Смекни!
smekni.com

Этнополитические конфликты на Северном Кавказе (стр. 5 из 6)

В январе 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была восстановлена. Но при этом оказались закрытыми для проживания нескольких горных районов Чечни, горцев стали водворять в плоскостные аулы и в казачьи станицы.

И только с воздухом перестройки чеченцы получили глоток свободы. Были поставлены на повестку дня вопросы обретения подлинного суверенитета. Это стало возможным в результате тех крупных социальных, экономических и культурных сдвигов, произошедших в республике за последние десятилетия.

Во второй половине 80-х годов процесс духовного роста миллионного чеченского народа пошел семимильными шагами. Именно в Чечне зародились первые на Кавказе политические партии и организации, независимые от господствующей системы. В целом резко выросло национальное самосознание, появились первые концепции дальнейшего политического развития республики по пути независимости.

23-25 ноября 1990 г. в г. Грозном прошел общенациональный съезд чеченского народа, собравший представителей всех слоев общества, всех партий и движений. На нем была поставлена конкретная задача – провозглашение суверенной Чеченской республики. Для реальной работы над достижением этой цели был избран Исполнительный комитет.

Руководство Чечено-Ингушской республики во главе с Доку Завгаевым было вынуждено отреагировать на это принятием Декларации о суверенитете. Однако дальше сугубо декларативных заявлений дело не пошло.

Следует сказать, что с этого времени напряжение в республике начинает расти. Завгаева в то время не особо любили в народе, не только потому, что он был выходцем с равнины (у чеченцев придается большое значение тому, откуда пришел человек), но к тому же его считали за ставленника Москвы. Поэтому до 1991 г. Д.Завгаев пытался удержать власть за счет своего авторитета, но он стал заложником августовских событий и был свергнут как «сторонник ГКЧП» уже в сентябре.

В результате выборов 27 октября 1991 г. был избран Президент Чеченской Республики и Парламент.

1 ноября 1991 г. вышел Указ Президента о государственном суверенитете Чеченской Республики, что означало ее реальный выход из состава Российской Федерации. Но как всегда в жизнь это решение так и не удалось претворить.

В это время Дудаев вместе со своими сторонниками приобретает все большую популярность, а уже в 1992 г. захватывает власть. За счет своих идей и лозунгов ему удалось привлечь на свою сторону большое количество народа.

Идеи:

- восстановление Горской республики (одна из любимых идей), т.е. единое государство, которое объединит все народы Кавказа.

- Провозглашение независимости Чечни.

Почему именно чеченцы возглавили поход Кавказа к всеобщей независимости – это легко объяснить (урезаны в правах, а, кроме того, чеченцы были возвращены Хрущевым на их родные земли после 13-ти лет высылки, но не были восстановлены в правах).

Удивительно то, что до начала ввода войск в Чечню чеченцы были разделены между собой:

- региональные различия (3 региональных группы: Надтеречный р-н, Малая и Большая Чечня).

В республике борьба между региональными группировками стала доминирующим фактором политической жизни после начала перестройки.

- тейповые (около 180 тейпов), а тейпом считается родо-территориальная общность (объединение потомков выходцев с “одной горы”).

Региональные и тейповые различия вступают иногда в противоречия.

А уже 26 ноября 1994 года был организован первый танковый штурм Грозного, что означало: военные действия против Чечни начались. Мирное население России было против применения военной силы по отношению к Ичкерии. Военная сила – это крайний шаг. Москва стремилась к эффектному военному решению чеченской проблемы (к маленькой, но победоносной войне, которая укрепила бы положение кремлевской элиты).

Спустя несколько дней, а именно 30 ноября 1994 года Б.Н. Ельцин подписывает секретный указ о вводе войск в Чеченскую республику.

31 декабря 1994 года – официальный ввод войск в Чечню. Межнациональный конфликт в самом разгаре, нет пути назад. Применить силу военных всегда легко, особенно при разрешении конфликта. Каждая страна накопила опыт в этой сфере, а Россия - тем более (пожалуй, других способов решения конфликтов российская дипломатия не знала, или, по крайней мере, не хотела применять).

Следует сказать, что основными причинами этого конфликта были не только, как принято считать, нефтяные интересы политической и экономической элит (хотя они сыграли не последнюю роль), а также стремление Чечни к независимости. Другими причинами были и последствия развала Советского Союза, когда у Чечни появилась возможность создать свою армию (после вывода бывших советских войск на территории Чечни осталось брошенное оружие, кроме того, были установлены связи по доставке оружия).

