Развивая учение о монархическом суверенитете, Гоббс сделал выбор в пользу принципа силы под влиянием опыта первой английской революции, потрясшей до основания политическую систему в этой стране и завершившейся реставрацией старой династии после недолголетнего диктаторского правления Кромвеля. [4, с.57]
Концепции природных прав и общественного соглашения были разработаны английскими мыслителями Джоном Локком, а также французским мыслителем Жан-Жаком Руссо. Сущность концепций природных прав человека заключалась в признании того, что люди от природы наделены правом на жизнь, свободу, собственность и безопасность и никто не должен зариться на природные права как неотъемлемые от самой сущности человека. Этими правами люди были наделены в природном (то есть к государственному) состоянии. Это состояние философы понимали по-разному: Дж. Локк, хоть и подчеркивал мирный характер людей в природном состоянии, однако не исключал возможности возникновения угрозы существованию природных прав людей, а Ж. - Ж. Руссо трактовал природное состояние как самый счастливый период человечества.
В зависимости от понимания природного состояния эти мыслители объясняли суть общественного соглашения между властью и людьми. Дж. Локк считал, что люди лишь частично делегируют права, ограничивая таким образом власть, давая ей "минимальные полномочия", сохраняя при этом индивидуальные особенности. Ж.-Ж. Руссо трактовал общественное соглашение как обман бедных богатыми, которые создали для защиты своих интересов публичную власть, и поэтому предлагал такое соглашение, за которым отдельные индивиды, передавая свои права сообществу, созданному ими, обеспечивают себе гражданские права и свободы.
Ж.-Ж. Руссо считают основателем концепции народного суверенитета, суть которой заключается в том, что народ является источником и носителем государственной власти. Суверенность народа, согласно с взглядами Ж.-Ж. Руссо, является неотчужденной и неделимой. Поэтому он критиковал поклонников деления власти, сравнивая их с японскими фокусниками, которые разрезают ребенка на части, подбрасывают их вверх, а ребенок остается живым и невредимым. Идеи деления власти Ж.-Ж. Руссо противопоставлял идею разграничения функций органов государства.
Суверенитет народа осуществляется через участие всех граждан в законодательном процессе. Он был убежден, что законы, установленные народом, будут полезными как для народа в целом, так и для каждого гражданина в частности. Ж.-Ж. Руссо как поклонник прямой демократии отрицал парламентаризм на том основании, что парламент, во-первых, отображает интересы отдельных партий и клик, во-вторых, депутаты не выражают прямо коллективной воли, а являются лишь уполномоченными для обсуждения законов.
Дж. Локк и Шарль Монтескъе выдвинули концепцию распределения власти. Согласно с Дж. Локком, власть разделяется на законодательную, исполнительную и федеральную. Первая устанавливает нормы поведения граждан, друга употребляет мероприятий по применению законов, а третья определяет отношения государства с другими государствами. Судебную власть Дж. Локк не отмежевывает от исполнительной. Развивая учение Дж. Локка, Монтескъе выделил три вида власти: законодательную, исполнительную и судебную. Принцип деления власти предусматривал, что она принадлежит разным органам власти, и закон устанавливает прерогативы для каждой из ветвей власти, каждая ветвь власти взаимно ограничивает и сдерживает друг друга (то есть существует механизм сдерживаний и противовесов). Сосредоточенность власти в руках одного лица, по мнению Ш. Монтескъе, неминуемо приводит к гибели свободы, к злоупотреблениям чиновников.
