В России также сложились определенные особенности политической культуры, прежде всего обусловленные ее геополитическим положением, доминировавшими формами коллективного образа жизни, длительной дистанцированностью граждан от реальных рычагов власти, низкой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения. Причем в XX в. ; на характер политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии. Это не только нарушило естественные механизмы и трансляторы российских традиций, преемственность поколений, развитие ценностей плюралистического образа жизни, но и деформировало межкультурные связи и отношения России с мировым сообществом. В целом же такая политика послужила усеченному воспроизводству и развитию российской цивилизации[5].
Другая причина, которая может объединять все эти подходы заключается в том, что политическая культура является реакцией на политическую деятельность и отражает политико-коммуникативную реальность. В этом состоит та тонкая грань, которая разделяет две стороны – политиков-акторов – которые в рамках своего продвижения используют технологии политического менеджмента и объектов их информационного влияния – общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Рассмотрим это подробнее.
Познавательные элементы политической культуры включают знание и понимание гражданами: политических интересов – личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных; конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений; сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; ведущих политических процессов международной жизни[6].
В настоящее время политическая культура российского общества являет собой культуру внутренне расколотую, в которой преобладают нормы и ценности патриархально-традиционалистско-го типа, отображающие низкий гражданский статус личности и доминирование государственных форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества. Характерной чертой сложившегося стиля поведения большинства населения является и склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность граждан в использовании консенсусных технологий властвования. Это состояние легко объяснит тем, что с точки зрения политического режима и смены власти – России пришлось пройти сложный и тернистый путь от монархии до демократии за короткий срок. Мало кто заботился о сохранении «политического здоровья» нации, когда власть можно было взять практически голыми руками.
В результате, нам приходится строит все с нуля, сегодня в основном ориентируясь на западную модель общества. Политическая культура любого государства – это, прежде всего, набор составных элементов, которые составляют общую целостность и ценность.
Ценностные элементы политической культуры воплощают: общекультурные ориентации, отношения к власти; отношения к политическим явлениям, нравственную оценку политических событий и процессов, конкретной деятельности в сфере политики; политическую самооценку. Т.е. все перечисленные элементы политической культуры отражают ту или иную политическую деятельность.
Поведенческие элементы политической культуры характеризуют осознанное участие граждан: в обсуждении проектов государственных документов и актов при проведении референдумов и плебисцитов; в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе различных государственных и общественных органов и организаций (в штате или на общественных началах); в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях и общественно-политических организациях.
Каждый структурный элемент предполагает наличие и использование общих достижений человечества в политической сфере жизнедеятельности общества. Можно сказать, что политическая культура – это широко распространенные представления о политике, управлении и правительстве, образцы ориентации по отношению к политическим объектам. Понимание этого представления приходит в общество из информации, которая поступает из СМИ. Мы можем судить о политической деятельности по поступкам и выполненным обещаниям тех политических деятелей, которых мы выбрали в момент, когда осуществлялся процесс коммуникативного управления нашим выбором. А значит, последствия этого выбора являются отражением действия политических менеджеров. Наиболее удачные достигли своей цели и теперь формируют наше представление о власти. Но не стоит забывать о том, что есть обратная связь и она как молот может качнуться обратно. Недобросовестные политики за всю истории России принесли множество негативных моментов в современную политическую культуру российского общества. Именно благодаря потери веры в политическую справедливость на протяжении многих лет была низкая политическая активность у населения – было ощущения безнадежности голосования и выборов как института вообще, поскольку была распространена информация о фальсификации выборов и подсчета голосов. Эта ситуация пугающая во многом – и не исключено, что неактивность населения была тоже чей-то запланированной PR-компанией. Эта ситуация ушла в прошлое – и это к лучшему. Потому что нет ничего страшнее для государства, чем отсутствие веры в него людей.
Однако, не стоит путать гражданскую и политическую культуру. «Гражданская культура – это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль «подданных». Еще более важным является тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены».[7] Поэтому будет функциональной известная степень пассивности и неучастия граждан в политической жизни.
Понятно, что политическая культура является достаточно сложным феноменом, и ее нельзя сводить только лишь к пониманию поведения электората. Но в рамках раскрытия нашей темы, можно считать, что рассмотренная область является следствием воздействия определенных факторов влияния политических информационных технологий.
3.2 Роль политической культуры в политико-технологическом процессе
Политическая культура неразрывно связана с политической деятельностью и обусловливает определенный характер, «технологию» ее осуществления. Она тесно взаимодействует с политическим сознанием индивидов и социальных групп, однако вовсе не сводится к каким-либо отдельным его проявлениям. Поэтому политическую культуру нельзя рассматривать только лишь как совокупность некоторых знаний и ценностей, опыта, традиций и степени активности субъектов политики. Она выступает также как процесс, способ реализации конкретных политических интересов людей, который находит выражение в целях, средствах и результатах их действий[8].
Политическая культура - это не только один из важнейших институтов, составляющих общественное сознание. Это одновременно и система ценностей, формирующих идентичность нации, единство российского государства, это феномен, влияющий на все сферы государственного и гражданского бытия. Анализ политической культуры как фактора развития политического процесса позволяет найти ответы на ряд вопросов, имеющих значение для объективной оценки хода реформ, уточнения стратегии и тактики развития страны.
Наибольшее влияние на формирование политической культуры, оказывают те ценностные установки, которые органично сочетают в себе традиционные, общечеловеческие, внеклассовые, внекорпоративные ценности и новую группу ценностей, носителями которых являются различные ассоциации, в том числе политические партии. Через систему выборов ценностные ориентации политических партий выносятся на суд электората, что содействует «отбору» аксиологических компонентов политики.