Смекни!
smekni.com

Этнорелигиозные конфликты (стр. 5 из 5)

- создание социально-психологической экспертизы материалов, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни;

- подготовку и выпуск цикла публицистических программ и художественных произведений, способствующих становлению толерантного сознания, снижению социальной напряженности в обществе.

Образовательно-методическое, включающее:

- создание и внедрение образовательных программ по толерантности, веротерпимости и межкультурному диалогу в образовательных учреждениях общего, высшего и дополнительного образования, системах подготовки и переподготовки преподавателей;

- разработку и внедрение специальных тренингов в системах подготовки и переподготовки специалистов в сфере массовой коммуникации, государственных служащих, в том числе работников органов правопорядка, других министерств и ведомств.

Нормативно-методическое и организационное, включающее:

- разработку документов и формирование общественно-государственных структур, обеспечивающих социально-психологическую экспертизу публикаций и передач в СМИ, новых образовательных материалов, включая интерактивные средства обучения и игры;

- подготовку нормативных и законодательных актов, содействующих внедрению толерантного поведения в социальную практику, обеспечивающих действенную возможность борьбы с проявлениями экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости, развитие форм и механизмов помощи жертвам национального экстремизма, агрессии, беженцам и вынужденным переселенцам.

В ряде регионов России были приняты законы, направленные против религиозного экстремизма.

Так, например, в Кабардино-Балкарии в третьем чтении принят закон "О запрете экстремистской религиозной деятельности". Он предусматривает административную ответственность в виде штрафов до 100 минимальных размеров оплаты труда за действия, "создающие угрозу общественной безопасности, либо общественному порядку", "направленные на нарушение территориальной целостности республики", а также "на возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной вражды". Уличенные в подобных деяниях религиозные общины согласно этим нормам должны быть закрыты. Причем речь идет не только об общинах ваххабитов. Статья за "приставание к гражданам с целью вовлечения в религиозные вероучения" применима к общине Свидетелей Иеговы, также отнесенной к экстремистским организациям.

Законодатели республики выступили против религиозного экстремизма, несмотря на расхождение принятого документа с Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях". По этой причине президент республики отклонил первую попытку принять его. Однако подобные законы, в виде исключения, все же действуют в некоторых республиках Северного Кавказа, в частности в Дагестане, учитывая сложную ситуацию в регионе.

Следует учитывать также, что Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г., гласит: "Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма".

При этом необходимо иметь в виду, что:

- все военные конфликты на постсоветском пространстве имеют исламскую составляющую, хотя мера исламского в них разная;

- основная линия соприкосновения исламской цивилизации с другими цивилизациями проходит через постсоветское пространство;

- часто исламскую окраску имеют такие антисоциальные явления, как терроризм, экстремизм, радикализм, сепаратизм;

- начиная с 1979 года (ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан) и до настоящего времени Россия испытывает военную силу исламских (и исламоориентированных) политических и государственных субъектов;

- нельзя отрицать желание западных государств, и в первую очередь США, направить на нашу страну "исламскую волну";

- Российская Федерация имеет сильную внутреннюю исламскую составляющую.

Эффективно противодействовать проявлениям терроризма, исламского экстремизма России в одиночку крайне трудно, а порой просто невозможно.

Основными факторами возникновения проблем в области борьбы с терроризмом в России в условиях начала нового тысячелетия являются:

- во-первых, отсутствие на территории Содружества Независимых Государств единого правового пространства;

- во-вторых, "прозрачность" границ;

- в-третьих, активизация исламского экстремизма, важнейшим инструментом деятельности которого стал терроризм.

Идея объединения усилий стран Содружества в борьбе против общего противника - международного терроризма находит все большее понимание среди государств - членов СНГ. Среди руководителей специальных служб государств Содружества нашла поддержку идея создания единого для всех стран СНГ Антитеррористического центра.

Стремление государств СНГ консолидировать свои усилия выглядит вполне естественным и обоснованным и при соответствующей организации может быть весьма продуктивным.

25 июля 2002 года принят Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" N 114-ФЗ. В Уголовный кодекс Российской Федерации были введены дополнительные статьи: ст. 282.1 "Организация экстремистского сообщества" (ФЗ от 25.07.2002 N 112-ФЗ), 282.2 "Организация деятельности экстремистской организации" (ФЗ от 25.07.2002 N 112-ФЗ).