Основные идеи концепции правового государства содержатся также в трудах немецких философов Иммануила Канта, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. [1, с.56]
Весомое значение для развития политической мысли имела философия права Иммануила Канта (1724-1804, Германия), сделавшего вывод о моральной автономии личности и общества от государства. Общество обладает своими, негосударственными средствами регулирования поведения человека. Такими регуляторами являются семья, хозяйственные ячейки общества, общины, в том числе религиозные. Все это И. Кант называл "гражданским" обществом. И. Кант призывал относиться к людям не как к средству, а как к цели. Человек представляет собой самоценность, является господином самого себя. Законы могут быть нравственными и безнравственными. Нравственные законы - те, которые находятся "внутри нас" и соответствуют естественному праву. Только такие законы имеют правовую силу и их можно назвать "правовыми". Государство, пользующееся правовыми законами, И. Кант называет правовым. Правовое государство необходимо для того, чтобы связывать государственную власть законом, не допускать произвола и несправедливости. [2, с.54]
Гегель, отрицая традиционные природно-правовые схемы и концепции общественного договора, выдвинул собственное видение личности, гражданского общества, государства, международных политических отношений. Гражданское общество, по мнению Гегеля, - это общество владельцев. К нему принадлежат свободные индивиды, которые взаимодействуют между собой в процессе реализации собственных потребностей и интересов преимущественно в общественно-экономической сфере. Гражданское общество разделяется на кланы (корпорации), охватывает полицию и судебные учреждения. В нем все равны юридически, независимо от национальности, вероисповедания, но неравны от природы, по социальным взаимоотношениям, по настроениям, мыслям, талантам, знаниям и т.п. Неравными являются мужчина и женщина, животное и растение. Государство - венец развития нравственности. Как сердцевина семьи и гражданского общества, оно предшествует им, воплощает их единство, снимает противоречия. Как самый ценный продукт объективного духа, а не общественного договора, государство синтезирует субъективное и объективное в народном движении, становится носителем абсолютного духа и отвечает содержанию абсолютной идеи. Государство не может быть средством служения гражданам и обществу, ибо оно является средством господства, наивысшей из всех целей, его авторитет имеет, безусловно, божественный характер. Государство занимается сферой политической деятельности; общеобязательными, объективными и рациональными законами и собственными институциями, обеспечивает реализацию прав и свобод граждан. Сущность государства - суверенитет, разделенный между монархом и народом. Именно суверенитет дает государству возможность безгранично главенствовать над собой и над гражданским обществом. Государственная власть разделяется на законодательную (депутаты представляют и защищают интересы кланов), исполнительную (осуществляется правительством) и правящую (воплощает единство законодательной и исполнительной власти в лице монарха, который опирается на закон и уважает права и свободы подданных).
Идеи Гегеля оказали значительное влияние на Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) - немецких политических мыслителей, основоположников одного из более самых влиятельных течений политической мысли в новейшей истории человечества - марксизма. [4, с.63]
Проблемы равенства и свободы в первой половине XIX в. обсуждались и в социалистической литературе различных направлений. У основателей современного социализма А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна встречаются различные, зачастую совершенно несхожие представления о государстве и политике, которые, однако, сводятся к одному знаменателю. Так, Р. Оуэн вообще считал бесполезным делом конструирование политического идеала, поскольку - надобность в государстве исчезает после утверждения строя общности. Ш. Фурье, отстаивая положение о главенстве экономики над политикой, развивал идею о бесполезности политики и политической деятельности вообще. Представляемая им идеальная общественная организация - федерация кантонов и фаланг, не предусматривает ни централизованной власти государства, ни какого-либо вмешательства во внутреннюю жизнь фаланг.
Напротив, у Сен-Симона цель будущего политического устройства - это создание единой хозяйственной и общественной системы, управляемой промышленниками из единого центра. В этой системе, в управлении которой решающую роль будет играть научно обоснованный план, а не произвол и случай, исчезнет извечная проблема управляющих и управляемых, а политическая власть, как исторически бесперспективная, должна уступить место власти административной.
Ближайшие последователи великих утопистов, особенно сторонники коммунистического направления, создавали различные проекты идеальной республики, основанной на принципе равенства, доведенного до абсолюта. Так, в Икарии Э. Кабе любой город, провинциальный или коммунальный, расположен строго в центре местности, "и все так организовано, чтобы все граждане могли присутствовать на народных собраниях". Провинции, коммуны, города, деревни, фермы и даже дома имеют одинаковый вид. "Великий семейный союз" В. Вейтлинга отмечен чертами крайней архаики и почти полностью воспроизводит политическую иерархию "Города Солнца" Т. Кампанеллы. Наиболее вдумчивый теоретик коммунизма домарксового периода, Т. Д.езами в "Кодексе общности" основывает свою, пронизанную республиканизмом, коммунистическую систему на "законах природы", которые не может изменить никакая форма правления и, следовательно, "политическая конституция могла бы повлиять только на большую или меньшую степень совершенствования".