Люди, в отношении которых предпринимается управленческое воздействие, являются источниками важной для субъекта управления информации, без которой невозможно выработать эффективную стратегию политической кампании, предпринять конкретные шаги по ее реализации. Однако сами люди, как источники нужной субъекту политиго-технологического управления информации, обычно пассивны, да и не обладают возможностями для публичного выражения своих настроений, ценностных ориентаций, стереотипов и убеждений, поэтому для получения обратной связи субъекту управления приходится предпринимать особые усилия[3].
Процесс организации обратной связи подчинен желанию, цели субъекта управления получить вполне определенное знание об объекте. Поэтому управленческие усилия направляются на то, чтобы дать возможность индивидам высказать и довести до сведения управляющего субъекта нужную ему информацию. Для этого создаются каналы для передачи такой информации, а также оказывается помощь в ее кодировании, т.к. нередко люди испытывают затруднения при передаче смысла своих ощущений, бессознательных импульсов.
Однако искусство управления обратной связью заключается не столько в создании разветвленной коммуникационной сети, сколько в умении получать нужную информацию своевременно. В ходе электоральных кампаний, например, неоднократно фиксировалось, что симпатии избирателей могут меняться, и если информация об этих колебаниях запаздывает, не доходит вовремя до кандидата, то многие его тактические приемы просто перестают срабатывать.
Следует также учитывать и то, что внутри объекта политико-технологического управления складываются и развиваются собственные коммуникационные процессы. Люди общаются между собой, делятся новостями, рассказывают о своих политических симпатиях и антипатиях, по-своему интерпретируют телевизионные передачи и газетные статьи, передают слухи. Эти коммуникационные процессы неподконтрольны субъекту политико-технологического управления, и даже хорошо налаженная обратная связь не позволяет уловить всех их особенностей и нюансов. Они создают особое шумовое поле, нередко причудливым образом искажающее, распространяемую субъектом управления, информацию. В этом случае политико-коммуникативный процесс становится просто захламленным.
Основным источником политико-коммуникативного процесса, который включает в себя этапы политико-технологического управления, обратную связь, элементы политического маркетинга, являются наиболее развитое информационное средство – Средства массовой информации (СМИ). Это могут быть печатные издания, радио, телевидение, а также реклама, которая окружает нас сегодня всегда и везде.
2.2 Роль СМИ в политико-коммуникативном процессе
СМИ являются частью современной действительности со всеми ее противоречиями, конфликтами, неурядицами и в той иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки информации состоят из множества противоречивых, зачастую несовместимых друг с другом сообщений и материалов. Один человек или отдельная группа людей не может ни голосовать за все партии или за всех кандидатов, ни покупать все рекламируемые товары, ни соглашаться со всеми предлагаемыми мнениями. Зачастую эти сообщения и материалы нейтрализуют друг друга.
Несомненно, совокупность программ и материалов СМИ оказывает влияние на формирование общественного мнения, но не штампует его.
Общественность является не однородной массой, а представляет собой совокупность различных социальных групп, слоев, прослоек, включенных в семейные, производственные и иные отношения со своими привычками, установками, ориентациями, ценностями и вкусами.
Телевидение или газета — лишь один из многих элементов, связывающих отдельного индивида с обществом. Решение избирателей голосовать за ту или иную партию или конкретного кандидата определяется целым комплексом факторов, среди которых социальная структура и форма политической системы, политическая культура и система ценностей, ориентации, состояние общественного мнения, а также конъюнктурные факторы, определяющие внутри- и внешнеполитические условия, состояние экономики и т.д[4].
Главной особенностью развернувшейся в настоящее время информационной, или телекоммуникационной, революции стала замена односторонней связи между отправителем и получателем информации многофункциональной и диалоговой связью, о чем говорилось выше, обеспечивающей новые возможности для участия в информационном обмене. Диалоговая связь организует обратную связь, делает коммуникативный обмен информацией доступным.
