить оперативную и долговременную прогностику и практические рекомендации соответствующим структурам.
Важную роль в интересах достижения и сохранения межнационального согласия, возрождения и укрепления единства многонациональной России призваны сыграть межрегиональные связи общественных организаций политических партий, движений, союзов, которые могут и должны стать проводниками народной дипломатии и образовывать пространство для посредничества в этнополитических конфликтах.
Список используемой литературы
1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь 2001
2. Аствацатурова М.А. Проблемы этнических отношений на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, Пятигорск 2001
3. Бутенко В.П. Любить на век. Ставрополь 2004