Римские епископы, опираясь на поддержку знати и подвластных им землевладельцев, имели такое влияние, какого не было у других епископов. Уже в V в. они начали притязать на первенство, и даже верховенство в христианской церкви и стремиться к независимости от государственной власти. Они присвоили себе название «папы» («паппас» по-гречески - отец). Чтобы обосновать столь высокие притязания, первый папа. Лев I, выдвинул версию, будто первым епископом Рима был апостол Петр, которого сам Иисус Христос некогда поставил главою церкви. Получалось, что римские епископы, как преемники апостола Петра, наследовали полномочия на руководство церковью, т. е. папскую власть.
В эпоху варварских королевств, когда в Европе утверждался феодализм, короли - властители новых государств - охотно поддерживали церковь, так как видели в ней силу, способную держать в повиновении и «страхе божьем» всю массу закрепощаемых тружеников. Римское папство умело пользоваться поддержкой варваров. Папа извлекал пользу из столкновений между варварскими народами, он ухитрялся всегда опираться на поддержку более могущественного союзника и всякий раз при этом выгадывать для себя новые дары и политические преимущества.
В начале VI в. папы с помощью византийских императоров боролись против завладевших Италией остготских королей. После установления византийского господства над Италией они стали поддерживать лангобардов, которые в 568 г. завоевали Италию и положили конец византийскому владычеству. С этого времени в основном начинается возвышение папства как политической силы.
В VIII в. папы поддержали более сильное Франкское королевство: при помощи Рима франкские короли нанесли удар по лангобардам и положили конец их господству в Италии.
В 751 г. папа Захарий помог фактическому властителю франков, майордому (от латинского «майор-домус» - старший в доме) Пипину Короткому, завладеть королевским престолом, устранив последнего представителя династии Меровингов. При содействии папы Стефана II Пипин Короткий положил начало новой франкской династии Каролингов. Па услугу он ответил тем, что подарил римскому папе отнятые им у лангобардов земли в Средней Италии. Благодаря этому дару возникло новое государство - Папская область. Так с 756 г. римский папа стал обладателем светской власти, теперь уже в качестве официально признанного государя Папской области. Но задолго до этого события папы фактически обладали политической и военной властью, будучи крупнейшими феодальными магнатами Италии.
В свое время Лев I добился от императора декрета, придавшего папским постановлениям силу закона и подчинившего всех епископов суду папы. Однако подпись скрепившего данный декрет императора Западно-Римской империи значила немного в глазах последующих поколений.
Притязания римских пап на главенство во всей церкви требовали иного обоснования. В середине VIII в. в папской канцелярии был создан подложный документ о донации (даре) императора Константина.
Документ гласил, будто римский император Константин заболел неизлечимым недугом - проказой и апостолы Петр и Павел, явившись к нему в сновидении, посоветовали больному обратиться к римскому епископу Сильвестру. Сильвестр исцелил императора. После этого Константин принял христианство. Кроме того, он якобы в благодарность за это особой грамотой подтвердил полномочия римского епископа как главы церкви и уступил ему свою императорскую власть над Римом, Италией и западными провинциями империи. Свое же местопребывание император перенес в город Византии на Босфоре.
Таким образом, поддельный документ изображал пап как бы прямыми преемниками римского императора, некогда - сделавшего христианство общегосударственной религией римского мира.
В течение нескольких веков легенда о константиновом даре служила опорой авторитету римских пап. Только в XV в. итальянский ученый - историк и филолог Лоренцо Балла доказал, что грамота о даре Константина написана языком VIII, а не IV столетия и, стало быть, представляет собой явную подделку.
Однако донация была далеко не единственной фальшивкой, изготовленной в интересах римских пап. В IX в. появился целый сборник, содержавший почти 100 декретов и посланий, будто бы написанных папами начиная с I в. и якобы собранных вместе в VII в. архиепископом Севильским Исидором. На самом деле весь сборник был сфабрикован в папской канцелярии. «Лжеисидоровы декреталии», как их назвали историки, были созданы с той же целью, что и другие фальшивки: древние документы должны были подтверждать «законное право» пап главенствовать и в церкви, и над королями и князьями.
Так, опираясь на нажитые богатства, проявляя дипломатическую изворотливость и политическое лицемерие, фабрикуя фальшивые документы, постоянно обманывая верующих, средневековое папство прокладывало дорогу к своему «всемирному владычеству».
В самый ранний период феодализма каждый феодал-сеньор был государем на своей земле. Феодал был военным человеком, все его вассалы - бароны ж рыцари - были обязаны по призыву являться к нему на военную службу. Закованная в стальные доспехи, хорошо вооруженная, на лошадях в стальной броне, армия феодала представляла грозную силу.