Чеченцы считали, что в истории нет такой силы, которая смогла бы подчинить их. Поэтому после начала войны объединительным началом для всех чеченцев стали национальные идеалы и интересы.

Причины совпали с целями, как у российской стороны, так и у чеченской.

Цели России:

1. экономические интересы (нефть)

2. политические расчеты (стремление поднять авторитет центральной власти)

3. правовые заботы (навести порядок в Чечне)

4. державные чувства (сохранить целостность России и укрепить ее).

Цели Чечни:

1. стремление отстоять независимость

2. создание исламского государства

3. отражали интересы новой зародившейся политической элиты.

Внешне действия чеченской стороны выглядят привлекательнее: она оборонялась, а российская – нападала; масштабы разрушений и гибель людей от российских войск весьма значительны. Но никто не может оправдать эту войну с чеченской стороны. Путь переговоров с одновременным разоружением давал немалые выгоды, была возможность широко применить стратегию и тактику ненасильственного сопротивления.

Ведущее значение в характеристике этой войны имеет ее правовая оценка. Согласно Конституции Президент не имеет право решать вопросы войны и мира, они являются прерогативой парламента. С момента, когда полицейская акция переросла в войну, Президент обязан был руководствоваться решениями парламента. Тем более что 8 декабря 1994 года Совет Федерации принял постановление, в котором указывалось: “Не допускать применения силы на территории Чеченской республики до принятия в соответствии с Конституцией РФ компетентными органами иного решения”. Однако Президент произвольно подменил парламент СБ, не имеющим властных полномочий. Война в Чечне была развязана.

Военные действия в Чечне прекращены, а определение статуса Чеченской республики отложено на пятилетний срок. Поэтому о разрешении этого конфликта говорить еще рано.

На сегодняшний день никто не хочет заниматься этой проблемой, потому что, если Россия признает независимость Чечни, то она также признает свое поражение в этой “позорной” войне.

Чеченский кризис не может быть охарактеризован только как этнонациональный конфликт. Если быть более точным, то надо сказать, что здесь сталкиваются две экстремистские силы, представляющие в том и другом случае наиболее радикальные (в смысле готовности к насилию) слои «государственников», с одной стороны, России и российской армии, а с другой- чеченских сепаратистов. Стремление продолжать войну «до победного конца» -таков интерес, объединявший, как это ни парадоксально звучит в нынешней ситуации, ту и другую группировки.

Другое отличие чеченского конфликта состоит в том, что он был инициирован «сверху». Это не только территориальный конфликт, в котором задеваются интересы конкретной части населения. Это прежде всего конфликт, инициированный во властных структурах на основе личностных и групповых амбиций.

Еще одна особенность чеченского кризиса состоит в том, что в нем в гораздо большей степени проявились символические аспекты такого рода столкновений. Они направлены на то, чтобы повысить статус политических деятелей регионального масштаба, приравнять его к статусу политиков и администраторов современных крупных государств. Правящая элита «потенциальной нации» стремится стать реальным участником мировой политики и получить определенные права в мировом сообществе.

Выход из чеченского кризиса может быть обеспечен лишь на основе отделения символических ценностей от повседневных интересов. Символическое пространство, вырабатываемое конфликтующими сторонами, представляет собой источник принципов. Чтобы перейти к процессам мирного урегулирования, необходимо искать компромисс на почве взаимных интересов, а не упираться в принципы.

2.4 Национальная политика на Северном Кавказе

Для реализации действенной политики России на Кавказе предполагается осуществление ряда неотложных практических комплексных мер, а именно:

• создание межведомственной комиссии при правительстве Рос­сийской Федерации, наделенной полномочиями координации усилий всех органов власти в регионе (в настоящее время для этого есть полномочный представитель в федеральном округе);

• стимулирование организации межгосударственных финансово-промышленных групп, политических ассоциаций, акционерных обществ, компаний, фондов (пользующихся льготами, государ­ственной поддержкой), а также заключение двух-, трех-, мно­госторонних соглашений между предприятиями, вузами, научными и культурными учреждениями, общественными организациями и объединениями;

• разработка согласованной системы мер по формированию общего экономического пространства, всестороннему развитию внутрирегионального торгового, экономического, научно-технического сотрудничества, осуществление совместных инвестиционных программ и проектов, в том числе международных и с учетом сложившихся связей;