Взаимоотношения правительства и средств массовой информации варьируется от страны к стране в зависимости от того, о каких органах СМИ идет речь, какое конкретное правительство находится в данный период времени у власти, какие проблемы стоят в центре внимания, какова ситуация в мире, в стране и т.д. Немаловажное значение имеет и то, в какой степени журналисты, репортеры, обозреватели, редакторы и издатели разделяют те или иные ценности, идеалы, идейно-политические ориентации, установки. Необходимо отметить, что для получения информации по важнейшим вопросам государственной политики СМИ заинтересованы в доступе к ведущим государственным и политическим деятелям, особенно руководителям партий, государств и правительств являющихся источником информации «из первых рук». Неудивительно, что подавляющая часть журналистов, корреспондентов, репортеров сосредоточена в столицах развитых капиталистических стран.
В то же время, СМИ достаточно активно используются в различных политических играх, в политических баталиях и дискуссиях, при проведении политических выборов с целью политагитации и пр.
В этом случае, СМИ выступает в роли локомотива, который продвигает вперед те или иные идеи, за которые заплачены деньги.
Глава 3. Политическая культура как отражение политико-коммуникативной реальности
3.1 Понятие политической культуры
Политическая культура представляет собой комплекс исторически сложившихся устойчивых отношений в обществе, которые воплощают в себе опыт предыдущих поколений, установок, политических убеждений, моделей поведения в рамках политического процесса. Эти отношения обеспечивают функционирование и преемственность политической жизни общества. Политическая культура определяет политическое настроение общества, способствует формированию политического мнения в обществе. Хотя и сам термин политической культуры появился лишь в прошлом веке, с древних времен идет формирование этого понятия. Все время существование политической власти в каком бы то ни было обществе сопровождалось потребностью в изучении поведения руководимого общества – и во многом наличие или отсутствие ответной реакции на тот или оной тип правления являлось результатом целенаправленной деятельности политического лица, направленной на общество.
Политическая культура - это не просто явление в обществе, это величина измерения политической активности общества, которая выполняет определенные функции:
ценностно-ориентационную (интерпретация смысла политических значений);
нормативно-поведенческую (определение «рамок» политического поведения);
интеграционную (сплочение определенной социальной общности);
коммуникационную (осуществление взаимодействия субъектов и институтов на основе символов и стереотипов);
воспитательную (формирует определенный тип политического поведения, адекватный данной политической системе).
Многие исследователи по разному подходят к определению классификации политической культуры. Трактовка политической культуры обладает широким спектром мнений, формулировок, разного рода определений:
Так, к примеру, психологический подход Г. Алмонда рассматривает политическую культуру как набор психологических ориентаций на социально – политические объекты и процессы, другими словами – как отношение общества к политическому процессу – оно может быть активным, участным или бзучастным. Это наиболее распространенная точка зрения на политическую культуру.
Комплексный подход (Д. Мервик, Р. Такер, Л. Дитмер) политической культуре приписывает все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с политическим отношением, но своего содержания не имеет.
Объективистская (нормативная) трактовка (Д. Пол). Политическая культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения.
Эвристическая концепция С. Хантингтона понимает под политической культурой гипотетическую нормативную модель желательного поведения.
Социологический подход (Р. Карр, Д. Гарджер, Ю. Тихомиров) определяется политическую культуру как установочную поведенческую матрица, в пределах которой функционирует политическая система.
Все эти подходы к определению политической культуры имеют место быть, прежде всего, по причине того, что все они описывают поведение и реакцию общества в рамках политического процесса.
Политическая культура отдельной страны, как правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства. Так, например, история государственного развития США, где сумели выработать единые базовые ценности либерализма и демократии, сформировать плюралистическую организацию власти, обусловила достаточно деидеологизированные ориентации своих граждан, низкую политическую активность последних (вызванную уважением к правящим элитам), склонность к использованию легитимных форм политического участия, законопослушность, высокий патриотизм и т.д. Английскую политическую культуру отличает такая же всеобщность базовых политических ценностей, высокий уровень легитимности властей и ответственности элит за свои действия, особая почтительность граждан к символам государственности, склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами. Политико-культурный облик Германии отличает повышенная законопослушность населения, чуткость к правовым регуляторам политического поведения и соблюдению процедур, ответственность элит за исполнение своих обязанностей и т.д.