Крепостные крестьяне не могли противостоять господам. Стальное вооружение было им недоступно, оно стоило слишком дорого.
Таким образом, господствующий класс - феодалы - был в достаточной степени силен и хорошо вооружен, для того чтобы подавлять крестьянские восстания и наказывать крепостных за малейшее неповиновение.
В раннее средневековье каждый сеньор в своей вотчине легко мог заставить крестьян работать на себя. Поэтому феодалы не нуждались в верховной королевской власти. И хотя во главе феодалов стояли их главные сеньоры - короли (в Германии их зазывали императорами), феодалы фактически не подчинялись им, считали себя независимыми государями.
Французский король боялся выехать за пределы своей столицы Парижа, опасаясь, что на него нападут соседние феодалы.
Богатство и сила феодалов зависели от количества принадлежавших им крестьян, поэтому каждый феодал всячески старался захватить их у соседа.
Феодалы вели непрестанные войны друг с другом в, стараясь ослабить недругов, разоряли их крестьян, жгли деревни, угоняли скот, вытаптывали посевы.
Но как ни медленно, а все же жизнь шла вперед. Развивалась техника, появлялись новые ремесла. Возникали новые и росли старые города.
В некоторых городах развивались такие производства, которые получили известность далеко за их пределами, например изготовление шерстяных и суконных тканей. Купцы скупали эти изделия и развозили по всей стране и даже вывозили в чужие страны.
Город был многолюднее деревни. Городские ремесленники и купцы умели сплотиться против феодалов в защиту своих интересов, и поэтому города скоро отстояли известную свободу и самоуправление. Горожане, богатея, постепенно добивались от феодалов все большей и большей независимости. Но полностью обезопасить свою торговлю и промыслы от произвола феодалов они сами не могли. Зато горожане скоро нашли себе союзника, который помог им установить относительный порядок в стране. Этим союзником оказалась королевская власть. Горожане уже давно заметили, что в странах, где в те времена власть короля была сильнее, было больше порядка.
Короли старались подчинить себе феодалов, не позволяли им вести междоусобные войны, грабить деревни и города. Поэтому в средние века горожане видели в короле своего заступника. Они всячески содействовали королю: давали ему деньги, содержали его военные отряды и создавали для него ополчения.
Пользуясь помощью горожан, короли расширяли свои владения за счет крупных феодалов, превращали последних в послушных подданных и таким путем постепенно приводили к повиновению целую страну, которая становилась большим объединенным государством.
Таким образом, в течение XII - XV столетий возникли крупнейшие европейские государства - Англия, Франция, Испания и Скандинавские государства.
Это и были так называемые сословные монархии. Каждый человек в государстве принадлежал к какому-либо сословию, т. е. группе людей, объединявшихся общностью экономического и правового положения. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и третье сословие, к которому причислялось подавляющее большинство населения - купцы, ремесленники и крестьяне. Первые два привилегированных сословия составляли господствующий класс: из их рядов выходили государственные деятели, военачальники, придворные, в их руках находилось управление как в центре, в королевской столице, так и на местах.
Собираясь объявить войну или ввести новые налоги, король созывал представителей всех сословий, чтобы заручиться их согласием и поддержкой. Такие собрания мы называем теперь сословно-представительными учреждениями: в Англии это был парламент, во Франции - Генеральные штаты, в Испании - кортесы, в Германии -рейхстаг, в России - земский собор. Особенно силен был английский парламент: король не имел права собирать налоги, объявлять войну без его согласия. В большинстве других стран сословно-представительные учреждения имели меньшую власть, а к концу средних веков, когда королевская власть усилилась, короли и вовсе перестали их созывать и начали править самодержавно. Таким образом, сословная монархия превратилась в неограниченную, или абсолютную, монархию.
Реформация началась в 1517 г. выступлением профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера. Возмущенный беззастенчивой продажей индульгенций, он, по обычаю того времени, прибил к дверям местного собора 95 тезисов (положений), в которых выразил свое осуждение злоупотреблений индульгенциями. Выступление Лютера оказалось искрой, воспламенившей всю Германию. Католическая церковь учила, что «спасение» (прощение грехов и доступ в рай) достигается «делами» - соблюдением обрядов, молитвами и подношениями церкви. Получалось, что феодал, разоривший целую деревню и замучивший крестьян, мог горстью монет и молитвой купить себе «небесное спасение», а тысячам бедняков приходилось отдавать последние гроши, покупая это «спасение».