Сегодня в Российской Федерации принято значительное число нормативных актов, предусматривающих комплекс мер, направленных на борьбу с экстремизмом, однако не следует останавливаться на достигнутом, необходимо совершенствовать действующее законодательство и разрабатывать новые нормативные акты. В дальнейшем также необходимо совершенствование деятельности, в том числе и научно-исследовательской, направленной на предотвращение распространения радикальных исламских течений в нашей стране.


Заключение

Опыт Сибири свидетельствует, что мирное со­существование народов возможно. Изменение национально­го состава не обязательно провоцирует возникновение межэт­нической напряженности. Более того, миграционные процессы в развитых странах иногда стимулируются государством для решения возникающих социальных проблем. Многонацио­нальный состав европейских и американских городов при раз­витии такого зла, как этническая преступность, в значительной мере определил интенсивный характер развития частного пред­принимательства, городской инфраструктуры, городской культу­ры, пополнения бюджетов городов и регионов.

Анализ современного состояния миграционной преступности позволяет говорить о ней как об угрозе национальной безопасности России. Преду­преждение миграционной преступности - одна из актуальных проблем криминологической теории, значимость которой в условиях криминаль­ной глобализации мира неизмеримо возрастает.

Развитие интеграции в современном мире, обусловленное политическими и социально-экономическими изменениями, происшедшими за последнее десятилетие, усиливает миграционные процессы. Как показывает анализ, они характеризуются нарастанием противоречий. Так, с одной стороны, экономическая глобали­зация стимулирует международные пере­мещения, а с другой - обусловливает ин­тенсивную криминализацию обществен­ных и экономических отношений и, как следствие, ужесточение миграционных режимов принимающих стран.

По экспертным оцен­кам, сейчас общее число незаконных мигрантов в России составляет от полу­тора до трех миллионов человек более чем из 60 стран мира.

В поиске путей и подходов в реализации курса региональ­ной национальной политики особое значение приобретает подготовка работников милиции, способных быстро и эффектив­но решать возникающие проблемы в области межнациональных отношений. В течение десятилетий в Рос­сии отсутствовала система подготовки кадров в области на­циональной политики, сориентированных на работу в силовых структурах, сталкивающихся с этой проблемой каждодневно при исполнении служебных обязан­ностей.

Мир меняется, и это требует создания более гибкой и профессиональной системы. Мировой опыт показывает, что толь­ко чет­кое и быстрое реагирование, вовремя предпринятые меры в сложных ситуациях во многом могут нивелировать социальные конфликты. В этом контексте подготовка кадров милиции ста­новится одной из приоритетных задач как социальной, так и национальной политики.


Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.–551с.

2. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учебное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 464 с.

3. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 240 с.

4. Глухова А.В. Политические конфликты и кризисы. Консенсус и политические методы его достижения // Государство и право. – 1993. - № 6. – С. 3 – 14.

5. Громова О.Н. Конфликтология. – М.: ЭКМОС, 2000. – 320 с.

6. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.

7. Кобец П.Н. Противодействие религиозному экстремизму в современной России // Российский следователь. – 2005. - № 9.

8. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: ВЛАДОС, 2000.

9. Макаров Н.Е. Правовая основа профилактики политического и религиозного экстремизма в России // Государственная власть и местное самоуправление. – 2005. – 11.

10. Многонациональный Кузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области. - Кемерово, 2003. – 160 с.

11. Основы религоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 1994. – 368 с.

12. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с.

13. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М.: Академия, 2000. – 302 с.


[1] Дмитриев А.В. Конфликтология.- М., 2000.-с.54.

[2] Анцупов А.Я., Шипилов А.И.Конфликтология.-М., 1999.-с.468

[3] Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М.: Академия, 2000. – С. 274-275.

[4] Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М.: Академия, 2000. – С. 276.

[5] Кобец П.Н. Противодействие религиозному экстремизму в современной России // Российский следователь. – 2005. - № 9.

[6] Глухова А.В. Политические конфликты и кризисы. Консенсус и политические методы его достижения // Государство и право. – 1993. - № 6. – С. 3 – 4.

[7] Макаров Н.Е. Правовая основа профилактики политического и религиозного экстремизма в России // Государственная власть и местное самоуправление. – 2005. – № 11.